Методика работы с нетрадиционным текстов (стихотворение)
Автор: Ковалева Елена Андреевна Должность: учитель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа имени А.И. Бабухина" Орловского района Орловской области Населённый пункт: с. Новодмитровка Наименование материала: Методическая разработка Тема: Методика работы с нетрадиционным текстов (стихотворение) Раздел: среднее образование
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Французская эпическая поэма « Монашество Гильома»
Идут на штурм французы неудержно,
По лестницам наверх упорно лезут,
Ломают стены с грохотом и треском,
Пускают луки в ход и арбалеты,
Во рвы свергают сотнями неверных,
А турки отражают наступленье,
Большие камни во французов мечут,
Их навзничь в воду сбрасывают с лестниц,
В них ядра шлют из камнеметов сверху,
Из арбалетов выпускают стрелы.
Задание:
1.Какие события упоминаются в стихотворении?
2. Какие средства штурма замка , судя по описанию в поэме, применяли
осаждавшие?
3. Какие способы обороны использовали осажденные?
4. Как вы понимаете фразу « свергают сотнями неверных»?
5. Что такое «арбалет»?
6. Как вы понимаете фразу « ядра шлют из камнеметов»?
7. Как вы оцениваете поведение французов?
8. Согласны ли вы с тем что наступленье французов было оправдано?
9. Каковы ваши предположения о дальнейших событиях?
10. В какой стране происходят описываемые события?
Карточка № 2.
Тема: Западная и Центральная Европа в V – XI вв.
Феодальное поместье в IX – XI вв.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением).
Рыцарский роман Кретьена де Труа «Эрек и Энида»
Вот кони всех мастей, гнедые
И серые и вороные,
Летят друг к другу с двух сторон.
На поле схватки грохот, звон.
Там копья всадники ломают,
С могучим треском пробивают
Щиты червленые друг другу.
Дырявят прочную кольчугу,
Чтоб сбить со взмыленных коней
Своих противников скорей.
К упавшему под шум и гром
Несутся с поднятым мечом
Одни - в полон забрать,
Другие - поживей поднять.
Задание:
1.
Какие события описываются в данном стихотворении?
2.
В чем вы видите сходство турнира и битвы?
3.
В чем - отличия битвы от турнира ?
4.
Можно ли догадаться, что в приведенном отрывке описывается турнир, а не
боевое сражение?
5.
Как вы понимаете фразу « летят друг к другу»?
6.
Как вы понимаете фразу « в полон забрать»?
7.
Как вы оцениваете проведение турнира автором стихотворения?
8.
Почему, по вашему мнению, турниры перестали проводиться?
9.
Хотелось ли бы вам принять участие в рыцарском турнире?
10.Что было бы если турниры проводились в настоящее время?
Карточка № 3.
Тема: Западная и Центральная Европа в V – XI вв. Феодальная раздробленность в
Западной Европе
.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
«Песнь о Роланде»
По голосу один узнал другого.
Сошлись они на середине поля.
Тот и другой пускают в дело копья,
Врагу удар наносят в щит узорный,
Его пронзают под навершьем толстым,
Распарывают на кольчугах полы,
Но невредимы остаются оба.
Полопались у них подпруги седел,
С коней бойцы свалились наземь боком,
Но на ноги вскочили тотчас ловко,
Свои мечи булатные исторгли,
Чтоб снова продолжать единоборство.
Одна лишь смерть конец ему положит.
Задание:
1.
Какое событие описывается в данном стихотворении?
2.
Как проходил рыцарский поединок?
3.Исходя из того, как действовали в битве командующие двух армий, сделайте
вывод, как проходили сражения войск, состоящих из рыцарей
?
4. Как вы понимаете фразу «под навершьем толстым»?
5. Как вы понимаете фразу «мечи булатные исторгли»?
6. Как автор относится к данному событию?
7. Согласен ли ты с такой тактикой ведения боя?
8. Что, по вашему мнению, означает фраза « лишь смерть конец ему положит»?
9. Что изменилось в тактике ведения боя по сравнению с настоящим временем?
10. Хотел ли бы ты принять участие в таком бою?
Карточка № 4.
Тема: Западная и Центральная Европа в V – XI вв. Феодальная раздробленность в
Западной Европе.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Поэма о Гильоме Оранжском.
Не скрою от тебя, наследник мой:
Бог над народом короля вознес
Не для того, чтоб тот презрел закон,
Грешил распутством, поощрял порок,
Или у сирот отнимал феод,
Иль вымогал последний грош у вдов.
Нет, государь карать обязан зло
И втаптывать его во прах пятой.
Пусть видят бедняки в тебе оплот.
Внять жалобам их будь всегда охоч…
А с тем, кто нравом непомерно горд,
Будь сам, как лютый леопард, жесток.
Задание:
1.
О чем идет речь в данном стихотворении?
2.
Как в поэме объясняется происхождение и назначение королевской власти?
3.
Не обнаруживаете ли вы в этих представлениях влияния христианской религии?
4.
Какие обязанности, по мнению героев поэмы, возложены на средневекового правителя?
5.
О каких «сиротах» и «вдовах» здесь идет речь?
6.
Как правители действовали в реальной жизни?
7.
Как вы понимаете фразу « презрел закон»?
8.
Как вы понимаете фразу « как лютый леопард жесток»?
9.
Согласен ли ты с автором стихотворения?
10. Что было бы если бы королевская власть сохранялась до настоящего момента?
11. Как бы ты себя вел, если бы был королем?
Карточка№ 6
Тема: Византийская империя в VI – XI вв.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Роман Сладкопевец ( VIв.)
… Над убогим богач надругается,
Пожирает сирых и немощных;
Земледельца труд - прибыль господская,
Одним пот, а другим роскошества,
И бедняк в трудах надрывается,
Чтобы все отнялось и развеялось!..
Задание:
1.
Какие факты упоминаются в данном стихотворении?
2.
Какую несправедливость видел поэт в современной ему Византии?
3.
Кого поэт относит к беднякам, а кого - к богачам?
4.
В чем усматривал поэт тяжесть положения земледельцев?
5.
Как вы понимаете фразу « пожирает сирых и немощных»?
6.
Как вы понимаете фразу « надрывается, чтобы все отнялось и развеялось?
7.
Как оценивается поведение богача автором?
8.
Согласен ли ты с оценкой автора?
9.
Можно ли в современной жизни встретиться с подобной несправедливостью?
10. Как бы ты поступал на месте богача?
Карточка№ 5
Тема: Западная и Центральная Европа в V – XI вв.
Культура Западной и Центральной Европы в VI – XI вв.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Рыцарская поэма « Фламенка»
Жонглеров наступил черед…
Звук слышен то рожка, то флейты;
Тут голос жиги; рядом роты;
Один - слова; другой - к ним ноты;
У тех свирель, с волынкой - эти,
На дудке - тот, тот - на мюзете…
У тех - театр марионеток;
Жонглер ножами - быстр и меток;
Тот - пляшет с кубком, тот - скользит
Змеей, тот - делает кульбит,
Тот - в обруч прыгает; кого
Не знаешь больше мастерство.
Кого ж истории влекли
Про то, как жили короли
И графы, мог узнать о разном…
Задание:
1.
О чем идет речь в данном стихотворении?
2.
Какие виды музыкальных инструментов перечислены в отрывке?
3.
Какие номера, исполняемые жонглерами, названы в отрывке?
4.
Как относится к жонглерам автор поэмы?
5.
Что означают слова «жиги» , «роты»?
6.
Как автор относится к жонглерам?
7.
Хотелось ли бы вам быть жонглером?
8.
Можно ли в наше время встретить жонглеров? Где?
Карточка№ 7.
Тема: Христианская церковь в XI - XIII вв. крестовые походы.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Джеффри Чосер « Кентерберийские рассказы»
Он индульгенций короб, с пылу с жару
Из Рима вез по шиллингу за пару.
… Такой искусник был, такой был хват!
В своем мешке хранил чудесный плат
Пречистой Девы и клочок холстины
От савана преславныя кончины.
Еще был крест в цветных камнях - стекляшках,
Была в мешке и поросячья ляжка,
С их помощью, обманщик и нахал,
В три дня он денег больше собирал,
Чем пастырь деревенский за полгода
Мог наскрести с голодного прихода…
Задание:
1.
О чем идет речь в данном стихотворении?
2.
Чем пользовался продавец индульгенций в изображении английского
поэта, чтобы нажиться за счет верующих?
3.
Как вы понимаете фразу « индульгенций с пылу с жару»?
4.
Как вы понимаете фразу « такой искусник, такой был хват»?
5.
Как оценивается продавец индульгенций автором?
6.
Согласен ли ты с данной оценкой?
7.
Если бы продавцы индульгенций были бы в наше время, были ли бы они
популярны?
8.
Хотел ли бы ты быть продавцом индульгенций?
9.
Почему для оценки продавца автор использует слова « обманщик и нахал»?
10.
Кто пользовался услугами продавца индульгенций?
Карточка № 8.
Тема: Христианская церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Хроника Рауля Канского
… Едва они в город проникли , всюду рассеялись…
Кинулись с домы, на крыши, в сады, огороды - везде
Убивают, грабят и опустошают.
Скот хватает этот, врывается в дом другой,
Одни похищают золото, медь же - другие,
Прельстившись ее желтизною сверкающей…
Иные хватают сребро, драгоценные камни - другие,
Третьи - пурпур, кое - кто же - рабов.
Разграблению все предаются.
Всякий рыщет за тем, в чем нужду имеет…
Одежды - нагой, жаждущий - чашу к вину добывает,
К сокровищам алчный торопится…
Душит старцев один, другой отбирает младенцев…
Задание:
1.
О каком событии идет речь в стихотворении?
2.
Как в этом отрывке отражены действия крестоносцев?
3.
Какие цели преследовали крестоносцы?
4.
Что несли крестоносцы жителям завоеванных ими стран?
5.
Как автор относится к действиям крестоносцев?
6.
Как вы относитесь к действиям крестоносцев?
7.
Поставьте себе на место крестоносцев. Ваши действия?
8.
Почему для характеристики крестоносцев автор использует слова
«алчный, прельстившись»?
9.
К какому периоду относится описываемое событие?
Карточка № 9.
Тема: Образование централизованных государств в Западной Европе.
Англия в XI - XV вв.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Джеффри Чосер « Кентерберийские рассказы»
Так овцам счет умел вести он, акрам
И так подчистил свой амбар и закром,
Что сборщики все оставались с носом.
Он мог решать сложнейшие вопросы:
Какой погоды ждать? И в дождь иль в зной
С земли возможен урожай какой?
Хозяйский скот, коровни и овчарни,
Конюшни, птичник, огород, свинарни
У мажордома под началом были.
Вилланов сотни у него служили.
… За недоимки не избыть тюрьмы,
В уплату ж все имущество возьмет,
В своем отчете дыры тем заткнет.
Он сад развел и двор обнес свой тыном,
В усадьбе пышной жил он господином.
Задание
:
1.
Какие факты упоминаются в данном стихотворении?
2.
В какой стране происходят описываемые события?
3.
Кто такой мажордом?
4.
Кто такие вилланы?
5.
Какое представление о хозяйстве феодала создает отрывок?
6.
Как характеризуется мажордом, его отношения с крестьянами?
7.
Согласны ли вы с оценкой автора?
8.
Хотелось ли бы вам быть мажордомом?
Карточка № 10.
Тема: Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Китай в средние века (до конца XV в).
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением).
Лу Ю «Жалобы крестьянина» (XIIв).
По взгоркам, где почва суше, пшеницу сею,
В низинах, где есть вода, сажаю рис.
До самой кости буйвол протер шею.
Пашем и ночью - кричу: давай не ленись!
Из сил последних сеем, сажаем, пашем.
Страда не вечна - день отдыха недалек.
Но кто дубасит с утра по воротам нашим?
Уездный чиновник пришел собирать налог.
К уездной управе меня ведут под охраной.
Днем и ночью порют жестоко плетьми.
Кто же из смертных не трусит смерти нежданной?
Думал - умру не простясь с родителями, ни с детьми.
Задание:
1.
О каком факте идет речь в данном стихотворении?
2.
Как вы понимаете фразу « страда не вечна»?
3.
Как изображает поэт жизнь и труд крестьянина?
4.
От чего больше всего страдает крестьянин?
5.
Сочувствует ли поэт крестьянину? Докажите свое мнение.
6.
Сочувствуете ли вы крестьянину?
7.
Хотелось ли бы вам стать крестьянином?
8.
Существует ли подобное в современной жизни?
Карточка № 11.
Тема: Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Индия в средние века.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
Из сборника стихотворений XII в.
1)
Из ячменя размокшие лепешки
Сушить, ребят ревущих унимать,
Вычерпывать горшок разбитым воду,
Солому для спанья беречь от ливня,
Дырявое лукошко нахлобучив
На голову, в лачуге обветшалой
Доводится супруге бедняка.
2)
Отец и сын схватили за рога,
А мать - за хвост, родители отцовы
Уперлись в ребра, а сноха - в подгрудок.
Ребята с плачем за ноги взялись.
Одно у них богатство - дряхлый вол,
Что издыхает, лежа на земле.
И всем семейством, проливая слезы,
Они его стараются поднять.
Задание:
1.
О каких события идет речь в данных отрывках?
2.
Как в этих стихотворениях изображены жизнь и быт бедняка?
3.
Как в этих стихотворениях изображены жилище, пища, постель, имущество
бедняка?
4.
Как автор относится к беднякам?
5.
Как вы относитесь к беднякам?
6.
Существуют ли бедняки в настоящее время?
Карточка № 12.
Тема: Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Народы Америки ( до конца XVв)
.
Методика: Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением)
«Кецалькоатль и тольтеки».
Народ Кецальтоатля, тольтеки,
Был многоопытным средь народов.
Все им давалось легко и просто:
Камень бесценный они гранили,
Золото плавили и отливали,
Дивные делали украшенья
Из птичьих перьев они…
Были тольтеки очень богаты,
Было еды у тольтеков вдоволь:
Тыквы - так говорит преданье -
Были толстыми и большими;
Как жернова, початки маиса…
Хлопок красивый тольтеки растили
Разных цветов и разных оттенков…
Ярким таким вырастал он в поле,
Никто не красил его.
Были тольтеки очень богаты,
Счастливы были они безмерно,
Грусти и нищеты не знали,
Были полны добра их жилища,
Им голод неведом был…
Задание:
1.
К какому периоду относится данное стихотворениея?
2.
Какими ремеслами и уменьями в прошлом владели тольтеки?
3.
Какие культуры выращивали тольтеки?
4.
Какие представления сохранялись у них о свободной независимой жизни?
5.
Как оценивается народ автором стихотворения?
6.
Каковы ваши предположения о дальнейших событиях?
Карточка № 13
Тема: Народы Азии, Америки и Африки в средние века.
Народы Америки ( до конца XV в.).
Методика: : Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением).
Даже если все это правда,
Что жизнь земная - одни страданья,
Что так на земле всегда, неизменно,
Нужно ли вечно всего бояться,
Нужно ли вечно дрожать от страха,
Нужно ли вечно рыдать?
Зачем так заведено в этом мире,
Что вечно в нем господа, властелины,
Что есть правители, знатные родом,
Ягуары есть и орлы?
Но кто же сказал, что это навеки
И что таков бытия порядок?
Кто на себя навлекает гибель?
Есть и жизнь, есть и желанья,
Битвы есть и труды!
Задание:
1.
О каком событии идет речь в стихотворении?
2.
Как вы понимаете фразу «жизнь земная - одни страданья»?
3.
Что в устройстве общества вызывает протест ацтекского поэта?
4.
В чем он видит главные ценности жизни?
5.
Согласны ли вы с мнением автора?
Карточка № 14.
Тема: Начало капиталистического развития в Англии.
Методика: : Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением).
Уильям Форест середина XVI в.
Все села, предместья и города
Участвуют в производстве сукна.
Много сил и средств, много труда
Отдает сукноделию наша страна.
И в каждом месте особый труд:
Здесь пряхи прядут, ткачи там ткут,
Валяльщики ловко валяют сырье,
Красильщики искусно красят сукно…
… Вывозится шерсть в чужие края…
Оставили б лучше его у себя.
Пусть каждый суконщик имел бы сырье,
Построили бы он производство свое.
К работе он смог бы людей привлекать…
Задание:
1.
Какие выводы о распространении сукноделия в Англии и
разделении труда в нем можно сделать на основе отрывков?
2.
Почему поэт резко возражает против вывоза шерсти за границу?
3.
Какие положительные результаты, по его мнению, имело бы
сохранение шерсти в своей стране?
4.
Согласны ли вы с мнением автора ?
5.
Вывозит ли Англия сукно в настоящее время?
6.
Хотели ли бы вы быть суконщиком?
Карточка № 15.
Тема: Реформация и Крестьянская война в Германии.
Реформация в других странах Западной Европы.
Методика: : Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением).
Ганс Сакс ( XVIв).
Известно, каждый поп и инок
Дом Божий превращают в рынок:
Дают реликвии доход,
А главное - в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка
К болящему - и дань сберет..
Страдает от попов народ,
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
Задание:
1.
О каком событии идет речь в данном стихотворении?
2.
Какие источники доходов католической церкви перечислены в этом
стихотворении?
3.
Как вы понимаете фразу « дом божий превращают в рынок»?
4.
Как вы понимаете фразу « привыкнув грабить издавна»?
5.
Как относился поэт к католической церкви?
6.
Почему католическая церковь в Германии продолжала пользоваться огромной
властью?
7.
Согласны ли вы с мнением автора о католической церкви?
8.
Существует ли такое явление в настоящее время?
Карточка № 16.
Тема: Нидерландская буржуазная революция.
Методика: : Работа с нетрадиционным текстом ( стихотворением).
Константейн Хёйгенс «Амстердам» (XVIIв).
Прибереги восторг, о незнакомый друг,
По поводу чудес, простершихся вокруг:
Что стоят все слова о царствах небывалых –
Пред роскошью, что здесь отражена в каналах!
Гармония воды и звонких мостовых,
Магнит для ценностей и кладезь таковых;
Вдвойне Венеция, дворец тысячестенный;
Торф, ставший золотом! Немотствуй , гость почтенный;
Рекут: роскошен Рим; кричат: красив Каир –
Но Амстердаму честь воздаст в молчанье мир!
Задание:
1.
С какими событиями связанны данные события?
2.
С какими известными городами мира поэт сравнивает Амстердам?
3.
Что в каждом случае могло служить основой для сравнения?
4.
Почему поэт отдает предпочтение Амстердаму, что вызывает его восторг?
5.
Согласны ли вы с мнением автора?
6.
Хотелось ли бы вам посетить Амстердам?