"Служба психолого-педагогического сопровождения в ДОУ"
Автор: Прунова Елена Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка -детский сад № 71" Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область Наименование материала: Презентация Тема: "Служба психолого-педагогического сопровождения в ДОУ" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №71»
Модель психолого-педагогического
сопровождения
«Самое главное в
воспитании – это любить
ребенка и уважать его как
личность»
Психолого-педагогическое сопровождение - это система
комплексной социально-психологической помощи личности.
Цель ППС :
Создать благоприятные условия для полноценного развития детей
2-7 лет и способствовать формированию гармонично развитой личности ребенка,
готового к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Сопровождение рассматривается как целостная деятельность всех участников
образовательного процесса, в рамках которой могут быть выделены три
обязательных взаимосвязанных компонента:
Систематическое
отслеживание
психолого-
педагогического
статуса ребенка и
динамики его
психического развития
в процессе обучения.
Создание социально-
психологических
условий для развития
личности ребенка и его
успешного обучения.
Создание специальных
условий для оказания
помощи детям,
имеющим проблемы в
психологическом
развитии, обучении.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Обеспечение равных возможностей
полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от
пола, нации, социального статуса
Обеспечение равных возможностей
полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от
пола, нации, социального статуса
Содействие личностному развитию каждого
ребенка на всех возрастных этапах, на основе
развития индивидуальных особенностей детей
в единстве интеллектуальной, эмоциональной
и волевой сфер их проявления
Содействие личностному развитию каждого
ребенка на всех возрастных этапах, на основе
развития индивидуальных особенностей детей
в единстве интеллектуальной, эмоциональной
и волевой сфер их проявления
Повышение психологической компетентности
родителей воспитанников и педагогов в
закономерностях и особенностях развития
ребенка, а так же в вопросах обучения и
воспитания дошкольников
Повышение психологической компетентности
родителей воспитанников и педагогов в
закономерностях и особенностях развития
ребенка, а так же в вопросах обучения и
воспитания дошкольников
Обеспечение условий для реализации
бесстрессового перехода детей от игровой к
учебной деятельности
Обеспечение условий для реализации
бесстрессового перехода детей от игровой к
учебной деятельности
Установление комфортного психологического
климата в группе
Установление комфортного психологического
климата в группе
Принципы психолого-педагогического сопровождения:
•
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое
явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым
комплексом причин
•
Гуманизация - предполагающая веру в
возможности ребенка
•
Принцип развития психики, сознания в деятельности
предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в
становлении и основным условием их развития является та или
иная деятельность
•
Системный подход - основанный на
понимании человека как целостной
системы
•
Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
предполагающий содержание, формы, способы сопровождения,
соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам
его развития
•
Непрерывность
сопровождения ребенка в
образовательном процессе, а именно
преемственность и
последовательность сопровождения
Участники процесса
:
Родители
Педагог-
психолог
Музыкальный
руководитель
Воспитатель,
педагог доп.обр.
Учитель-
логопед
Инструктор по
физкультуре
Взаимодействие педагога-психолога со
специалистами ДОУ
С воспитателем:
•
формирование банка развивающих игр с учетом психологических
особенностей дошкольников
•
совместная организация и проведение праздничных мероприятий
•
оказание консультативной и практической помощи воспитателям
по соответствующим направлениям их профессиональной
деятельности
•
проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности
школьной зрелости у старших дошкольников
•
участие в деятельности по психологической подготовке детей к
школе
•
оказание помощи воспитателям в разработке индивидуального
образовательного маршрута дошкольника
•
осуществление психологического сопровождения образовательной
деятельности воспитателя
С учителем-логопедом:
•
участие в обследовании детей с целью выявления уровня их развития,
состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также
особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы
•
психологическое сопровождение детей на занятиях логопеда
•
совместная разработка индивидуально-ориентировочного маршрута
сопровождения ребенка нуждающегося в помощи
Взаимодействие педагога-психолога со
специалистами ДОУ
С музыкальным руководителем:
•
оказание помощи в рамках психологического сопровождения деятельности
музыкального руководителя
•
совместное создание эмоционального настроя, повышения внимания детей
при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса
•
участие в подборе музыкального сопровождения для проведения
релаксационных упражнений на музыкальных занятиях
•
участие в организации и проведении театрализованных представлений
•
оказание консультативной помощи в разработке сценариев, праздников,
распределении ролей
•
осуществление сопровождения на занятиях по развитию памяти, внимания,
координации движений
С инструктором по физической культуре:
•
участие в составлении программы психолого-педагогического
сопровождения по физическому развитию
•
формирование у детей, родителей и сотрудников детского сада
осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на
состояние здоровья.
•
участие в выполнении годовых задач детского сада по
физическому развитию
•
оказание помощи в подборе игровых упражнений с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня
их развития и состояния здоровья
•
развитие мелкомоторных и основных движений воспитанников
Необходимым условием реализации
психолого-педагогического
сопровождения является тесное
взаимодействие с родителями
воспитанников:
Психологическая диагностика
родителей по вопросам воспитания
и обучения детей
Формирование потребности к
овладению психологическими
знаниями посредством
видеопрезентаций,
информационных стендов, игровых
практикумов
Организация в группах кружков для
воспитанников и их родителей, по
интересам, для гармонизации
отношений в семьях
Ознакомление с направлениями и
содержанием программы работы
специалистов дошкольного
образовательного учреждения
Групповые и индивидуальные
консультации по вопросам
воспитания и развития детей
Семинары, круглые столы, беседы с
родителями воспитанников по
вопросам психофизических
особенностей детей и способах
создания условий для полноценного
психического и физического
развития ребенка на каждом
возрастном этапе
Формирование у родителей модели
поведения в ситуациях адаптации
ребенка к детскому саду и далее к
школе
Проведение родительских собраний
на предложенные ими темы
Обучение способам и приемам
эффективного взаимодействия и
коррекции познавательной сферы в
соответствии с культурным
уровнем родителей
Основной задачей детского сада является социализация детей
Социализация
- процесс становления личности, её обучения, воспитания и
усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения,
присущих данному обществу.
Игра :
ведущая деятельность ребенка
дошкольного возраста
ведущая деятельность ребенка
дошкольного возраста
особый вид активности
ребенка, позволяющий ему в
безопасной ситуации
накапливать свой социальный
опыт
особый вид активности
ребенка, позволяющий ему в
безопасной ситуации
накапливать свой социальный
опыт
школа эмоций
школа эмоций
Влияние игры на развитие ребенка
Развитие психических процессов:
восприятие, память, внимание,
воображение, мышление
Формирование интереса и готовности
ребенка к предстоящему обучению
Формирование
общественных качеств и
морального сознания
детской личности
Воспитание у детей гуманных чувств и
отношений, коллективизма, патриотизма,
трудолюбия, толерантного отношения к
людям разных национальностей
Смысл игры для воспитанников разных возрастных
групп меняется:
•
для младших он в действиях того лица, роль которого
выполняет ребенок
•
для среднего - в отношениях этого лица к другим
людям
•
для старших - в отражении типичных отношений
взрослых
Смысл игры для воспитанников разных возрастных
групп меняется:
•
для младших он в действиях того лица, роль которого
выполняет ребенок
•
для среднего - в отношениях этого лица к другим
людям
•
для старших - в отражении типичных отношений
взрослых
Психолого-педагогическое сопровождение на каждом возрастном этапе
предусматривает непрерывное сопровождение и развитие ребенка на
протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития
каждого психического процесса.
•
Группы младшего возраста -3-4 года
•
Группы среднего возраста - 4-5 лет
•
Группы старшего возраста - 5-6 лет
•
Группы подготовительного возраста - 6-7лет
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПОВ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Группы младшего возраста
Психологические особенности возраста:
В данном возрасте дети переживают значимый для развития и социализации возрастной
кризис и впервые начинают осознавать свою автономность и индивидуальность. У
дошкольников появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход
от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-
перцептивная сфера ребенка .
Ведущая деятельность: игра
Ведущая потребность : потребность в общении, уважении, признании самостоятельности
ребенка
Отношение с взрослыми : взрослый -источник способов деятельности, партнер по игре и
творчеству
Ведущая функция : восприятие
Мышление : переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению
Внимание и память : непроизвольные
Воображение : репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Эмоциональная сфера : эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Новообразование возраста : самопознание, усвоение первичных нравственных норм
Условия успешности : разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со
взрослыми
Группы младшего возраста
Психологические особенности возраста:
В данном возрасте дети переживают значимый для развития и социализации возрастной
кризис и впервые начинают осознавать свою автономность и индивидуальность. У
дошкольников появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход
от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-
перцептивная сфера ребенка .
Ведущая деятельность: игра
Ведущая потребность : потребность в общении, уважении, признании самостоятельности
ребенка
Отношение с взрослыми : взрослый -источник способов деятельности, партнер по игре и
творчеству
Ведущая функция : восприятие
Мышление : переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению
Внимание и память : непроизвольные
Воображение : репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Эмоциональная сфера : эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Новообразование возраста : самопознание, усвоение первичных нравственных норм
Условия успешности : разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со
взрослыми
Группы среднего возраста
Психологические особенности возраста:
В возрасте 4- 5 лет значительно совершенствуются сенсорные функции.
Ведущая деятельность: коллективная игра со сверстниками
Ведущая потребность : потребность в общении, познавательная активность
Отношения с взрослыми : внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Ведущая функция : наглядно-образное мышление.
Внимание : зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность
произвольного переключения
Память : наглядно-образная
Воображение : репродуктивное, появление творческого воображения
Эмоциональная сфера : проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Новообразование : развитие способности выстраивать элементарные умозаключения,
контролирующая функция речи
Условия успешности : кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Группы среднего возраста
Психологические особенности возраста:
В возрасте 4- 5 лет значительно совершенствуются сенсорные функции.
Ведущая деятельность: коллективная игра со сверстниками
Ведущая потребность : потребность в общении, познавательная активность
Отношения с взрослыми : внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Ведущая функция : наглядно-образное мышление.
Внимание : зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность
произвольного переключения
Память : наглядно-образная
Воображение : репродуктивное, появление творческого воображения
Эмоциональная сфера : проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Новообразование : развитие способности выстраивать элементарные умозаключения,
контролирующая функция речи
Условия успешности : кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Группы старшего возраста
Психологические особенности возраста:
В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, причем они начинают
приобретать произвольный характер.
Ведущий тип деятельности: игра, поэтому все занятия необходимо насыщать играми, в
которых присутствуют персонажи и должен соблюдаться игровой сюжет.
Ведущая потребность : потребность в общении.
Внимание : начало формирования произвольного внимания.
Память : развитие целенаправленного запоминания.
Мышление : наглядно-образное.
Воображение : развитие творческого воображения
Эмоциональная сфера : преобладание ровного оптимистичного настроения
Новообразования возраста : планирующая функция речи, предвосхищение результата
деятельности.
Группы старшего возраста
Психологические особенности возраста:
В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, причем они начинают
приобретать произвольный характер.
Ведущий тип деятельности: игра, поэтому все занятия необходимо насыщать играми, в
которых присутствуют персонажи и должен соблюдаться игровой сюжет.
Ведущая потребность : потребность в общении.
Внимание : начало формирования произвольного внимания.
Память : развитие целенаправленного запоминания.
Мышление : наглядно-образное.
Воображение : развитие творческого воображения
Эмоциональная сфера : преобладание ровного оптимистичного настроения
Новообразования возраста : планирующая функция речи, предвосхищение результата
деятельности.
Группы подготовительного возраста
Психологические особенности возраста:
Возраст 6-7 лет - базовый возраст , когда в ребенке закладываются многие личностные
аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Это сензитивный
период для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Ведущая деятельность : игровая деятельность усложняется, игровой материал становится
логическим, интеллектуальным
Ведущие функции: воображение и память.
Мышление : логическое
Внимание : произвольное
Воображение : творческое
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным, они в
состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени создавать ее
Новообразования – появление самосознания, самооценки, самоподчинения.
Группы подготовительного возраста
Психологические особенности возраста:
Возраст 6-7 лет - базовый возраст , когда в ребенке закладываются многие личностные
аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Это сензитивный
период для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он
становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Ведущая деятельность : игровая деятельность усложняется, игровой материал становится
логическим, интеллектуальным
Ведущие функции: воображение и память.
Мышление : логическое
Внимание : произвольное
Воображение : творческое
Эстетическое отношение к миру становится более осознанным и активным, они в
состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени создавать ее
Новообразования – появление самосознания, самооценки, самоподчинения.
Группы раннего развития
Группы младшего возраста
Группы среднего возраста
Группы старшего возраста
Группы подготовительного возраста
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в группах младшего возраста:
•
Сопровождение адаптации к условиям новой группы
•
Комплексная диагностика психического развития
детей
•
Создание условий для проявления всех видов
активности ребенка
•
Создание условий для развития восприятия,
внимания, памяти, мышления, воображения
•
Развитие первых «нравственных эмоции»: хорошо –
плохо
•
Формирование позитивной самооценки
•
Развитие способности подчинять свои действия
правилам
•
Формирование различных форм взаимодействия с
взрослыми и сверстниками
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в группах младшего возраста:
•
Сопровождение адаптации к условиям новой группы
•
Комплексная диагностика психического развития
детей
•
Создание условий для проявления всех видов
активности ребенка
•
Создание условий для развития восприятия,
внимания, памяти, мышления, воображения
•
Развитие первых «нравственных эмоции»: хорошо –
плохо
•
Формирование позитивной самооценки
•
Развитие способности подчинять свои действия
правилам
•
Формирование различных форм взаимодействия с
взрослыми и сверстниками
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в средних группах:
•
Комплексная диагностика психического развития
детей
•
Создание условий для проявления познавательной
активности через игровую деятельность
•
Формирование умения подчинять свое поведение
нравственным нормам
•
Создание условий для проявления эмоциональной
восприимчивости, отзывчивости
•
Совершенствование коммуникативных навыков
•
Формирование нравственных чувств: чувства
справедливости, уважения к другим людям
•
Создание условий для развития у детей
познавательных интересов, творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в средних группах:
•
Комплексная диагностика психического развития
детей
•
Создание условий для проявления познавательной
активности через игровую деятельность
•
Формирование умения подчинять свое поведение
нравственным нормам
•
Создание условий для проявления эмоциональной
восприимчивости, отзывчивости
•
Совершенствование коммуникативных навыков
•
Формирование нравственных чувств: чувства
справедливости, уважения к другим людям
•
Создание условий для развития у детей
познавательных интересов, творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в старших группах:
•
Комплексная диагностика психического развития
детей
•
Сопровождение и наблюдение за детьми в условиях
группового взаимодействия
•
Создание условий для формирования элементов
произвольности психических процессов у детей во
всех видах деятельности
•
Побуждение детей к проявлению инициативы и
самостоятельности во всех видах деятельности
•
Развитие саморегуляции эмоциональных реакций
•
Формирование нравственных представлений, которые
служат основой развития мотивов поведения
•
Создание условий для развития у детей
познавательных интересов и творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в старших группах:
•
Комплексная диагностика психического развития
детей
•
Сопровождение и наблюдение за детьми в условиях
группового взаимодействия
•
Создание условий для формирования элементов
произвольности психических процессов у детей во
всех видах деятельности
•
Побуждение детей к проявлению инициативы и
самостоятельности во всех видах деятельности
•
Развитие саморегуляции эмоциональных реакций
•
Формирование нравственных представлений, которые
служат основой развития мотивов поведения
•
Создание условий для развития у детей
познавательных интересов и творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в подготовительных группах:
•
Диагностика готовности детей к обучению в школе
•
Совместное сопровождение с учителем-логопедом
подготовки детей к школе
•
Воспитание патриотических чувств: любви к
родному краю, Родине, уважение к людям других
национальностей
•
Формирование у детей стремления к размышлению и
поиску информации
•
Совершенствование коммуникативных навыков
дошкольников через игровую деятельность
•
Развитие двигательных и моторных навыки
•
Поддерживать и создавать условия для развития
творческого потенциала ребенка
•
Формирование доброжелательного поведения,
навыков управления негативными эмоциями
Основные задачи психолого-педагогического
сопровождения в подготовительных группах:
•
Диагностика готовности детей к обучению в школе
•
Совместное сопровождение с учителем-логопедом
подготовки детей к школе
•
Воспитание патриотических чувств: любви к
родному краю, Родине, уважение к людям других
национальностей
•
Формирование у детей стремления к размышлению и
поиску информации
•
Совершенствование коммуникативных навыков
дошкольников через игровую деятельность
•
Развитие двигательных и моторных навыки
•
Поддерживать и создавать условия для развития
творческого потенциала ребенка
•
Формирование доброжелательного поведения,
навыков управления негативными эмоциями