Автор: Сушкевич Оксана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: "Центр развития ребёнка - детский сад №21" Населённый пункт: Великий Новгород Наименование материала: Статья. Тема: "Воспитание сказкой". Раздел: дошкольное образование
Воспитание сказкой.
Сказки пришли к нам из глубины веков, с точностью определить время их
рождения очень сложно. Сочиненные народными сказателями, чудесные
истории передавались из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела
изменяя их и дополняя новыми деталями. Потом пришло время, когда сказки
стали собирать и записывать.
Сказка— одна из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре.
Вид фольклорной прозы, известный у всех народов, древнейший народный
жанр литературы фантастического характера, цель которого нравоучение или
развлечение.
В словаре И. В. Даля, сказка употребляется, как вымышленный рассказ,
небывалая, даже несбыточная повесть или сказание.
А в словаре С. И. Ожегова, сказка употребляется, как повествовательное,
обычно народно поэтическое произведение о вымышленных лицах и
событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
В «Большой Советской Энциклопедии», сказка раскрывается, как
эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
А. Н. Толстой указывал на то, что сказка это великая духовная культура
народа, которую мы собираем по крохам и через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа.
Также сказками называются общенародные устные произведения, в
которых изображаются приключения фантастических героев. В древности
они назывались «баснями», «байками». Рассказчики до сих пор называются в
народе «баянами», «баюнами», «баутчиками» и «бахарями».
А вот, по словам, В. А. Сухомлинского: «Сказка— это зернышко, из
которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает
все дошкольное детство и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается
его знакомство с миром литературы, с миром важнейших общечеловеческих
и моральных ценностей и со всем окружающим миром, в целом. Через
сказки взрослые передают подрастающему поколению моральные нормы,
традиции и обычаи.
Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное
отношение к окружающим людям. Опыт сказочных героев учит детей тому,
как нужно или нельзя поступать, в доступной форме дает первые
представления о добре и зле, ярко раскрывает разные противопоставления:
храбрость и трусость, трудолюбие и лень, смекалку и тупость. Сказка
формирует характер ребенка.
Сказка это, тот способ общения, который без труда понимают и
принимают дети.
Рассказывая сказку ребенку, мы развиваем его внутренний мир,
оказываем влияние на формирование его мышления и воображения,
обогащаем его культурный и сенсорный опыт, даем импульс для развития
творческого потенциала.
Сказка развивает речь ребенка, расширяет словарный запас детей, учит
правильно строить диалог, развивает связную речь, делает ее яркой,
образной.
Сказкой можно снять тревогу и эмоциональное напряжение у ребенка,
преодолеть истерики и капризы, скорректировать его поведение. Многие
сказки нацелены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть зависть, обиду,
жадность, а также избавить его от страхов (сказкатерапия —отличный
помощник в этом).
Для того чтобы воспитание сказкой было эффективным недостаточно
рассказать ребенку первую попавшеюся сказку, ее нужно подбирать с учетом
возраста ребенка.
Ранний возраст (от 1, до 3 лет).
Первые сказки для детей раннего возраста, должны быть несложными и
короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим. Дети до трех лет отдают
предпочтение сказкам с циклически повторяющимися событиями.
Необходимо использовать для рассказывания сказок яркие игрушки или
красочные иллюстрации большого формата.
В этом возрасте следует обратить внимание на следующие сказки:
«Золотое яичко»;
«Репка»;
«Курочка Ряба»;
«Колобок»;
«Репка» (обр. К. Ушинского);
«Как коза избушку построила»(обр. М. Булатова);
«Козлята и волк»(обр. К. Ушинского);
«Теремок»(обр. М. Булатова);
«Три медведя»(обр. Л. Толстого).
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет).
В этом возрасте нужно переходить к сказкам с более сложным содержанием,
делая также акцент на яркие, красочные иллюстрации.
Рекомендуется следующий список сказок:
«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого);
«Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской);
«Гуси лебеди»;
«Снегурочка и лиса»;
«Лиса и заяц» (обр. В. Даля);
«Теремок» (обр. В. Даля);
«Снегурочка и лиса» (обр. М. Булатова).
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет).
Сказки для детей данного возраста по—прежнему должны иметь достаточно
понятный сюжет, содержать несложные речевые обороты, а также
определенную мораль, быть поучительными для ребенка и заставлять его
размышлять.
Рекомендуется следующий список сказок:
«Про Иванушку дурачка» (обр. М. Горького);
«Война грибов с ягодами» (обр. Л. Н. Толстого);
«Зимовье» (Обр. Соколова Микитова);
«Лиса и козел» (обр. О. Капицы);
«Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы);
«Лисичка со скалочкой» (обр. М. Булатова).
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет).
Детям в этом возрасте можно читать практически любые сказки, те которые
им интересны. В этом возрасте у детей активно развивается фантазия,
поэтому в этот период необходимо читать детям волшебные сказки.
Ориентировочный список сказок:
«Заяц хвастун»;
«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы);
«Крылатый, мохнатый да масляный» ( обр. И. Карнауховой);
«Царевна —лягушка»;
«Сивка —Бурка» (обр. М. Булатова);
«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого).
Подготовительная к школе группа (от 6до 7 лет).
Как правило, детей данного возраста интересуют сказки с динамическим
сюжетом. У детей старшего дошкольного возраста следует интересоваться
их предпочтениями.
Примерный список сказок:
«Василиса Прекрасная»;
«Белая уточка»;
«Волк и лиса» (обр. Соколова Микитова);
«Снегурочка» (по народным сюжетам);
«Чудесная яблочко» (обр. Л. Елисеевой);
«Семь Симеонов— семь работников»(обр. И. Карнауховой);
«Не плюй в колодец— пригодится воды напиться» (обр. К. Ушинского).
Рассказывая сказки детям, мы получаем прекрасную возможность
сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, без скучных
наставлений.
Еще В. А. Сухомлинский отмечал: «Через сказку, фантазию, игру, через
неповторимое детское творчество—верная дорога к сердцу ребенка. Сказка,
фантазия—это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они
забьют животворящими ключами!»
Используемая литература.
*Пропп В. Я. Русская сказка.
*Пропп В. Я. Мофология сказки. М. 2000год.
*Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М. 2000год.
*Запорожец А. В. Психология сказки дошкольником.1998год.
*Расскажи мне сказку. Иванова Э. И. М,1993год.