"Применение интерактивной доски в работе с логическими блоками Дьенеша в средней группе"
Автор: Павлова Ирина Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Малинский ЦРР детский сад "Ивушка" Населённый пункт: посёлок Малино,Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Применение интерактивной доски в работе с логическими блоками Дьенеша в средней группе" Раздел: дошкольное образование
«Применение интерактивной доски в работе с логическими блоками Дьенеша
в средней группе»
Для организации инновационной развивающей среды в нашем детском
саду
в
рамках
внедрения
ФГОС
ДО
была
приобретена
и
установлена
интерактивная
доска.
Использование
современных
образовательных
информационных
технологий
позволило
нам
сделать
воспитательно
–
образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более
вариативными, повысилась результативность дошкольного образования. С
установкой
инновационного
оборудования,
наряду
с
традиционными
методическими
наглядными
пособиями,
мы
успешно
начали
внедрять
в
практику новые формы обучения и развития, широко используя презентации,
слайд-шоу,
видеофрагменты,
демонстрационные
дидактические
пособия,
рисунки и т.д. Используя интерактивную доску, мы можем делать пометки,
рисовать, чертить различные схемы, составлять дидактические игры, занятия,
в
реальном
времени
наносить
на
изображение
пометки,
вносить
любые
изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего
редактирования,
печати
на
принтере. Таким
образом,
знание
педагогом
возможностей этого инструмента позволяет разнообразить занятия для детей,
более понятно и информативно выстраивать объяснения, эффективнее решать
различные задачи воспитания и развития детей.
Создавая оптимальные условия для развития одарённости своих
воспитанников, мы в своей работе используем логические блоки Дьенеша.
Большинство заданий, развивающих логику и мышление, легче
воспринимаются ребенком, если они представлены на интерактивной доске.
Дидактические
игры
с
этими
блоками
являются
прекрасным
средством
ознакомления
детей с формой предметов,
геометрическими фигурами,
цветом,
размером
и
толщиной
объектов,
что
способствует
ускорению
процесса
развития
у
дошкольников
простейших
логических
структур
мышления
и
математических
представлений,
усвоению
элементарных
навыков алгоритмической культуры мышления, развитию познавательных
процессов, а на более поздних этапах – развитию творческих способностей.
Для закрепления и более эффективного усвоения материала детьми в
работе
с
логическими
блоками
Дьенеша
мы
используем
интерактивную
доску.
За основу в своей работе мы взяли блок «Строитель». Блок выполнен в
виде
конструктора,
представленного
различными
геометрическими
фигурами.
Панель
функциональных
возможностей
позволяет
нам
организовать
режим
работы
для
реализации
задач
в
играх
с
блоками
Дьенеша.
В
программе
имеется
функция
«сохранить
в
альбом»,
что
позволило нам создать альбом с детскими работами, которые мы можем
просмотреть, обсудить, по желанию ребёнка изменить или использовать его,
как основу для различных новых работ.
Мы создали копилку дидактических игр с логическими блоками Дьенеша,
которые используем в работе с интерактивной доской.
Приложение
Копилка
развивающих игр с логическими блоками Дьенеша с использованием
интерактивной доски в средней группе
Дидактическая игра «Второй ряд».
Цель игры: развитие простейших логических структур мышления.
Содержание игры : Воспитатель предлагает детям следующие задания:
Задание 1: Выложи в ряд 5 любых фигур.
Задание 2: Построй нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура другой формы.
Задание 3: Построй нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другого цвета.
Задание 4: Построй нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура, той же формы, но другого размера.
Задание 5: Построй нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другая по цвету.
Задание 6: Построй нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура такой же формы, но другая по размеру.
Задание 7: Построй нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой
верхнего ряда оказалась фигура не такая по форме, (размеру или цвету).
Дидактическая игра «Волшебное дерево».
Цель игры : Развивать умение классифицировать блоки по трем признакам
и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное
мышление.
Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках
изображены символы фигур – листьев, набор блоков.
Содержание игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на
котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой
цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают
«листики» на ветках.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель игры : развитие логического мышления.
Содержание игры: Варианты игры: геометрические фигуры могут быть
использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает,
одинаковые по цвету, блоки разной геометрической формы и специально
кладёт среди них блок другого цвета, предлагая детям подумать, какой блок
лишний и почему. Аналогичные задания предлагаются по форме и размеру.
Дидактическая игра «Продолжи дорожку».
Цель игры : развитие логического мышления.
Содержание игры: Воспитатель выкладывает дорожку, чередуя
блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный
и т.д. несколько раз. Затем детям предлагается внимательно посмотреть на
дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно
усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.
Дидактическая игра «Найди пару».
Цель игры : развитие на внимания.
Содержание игры: Воспитатель раскладывает перед детьми разные блоки по
одному и предлагает найти каждой фигуре пару. Затем просит назвать
признаки: цвет, форму и размер подобранных фигур.
Задание 1: Постройте поезд из 4 вагонов, так чтобы они располагались от
самого маленького до самого большого вагончика.
Задание 2: Сосчитай вагончики в нашем поезде.
Задание 3: В наш поезд не все гости зашли, поэтому давайте к составу
присоединим ещё 1 вагончик.
Задание 4: Давайте сосчитаем сколько стало вагончиков? Счёт до 5
(спросить2-3 детей)
Задание 5: Какого цвета самый короткий вагончик?
Задание 6: Какого цвета длинный вагончик?
Задание 7: Какого цвета вагончик посередине?
Задание 8: Какой по счёту жёлтый вагончик?
Задание 9: Какой по счёту самый маленький вагончик?
Дидактическая игра «Помоги Незнайке».
Цель игры : Усвоение слов «не красный», «не круглый», «небольшой».
Содержание игры: В этой игре требуется рассказать Незнайке о блоках,
перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному
рассказывать про цвет, форму и так далее. Например, о желтом
прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме
не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).