Автор: Четверикова Александра Федосеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ 53 "Гномик" Населённый пункт: Кемеровская область, город Междуреченск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа кружка "Здоровячок" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Гномик»
Рабочая программа кружка «Здоровячок»
Вторая младшая группа
Составили воспитатели:
Четверикова Александра Федосеевна.
г. Междуреченск
1
Содержание
1.
Пояснительная записка…………………………………………3 стр.
2.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Здоровячок»……………………………………………………5 стр.
3.
Результаты освоения программы кружка «Здоровячок»……12 стр.
4.
Литература……………………………………………………...13 стр.
2
Рабочая программа кружка «Здоровячок»
Пояснительная записка
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью,
начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования,
поскольку именно в период дошкольного и младшего школьного возраста у
ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа
жизни.
Программа
кружка
для
младших
дошкольников
«Здоровячок»
ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности
здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Программа
кружка
включает
в
себя
формирование
элементарных
представлений об анатомии и физиологии человека, элементарные знания по
гигиене, изучение таких методов оздоровления, как закаливание, здоровое
питание и т.п.
Программа кружка «Здоровячок» включает в себя вопросы не только
физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы
утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с
раннего детства он научился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек,
живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Цели:
- охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного
взаимодействия
с
ребенком,
делается
акцент
на
самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к
творческому
отношению
при
выполнении
заданий.
Занятия
содержат
познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей
в сочетании с физкультурными досугами.
Также
содержание
занятий
наполнено
сказочными
и
игровыми
сюжетами
и
персонажами.
Игра
позволяет
сохранить
специфику
3
дошкольного
возраста.
Используются
и
другие
специфические
для
этого
возраста виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.). Все
используемые игры, задания, упражнения способствуют развитию умений и
навыков,
которые
позволят
успешно
взаимодействовать
с
окружающей
средой и людьми, формировать коммуникативные умения воспитанников.
Дети
научатся
понимать,
при
каких
условиях
среда
обитания
(жилище,
улица) безопасны для жизни и для здоровья.
Занятия
кружка
расчитаны
на
детей
3-4
лет,
продолжительность
занятий 15 минут, проводятся 1 раз в неделю.
Занятия начинают проводится с 3-й недели сентября, так как в первые
две недели проводится диагностика детей (выявление у детей необходимых
навыков и умений на начало учебного года).
4
тий
1.
Сентябрь
(1-2
недели)
Сентябрь
(3 неделя)
Сентябрь
(4 неделя)
Диагностика
«Чисто жить-
Здоровым
быть!»
Физкультурн
ы й
д о с у г :
«Мы-
осенние
листочки».
Выявление
у
детей
необходимых
навыков и умений на начало учебного
года.
Учить
детей
правильно
называть
п р е д м е т ы
л и ч н о й
г и г и е н ы .
Закреплять у детей уже имеющиеся
навыки
мытья
рук.
Продолжать
формировать
навык
пользования
индивидуальным
полотенцем
и
расческой.
Активизировать
в
речи
детей слова, обозначающие действия:
умыться, закатать рукава, намылить,
с м ы т ь
м ы л о ,
п р и ч е с а т ь с я .
Продолжать учить детей отвечать на
простые вопросы.
Развивать
двигательные
реакции
в
упражнениях
общеразвивающего
характера,
учить
детей
выполнять
основные
движения
(ходьба
по
дорожке, перешагивание через палку,
метание мешочка в корзину), учить
детей
бегать
в
одном
направлении,
действовать
в
соответствии
со
с л о в а м и
в з р о с л о г о ,
в ы з в а т ь
уд о в о л ь с т в и е
о т
с о в м е с т н ы х
действий,
желание
участвовать
в
игровом занятии.
1
1
2.
Октябрь
(1 неделя)
«Да,
здравствует
мыло
душистое!»
Познакомить
детей
со
свойствами
мыла;
закрепить
и
уточнить
знания
д е т е й
о
т ом ,
д л я
ч е го
л юд и
используют
мыло;
во спитывать
культурно-гигиенические
навыки;
о б о г а щ а т ь
с л о в а р н ы й
з а п а с
(душистое, туалетное мыло, пена).
1
5
Октябрь
(2 неделя)
Октябрь
(3 неделя)
Октябрь
(4 неделя)
«Научим
куклу
умываться».
«Заяц-
грязнуля».
Физкультурн
ы й
д о с у г :
«Прогулка
в
осенний
лес».
Обогащать
словарь
детей,
уточнить
название
и
назначение
предметов,
находящихся
в
туалетной
комнате:
кран, по которому льется вода; мыло-
смывает
грязь;
полотенце-вытирать
насухо руки, лицо; зеркало-помогает
проверить
чисто
ли
ваше
лицо.
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
д е т е й
п о с л е д о в ат е л ь н о
м ы т ь
р у к и .
Воспитывать
вежливость,
умение
уступить
друг
другу,
помогать
друг
другу.
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
д е т е й
с а м о с т о я т е л ь н о
м ы т ь
р у к и ,
пользоваться мылом, насухо вытирать
лицо
и
руки
личным
полотенцем.
Формировать
навык
пользования
индивидуальными предметами.
Укреплять физическое и психическое
здоровье детей; упражнять в умении
ходить
и
бегать
друг
за
другом;
формировать
умение
правильно
выполнять
прыжки
чере з
д в е
параллельные
линии,
отталкиваясь
двумя ногами и мягко приземляясь;
упражнять в сохранении устойчивого
р а в н о в е с и я
п р и
х о д ь б е
п о
гимнастической
скамейке.
Развивать
внимание,
навыки
ориентировки
в
про ст ранстве,
координацию
и
ритмичность
движений,
быстроту
и
ловко сть.
Вызвать
радо сть
от
совместных игровых действий.
1
1
1
3.
Ноябрь
(1 неделя)
«Делаем
кукле
прическу».
У ч и т ь
д е т е й
с а м о с т о я т е л ь н о
ухаживать
за
своими
волосами.
Уточнить названия необходимых для
этого
предметов.
Учить
держать
в
руке
расческу,
расчесывать
волосы
движениями сверху вниз.
1
6
Ноябрь
(2 неделя)
Ноябрь
(3 неделя)
Ноябрь
(4 неделя)
«Оденем
к у к л у
н а
прогулку».
«Купание
куклы».
Физкультурн
ы й
д о с у г :
«Птички».
Воспитывать бережное отношение к
вещам, оказывать взаимопомощь друг
другу
при
одевании.
Развивать
мелкую
моторику
рук.
Учить
детей
различать
и
называть
предметы
одежды,
дифференцировать
одежду
для мальчиков и девочек, узнавать ее
на
картинках,
по следовательно
о д е в а т ь
к у к л у.
Ф о р м и р о в а т ь
п о т р е б н о с т ь
в
с о б л ю д е н и и
опрятности в повседневной жизни.
Продолжать
активизировать
в
речи
детей
названия
предметов
личной
гигиены, названия действий, качеств.
Продолжать
учить
детей
играть
с
куклами,
заботливо
и
бережно
обращаться с ними. Учить выполнять
последовательно игровые действия.
Вызвать
у
детей
положительный
эмоциональный
заряд
к
занятию.
Упражнять
детей
в
ходьбе
друг
за
другом по кругу, в беге всей группой
по всему залу, прыжках на двух ногах
на
месте.
Развивать
внимание
к
сигналам
вос-ля,
ориентирование
в
пространстве.
1
1
1
4.
Декабрь
(1 неделя)
Декабрь
(2 неделя)
«Это - я».
«Наши
глазки».
Продолжать
знакомить
детей
со
своим
телом.
Учить
правильно
называть
части
тела:
голова,
руки,
ноги, живот, спина, уши, глаза и др.,
для чего они нужны человеку.
Углубить
знания
детей
об
органе
зрения. Учить внимательно слушать
воспитателя,
отвечать
на
вопросы,
называть
мелкие
детали
тела
(есть
брови,
ресницы,
«шторки»-веки,
зрачок), выполнять простые задания.
Развивать
воображение,
тактильные
ощущения.
1
1
7
Декабрь
(3 неделя)
Декабрь
(4 неделя)
«Чтобы
г л а з к и
н е
болели».
Физкультур-
ный досуг:
«В
гости
к
зайке».
Учить
детей
беречь
глаза
от
пыли,
грязи;
учить
ухаживать
за
глазами.
П р од ол ж ат ь
п р и в и ват ь
д е т я м
культурно-гигиенические
навыки
–
необходимость
и
польза
умывания,
купания.
Развивать
двигательную
активность
детей,
упражнять
в
построении
с т а й ко й ,
х о д ь б е
с т а й ко й
з а
во спит ателем
между
к е гл я м и ,
перешагивании
через
предметы,
п р ы ж к а х
н а
д в у х
н о г а х
с
продвижением
вперед.
Воспитывать
и н т е р е с
к
ф и з к у л ь т у р н о й
деятельности.
1
1
5.
Январь
(1 неделя)
Январь
(2 неделя)
Январь
(3 неделя)
Январь
(4 неделя)
«Гимнастика
для глаз».
«Мои ушки».
«Чтобы
ушки
лучше
слышали».
Физкультур-
ный
до суг :
«Путешестви
е
в
зимний
лес».
Учить
детей
самостоятельно
делать
гимнастику,
повторять
движения
за
воспитателем.
Закреплять
знания
детей об органе зрения. Продолжать
формировать
гигиенические
навыки
по
уходу
за
глазами.
Воспитывать
потребность
к
здоровому
образу
жизни.
Познакомить детей со строением уха.
Гигиена
слуха.
Развитие
остроты
слуха.
Определение
направления
звука.
Углубить
знания
детей
об
органе
слуха.
Формировать
гигиенические
навыки ухаживать за ушами.
Развивать
двигательную
активность
д е т е й .
П р о д о л ж а т ь
о б у ч а т ь
различным видам ходьбы, прыжкам с
продвижением
вперед,
упражнять
в
подлезании
под
дугу.
Вызвать
положительный эмоциональный заряд
к занятию и желание участвовать в
совместной деятельности.
Учить
детей
навыкам
самомассажа.
1
1
1
1
8
6.
Февраль
(1 неделя)
Февраль
(2 неделя)
Февраль
(3 неделя)
Февраль
(4 неделя)
«Поиграем
с
ушками».
«Носики-
курносики».
«Вместе
весело
ш а г а т ь
з а
здоровьем
в
детский
сад».
Физкультур-
ный
до суг :
«Медвежата»
П р о д о л ж а т ь
ф о р м и р о в а т ь
гигиенические
навыки
по
уходу
за
ушами.
Воспитывать
потребность
к
здоровому образу жизни.
У ч и т ь
р е б е н к а
п о л ь з о в а т ь с я
индивидуальным носовым платком.
Закреплять
знания
детей
о
частях
своего
тела
и
о
их
з н ач е н и и .
Развивать
зрительное
и
слуховое
внимание, обоняние. Воспитывать у
детей желание проявлять заботу.
Вызвать
у
детей
эмоциональный
отклик на игровое занятие и желание
участвовать в нем. Упражнять детей в
ходьбе по гимнастической скамейке, в
ходьбе
с
перешагиванием
через
предмет
(кубик),
в
лазании
на
четвереньках
под
дугой.
Развивать
умение
действовать
по
сигналу
воспитателя.
1
1
1
1
7.
Март
(1 неделя)
Март
(2 неделя)
«Зубы
крепкие
нужны,
зубы
белые
важны».
«Для чего мы
едим».
Формировать
у
детей
позитивное
отношение
к
уходу
за
зубами,
элементарные
навыки
здорового
образа
жизни;
учить
общаться
со
взрослыми;
отвечать
на
вопросы,
с в я з а н н ы е
с
э л е м е н т а р н ы м и
культурно-гигиеническими навыками.
Воспитывать
желание
следить
за
своими зубками, чистить их.
Рассказать
детям,
что
здоровье
зависит от правильного питания: еда
должна быть не только вкусной, но и
полезной. Дать представление о том,
какие продукты наиболее полезны и
необходимы
человеку
каждый
день
для здоровья, научить детей выбирать
самые полезные продукты.
Познакомить
детей
со
значением
1
1
9
Март
(3 неделя)
Март
(4 неделя)
«Витаминки
с грядки».
Физкультур-
ный
до суг :
«Сказочный
лес».
витаминов и минеральных веществ в
жизни
человека.
Уточнить
знания
детей об овощах, фруктах, месте их
произрастания, пользе для человека.
Продолжать
учить
рассказывать
выразительно
загадки
об
овощах,
ф р у к т а х .
Р а з в и в а т ь
л о г и к у,
мышление.
Воспитывать
осознанное
о т н о ш е н и е
к
н е о б х о д и м о с т и
закаляться, заниматься спортом, есть
овощи, фрукты, чтобы противостоять
болезням.
Упражнять
детей
в
ходьбе
и
беге,
п о л з а н и ю
н а
ч е т в е р е н ь к а х ;
закреплять
умение
прыгать
на
двух
ногах
на
месте
и
с
продвижением
вперед; продолжать учить сохранять
равновесие
при
ходьбе
змейкой
между предметами, ходить мелким и
ш и р о к и м
ш а г о м .
Р а з в и в а т ь
с п о с о б н о с т ь
д е й с т в о в а т ь
п о
словесному
сигналу.
Укреплять
опорно-двигательный
а п п а р ат,
развивать мелкую и общую моторику.
1
1
8.
Апрель
(1 неделя)
Апрель
(2 неделя)
Апрель
(3 неделя)
«Моя кожа».
«Пожалей
свою кожу».
«В
гостях
у
Мойдодыра».
Рассматривание кожи на руках через
лупу.
Рассказать
детям
о
значении
кожи
для
человека.
З а к р е п и т ь
культурно-гигиенические
навыки
м ы т ь я
р у к .
В о с п и т ы в а т ь
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь
к
с в о е м у
организму.
Углубить
знания
детей
об
уходе
за
кожей,
рассказать
о
закаливании.
В о с п и т ы в а т ь
п о т р е б н о с т ь
к
здоровому образу жизни.
Вспомнить
и
закрепить
ка к и е
предметы личной гигиены помогают
человеку
быть
опрятным,
чистым,
красивым, ухоженным.
1
1
1
10
Апрель
(4 неделя)
Физкультур-
ный
до суг :
«Шустрые
котята».
Учить
детей
ходить
по
лавке
с
пере ступанием
через
п р ед м е т,
сохраняя
равновесие;
упражнять
в
прыжках в длину, отталкиваясь двумя
ногами
и
мягко
п р и з е м л я я с ь ;
развивать гибкость хребта, пролезая
под
д вумя
д уга ми.
Р а з в и в а т ь
внимание
к
сигналам
воспитателя,
у м е н и е
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
п р о с т р а н с т в е .
В о с п и т ы в а т ь
позитивные эмоции, желание активно
включаться в игру.
1
9.
Май
(1 неделя)
Май
(2 неделя)
Май
(3-4
недели)
«Кукла
Маша у нас в
гостях».
Физкультур-
ный
до суг :
«Мой
веселый
звонкий
мяч».
Диагностика
Знакомить
детей
с
п р а в и л а м и
поведения
при
встрече
го стей.
Закреплять
правила
и
н а в ы к и
культуры
поведения
во
время
еды.
Ф о р м и р о в а т ь
н а в ы к и
самообслуживания.
Вызвать радость и удовлетворение от
совместных
игровых
действий.
Упражнять детей в целом комплексе
разнообразных
движений:
беге,
подпрыгивании,
отбивании
мяча
ладонью
об
пол,
отталкивании
от
себя,
подбрасывании
и
ловле
мяча
двумя руками, его катании. Развивать
умение
действовать
по
сигналу;
развивать память, внимание, умение
слушать воспитателя.
Выявление
у
детей
необходимых
навыков и умений на конец учебного
года.
1
1
11
Результаты освоения программы кружка «Здоровячок»
В конце учебного года воспитанники могут знать:
- Признаки здорового и закаленного человека.
- Правила здорового сна, хорошего настроения.
- Правила для поддержания правильной осанки.
- Правила поведения во время еды, умывания.
- Правила ухода за кожей.
- Правила бережного отношения к органам зрения, слуха, к зубам.
- Правила ухаживания за волосами.
- Правила бережного отношения к вещам.
- Правила поведения при встрече гостей.
- О строении тела человека.
- О полезной и вредной пище.
- Названия предметов личной гигиены и их назначении.
Воспитанники могут уметь:
- Правильно умываться, мыть руки, чистить уши, зубы.
- Правильно расчесываться.
- Правильно ложиться спать.
- Пользоваться носовым платком.
- Следить за кожей, ногтями.
- Выполнять соответствующие возрасту основные движения.
- Выполнять правила для поддержания правильной осанки.
- Соблюдать правила поведения за столом, в общественных местах.
12
Приложение.
13
14
15
16
17
18
19
Литература
1.
Аверина
И.Е.
Физкультурные
минутки
и
динамические
паузы
в
дошкольных образовательных учреждениях.- М., 2006. – 144 с.
2.
Баринова Е.В. Обучаем дошкольников гигиене. – М., 2013. – 208 с.
3.
Глазырина
Л.Д.
Физическая
культура
–
дошкольникам.
Младший
возраст. – М., 2000. – 272 с.
4.
Здоровьесберегающая
система
дошкольного
образовательного
учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / авт.
сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. – Волгоград, 2009. – 186 с.
5.
Картушина
М.Ю.
Быть
здоровыми
хотим:
оздоровительные
и
познавательные занятия для детей детского сада. – М., 2004. – 384 с.
6.
Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической по физической
культуре в детских дошкольных учреждениях. – Ростов н/Д., 2005. –
253 с.
7.
Методическое
пособие
«Человек
и
его
защита»/
авт.
сост.
Н.С.
Смирнова. – Междуреченск, 2008.
8.
От
рождения
до
школы.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2012. – 336 с.
9.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Конспекты
занятий. – М., 2012. – 80 с.
10. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А.
Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М., 2013. -
128 с.
11. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-
5 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги. – М., 2004.-
104 с.
12. Яковлева Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие
для педагогов дошкольных учреждений: в 3 ч. – М., 2004. – Ч. 2.
Конспекты занятий для второй младшей и средней групп. – 207 с.
20