Автор: Сивцева Саргылана Дмитриевна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: МОБУ СОШ №17 Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г.Якутск Наименование материала: Технологическая карта урока Тема: Суффикс-значимая часть слова Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Суффикс-значимая часть слова
Цель деятельности учителя
Актуализировать и восстановить знания о суффиксах; повторить из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить
представление о данной морфеме через наблюдение над словами с омонимичными суффиксами.
Тип урока
Урок постановки учебных задач
Планируемые
образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; уметь
правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выражаемые суффиксами%
группировать слова по значению суффиксов; понимать механизм образования слов с помощью суффикса.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта): умение находить, преобразовывать и передавать
информацию;выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Личностные : понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе
получения школьного образования.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия
Словообразовательная роль суффикса
Этапы урока
Содержание
Функция учителя
Действия обучающихся
Формируемые умения
(универсальные учебные
действия)
1.Мотивация(самоопределение) к
учебной деятельности
Эмоциональная,
психологическая и
мотивационная подготовка
учащихся к усвоению
изучаемого материала
Здравствуйте. Я надеюсь, что вы
постараетесь показать свои знания
по этой теме урока. Будем
развивать наблюдательность, свою
речь, обогащать словарный запас.
Вы будете работать в группах.
Помните-важно не только самому
выполнить задание, но и помочь
своим товарищам. Ведь не только
личный результат, но и результат
работы всей группы приведет к
успеху всего класса.
Слушают учителя, участвуют
в диалоге с учителем.
Размещают учебные
материалы на рабочем месте,
демонстрируют готовность к
уроку.
Познавательные: осознают
учебно-познавательную задачу;
Регулятивные: планируют
необходимые действия;
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний
( ситуация успеха) и фиксация
затруднений в деятельности
3. Постановка учебной задачи
Воспроизведение ранее
изученного, установление
преемственных связей прежних
и новых знаний и применение
их в новых ситуациях.
Эвристическая беседа по теме
урока.
Выделите корень и суффикс в
словах: летчик, синеватый,
зайчонок, грузчик, фигурист,
пловец, столик, жестянщик,
зеленоватый. Распределите их по
группам. Объясните, по какому
признаку вы их распределили?
Отвечают на вопросы. Строят
понятные для партнера
высказывания. Осваивают
лингвистические термины.
Обдумывают ответы на
вопросы и осознают, что
имеют недостаточно знаний
Личностные: имеют мотивацию к
учебной деятельности
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в
материализированной и
умственной форме; осуществляют
для решения учебных задач
Что такое корень? Что такое
суффикс? Для чего нужен суффикс
в слове? Как правильно находить
суффиксы в словах? Как можно
назвать тему урока?
для полных ответов.
операции анализа, синтеза,
сравнения, классификации,
устанавливают причинно-
следственные связи.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу.
4. Построение проекта
выхода из затруднения.
Совместное решение учебной
задачи
Раскрытие сущности новых
понятий, усвоение новых
способов учебной и умственной
деятельности учащихся.
Ознакомление с заданием
Формулирует цель учебной
деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее на
себя.
Еж и ежик
Запись слов в тетрадях и на доске.
Обозначьте корни в этих словах. О
чем говорит корень? Меняется ли
лексическое значение слова с
добавлением суффикса? Как? Так
какую роль выполняет суффикс?
Для чего он служит? Вспомните
известные вам уменьшительно-
ласкательные суффиксы,
приведите примеры слов с ним.
Заполняем первый пункт таблицы.
Организует и сопровождает
деятельность учащихся,
контролирует правильность
выполнения заданий.
Можно ли оценить отношение к
ежу, выраженное с помощью
суффикса ик. (доброе, ласковое)
Можно ли поставить знак
равенства между выражениями
«уменьшительно-ласкательный
суффикс» и «суффикс оценки».
Формулируют цель учебной
деятельности в диалоге с
учителем. Отвечают на
вопросы . Знакомятся с
заданием, слушают учителя,
под руководством педагога
составляют план работы на
уроке.
Личностные: осознают свои
возможности в учении; способны
адекватно рассуждать о причинах
своего успеха или не успеха в
учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием.
Познавательные: извлекают
необходимую информацию из
прослушанного объяснения
учителя, высказываний
одноклассников, систематизируют
собственные знания.
Регулятивные: планируют
необходимые действия, операции,
действуют по плану.
Коммуникативные: строят
небольшие монологические
высказывания, осуществляют
совместную деятельность в парах
и рабочих группах с учетом
конкретных учебно-
познавательных задач.
5. Первичное закрепление
Раскрытие сущности новых
понятий, усвоение новых
способов учебной и умственной
деятельности учащихся.
Подбор своих примеров ,
иллюстрирующих природу
Упражнения в учебнике. После
выполнения упражнений
заполняется таблица.
Итоговый вид таблицы:
СУФФИКСЫ
ЗНАЧЕНИЯ
Работают с заданием.
Заполняют первый пункт
таблицы.
Личностные: приобретают новые
знания , умения, совершенствую
имеющиеся.
Познавательные: читают и
слушают, извлекая нужную
информацию , а также
изучаемого явления,
составление связных рассказов
об изученных нормах.
Письменная работа по группам.
Ик,ушк,к,онк,е
ньк,ок,очк
Уменьшительн
о-
ласкательные=
суффиксы
оценки
Чик, щик,
ист,тель
Названия лица
по роду
занятий, по
профессии
Ик,ушк,к,онк,е
ньк,ок, очк
Уменьшительн
о-ласкательное
значение=суф
фиксы оценки
Оват, еват
Признак
предмета
Ан,
ян,анин,янин,е
ц,ск
Название лица
по месту
жительства
ец
Принадлежнос
ть действия
лицу
ищ
Увеличительно
е значение
ищ
место
самостоятельно находят ее в
материалах учебников.
Регулятивные: контролтруют
учебные действия, замечают
допущенные ошибки, осознают
правило контроля и успешно
используют его в решении учебной
задачи.
Коммуникативные: осуществляют
совместную деятельность в парах с
учетом учебно-познавательных
задач.
6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Обобщение и систематизация
знаний и формирование
рациональных способов
применения их на практике.
Подбор своих примеров,
иллюстрирующих природу
изучаемого явления,
составление связных рассказов
об изученных нормах.
Письменная работа по
группам.Беседа.
Текст.
На город полчища из царства
Неграмотности. Летчики
сбрасывали на городок
орфографические ошибки,
артиллеристы обстреливали
глупостью, парашютисты-
десантники меж синеватых
облаков стали спускаться на
речевых ошибках и сеять с
Слованске бессмыслицу.
Почернели улочки города.
Но каждый слованец поднялся
на защиту Родину. Самое
драгоценное, речь и мысль ,
жители спрятали в глубокие
каменные убежища. И перешли
в наступление! Вражеский
ошибконосец взорвался на мине
Работают в группах,
заполняют таблицу,
формулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения. В сотрудничестве с
одноклассниками делают
вывод.
Личностные: оценивают
содержание усваиваемого
материала с нравственно-
этической точки зрения.
Познавательные: самостоятельно
выделяют и формулируют цель;
осуществляют поиск необходимой
информации
Регулятивные: самостоятельно
планируют необходимые действия,
операции, работают по плану
Коммуникативные: формулируют
собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку
зрения.
прилежания, а
сосредоточенность прогнала
речевые ошибки.
1 группа-Выпишите слова с
суффиксами чик,
щик,ист,тель,оват, еват и
определите их значение
2 группа-вспомните и запишите
суффиксы со значением «житель
какой-либо страны, города, края».
Найдите в тексте слова с подобным
значением и выделите суффикс.
(слованец, ошибконосец)
Одинаковое ли значение вносит
суффикс в эти слова (разные:
название лица по месту жительства
и принадлежность действия лицу)
3 группа –выпишите слова с
суффиксом ищ, определите
значение (полчища, убежище).
Одинаково ли значение этих слов?
(разное: увеличительное значение
и место).
Какой можно сделать вывод,
анализируя слова с суффиксами ец,
ищ? (Слова одной и той же части
речи с одинаковыми суффиксами
могут иметь разное значение)
Организует и сопровождает
деятельность учащихся ,
контролирует правильность
выполнения задания.
7.Рефлексия
деятельности
(итог урока )
8.Д /з.
Проверка и обсуждение работ
учащихся. Обобщение
полученных на уроке сведений,
оценивание выполненных работ
Какова роль суффиксов в слове?
Что нового узнали на уроке?
Какие трудности у вас появились в
процессе работы.
Как вы их преодолели?
Домашнее задание.
Упр.413. Списать( выбрать одно из
двух)
1.
Выделить в словах все
суффиксы.
Формулируют собственные
мысли, высказывают и
обосновывают свою точку
зрения. В сотрудничестве с
учителем и одноклассниками
делают выводы, выполняют
задания.
Личностные: понимают, в чем
значение знаний для человека
Познавательные: приобретают
умения использовать полученные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной
жизни
Регулятивные: оценивают свою
работу, исправляют и объясняют
ошибки
Коммуникативные: формулируют
2.
Выписать из текста
словосочетания,
включающие слова с
суффиксами оценки.
Создает условия для
устранения перегрузки
учащихся и овладения новым
учебным материалом
непосредственно на уроке.
собственные мысли, высказывают
и обосновывают свою точку
зрения.