Напоминание

"Служба психолого-педагогического сопровождения в ДОУ"


Автор: Прунова Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка -детский сад № 71"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Служба психолого-педагогического сопровождения в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №71»
Модель психолого-педагогического

сопровождения

«Самое главное в

воспитании – это любить

ребенка и уважать его как

личность»


Психолого-педагогическое сопровождение - это система

комплексной социально-психологической помощи личности.

Цель ППС
:
Создать благоприятные условия для полноценного развития детей

2-7 лет и способствовать формированию гармонично развитой личности ребенка,

готового к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Сопровождение рассматривается как целостная деятельность всех участников образовательного процесса, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента: Систематическое отслеживание психолого- педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения. Создание социально- психологических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения. Создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

Обеспечение равных возможностей

полноценного развития каждого ребенка в

период дошкольного детства независимо от

пола, нации, социального статуса

Обеспечение равных возможностей

полноценного развития каждого ребенка в

период дошкольного детства независимо от

пола, нации, социального статуса

Содействие личностному развитию каждого

ребенка на всех возрастных этапах, на основе

развития индивидуальных особенностей детей

в единстве интеллектуальной, эмоциональной

и волевой сфер их проявления

Содействие личностному развитию каждого

ребенка на всех возрастных этапах, на основе

развития индивидуальных особенностей детей

в единстве интеллектуальной, эмоциональной

и волевой сфер их проявления

Повышение психологической компетентности

родителей воспитанников и педагогов в

закономерностях и особенностях развития

ребенка, а так же в вопросах обучения и

воспитания дошкольников

Повышение психологической компетентности

родителей воспитанников и педагогов в

закономерностях и особенностях развития

ребенка, а так же в вопросах обучения и

воспитания дошкольников

Обеспечение условий для реализации

бесстрессового перехода детей от игровой к

учебной деятельности

Обеспечение условий для реализации

бесстрессового перехода детей от игровой к

учебной деятельности

Установление комфортного психологического

климата в группе

Установление комфортного психологического

климата в группе


Принципы психолого-педагогического сопровождения:

Принцип детерминизма
означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин •
Гуманизация
- предполагающая веру в возможности ребенка •
Принцип развития психики, сознания в деятельности
предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития является та или иная деятельность •
Системный подход
- основанный на понимании человека как целостной системы •
Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка,
предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития •
Непрерывность

сопровождения ребенка
в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения

Участники процесса
:
Родители

Педагог-

психолог

Музыкальный

руководитель

Воспитатель,

педагог доп.обр.

Учитель-

логопед

Инструктор по

физкультуре


Взаимодействие педагога-психолога со

специалистами ДОУ

С воспитателем:
• формирование банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников • совместная организация и проведение праздничных мероприятий • оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности • проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников • участие в деятельности по психологической подготовке детей к школе • оказание помощи воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника • осуществление психологического сопровождения образовательной деятельности воспитателя
С учителем-логопедом:
• участие в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы • психологическое сопровождение детей на занятиях логопеда • совместная разработка индивидуально-ориентировочного маршрута сопровождения ребенка нуждающегося в помощи

Взаимодействие педагога-психолога со

специалистами ДОУ

С музыкальным руководителем:
• оказание помощи в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя • совместное создание эмоционального настроя, повышения внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса • участие в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях • участие в организации и проведении театрализованных представлений • оказание консультативной помощи в разработке сценариев, праздников, распределении ролей • осуществление сопровождения на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений
С инструктором по физической культуре:
• участие в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию • формирование у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья. • участие в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию • оказание помощи в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья • развитие мелкомоторных и основных движений воспитанников

Необходимым условием реализации

психолого-педагогического

сопровождения является тесное

взаимодействие с родителями

воспитанников:

Психологическая диагностика

родителей по вопросам воспитания

и обучения детей

Формирование потребности к

овладению психологическими

знаниями посредством

видеопрезентаций,

информационных стендов, игровых

практикумов

Организация в группах кружков для

воспитанников и их родителей, по

интересам, для гармонизации

отношений в семьях

Ознакомление с направлениями и

содержанием программы работы

специалистов дошкольного

образовательного учреждения

Групповые и индивидуальные

консультации по вопросам

воспитания и развития детей

Семинары, круглые столы, беседы с

родителями воспитанников по

вопросам психофизических

особенностей детей и способах

создания условий для полноценного

психического и физического

развития ребенка на каждом

возрастном этапе

Формирование у родителей модели

поведения в ситуациях адаптации

ребенка к детскому саду и далее к

школе

Проведение родительских собраний

на предложенные ими темы

Обучение способам и приемам

эффективного взаимодействия и

коррекции познавательной сферы в

соответствии с культурным

уровнем родителей


Основной задачей детского сада является социализация детей

Социализация
- процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Игра
:
ведущая деятельность ребенка

дошкольного возраста

ведущая деятельность ребенка

дошкольного возраста

особый вид активности

ребенка, позволяющий ему в

безопасной ситуации

накапливать свой социальный

опыт

особый вид активности

ребенка, позволяющий ему в

безопасной ситуации

накапливать свой социальный

опыт

школа эмоций

школа эмоций


Влияние игры на развитие ребенка
Развитие психических процессов: восприятие, память, внимание, воображение, мышление Формирование интереса и готовности ребенка к предстоящему обучению Формирование общественных качеств и морального сознания детской личности Воспитание у детей гуманных чувств и отношений, коллективизма, патриотизма, трудолюбия, толерантного отношения к людям разных национальностей
Смысл игры для воспитанников разных возрастных

групп меняется:

для младших он в действиях того лица, роль которого

выполняет ребенок

для среднего - в отношениях этого лица к другим

людям

для старших - в отражении типичных отношений

взрослых

Смысл игры для воспитанников разных возрастных

групп меняется:

для младших он в действиях того лица, роль которого

выполняет ребенок

для среднего - в отношениях этого лица к другим

людям

для старших - в отражении типичных отношений

взрослых


Психолого-педагогическое сопровождение на каждом возрастном этапе

предусматривает непрерывное сопровождение и развитие ребенка на

протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития

каждого психического процесса.
• Группы младшего возраста -3-4 года • Группы среднего возраста - 4-5 лет • Группы старшего возраста - 5-6 лет • Группы подготовительного возраста - 6-7лет
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Группы младшего возраста

Психологические особенности возраста:
В данном возрасте дети переживают значимый для развития и социализации возрастной кризис и впервые начинают осознавать свою автономность и индивидуальность. У дошкольников появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно- перцептивная сфера ребенка
.

Ведущая деятельность:
игра
Ведущая потребность
: потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка
Отношение с взрослыми
: взрослый -источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству
Ведущая функция
: восприятие
Мышление
: переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению
Внимание и память
: непроизвольные
Воображение
: репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Эмоциональная сфера
: эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Новообразование возраста
: самопознание, усвоение первичных нравственных норм
Условия успешности
: разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми
Группы младшего возраста

Психологические особенности возраста:
В данном возрасте дети переживают значимый для развития и социализации возрастной кризис и впервые начинают осознавать свою автономность и индивидуальность. У дошкольников появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно- перцептивная сфера ребенка
.

Ведущая деятельность:
игра
Ведущая потребность
: потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка
Отношение с взрослыми
: взрослый -источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству
Ведущая функция
: восприятие
Мышление
: переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению
Внимание и память
: непроизвольные
Воображение
: репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Эмоциональная сфера
: эмоциональное состояние зависит от физического комфорта
Новообразование возраста
: самопознание, усвоение первичных нравственных норм
Условия успешности
: разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми
Группы среднего возраста

Психологические особенности возраста:
В возрасте 4- 5 лет значительно совершенствуются сенсорные функции.
Ведущая деятельность:
коллективная игра со сверстниками
Ведущая потребность
: потребность в общении, познавательная активность
Отношения с взрослыми
: внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Ведущая функция
: наглядно-образное мышление.
Внимание
: зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения
Память
: наглядно-образная
Воображение
: репродуктивное, появление творческого воображения
Эмоциональная сфера
: проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Новообразование
: развитие способности выстраивать элементарные умозаключения, контролирующая функция речи
Условия успешности
: кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Группы среднего возраста

Психологические особенности возраста:
В возрасте 4- 5 лет значительно совершенствуются сенсорные функции.
Ведущая деятельность:
коллективная игра со сверстниками
Ведущая потребность
: потребность в общении, познавательная активность
Отношения с взрослыми
: внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Ведущая функция
: наглядно-образное мышление.
Внимание
: зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения
Память
: наглядно-образная
Воображение
: репродуктивное, появление творческого воображения
Эмоциональная сфера
: проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.
Новообразование
: развитие способности выстраивать элементарные умозаключения, контролирующая функция речи
Условия успешности
: кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Группы старшего возраста

Психологические особенности возраста:
В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, причем они начинают приобретать произвольный характер.
Ведущий тип деятельности:
игра, поэтому все занятия необходимо насыщать играми, в которых присутствуют персонажи и должен соблюдаться игровой сюжет.
Ведущая потребность
: потребность в общении.
Внимание
: начало формирования произвольного внимания.
Память
: развитие целенаправленного запоминания.
Мышление
: наглядно-образное.
Воображение
: развитие творческого воображения
Эмоциональная сфера
: преобладание ровного оптимистичного настроения
Новообразования возраста
: планирующая функция речи, предвосхищение результата деятельности.
Группы старшего возраста

Психологические особенности возраста:
В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, причем они начинают приобретать произвольный характер.
Ведущий тип деятельности:
игра, поэтому все занятия необходимо насыщать играми, в которых присутствуют персонажи и должен соблюдаться игровой сюжет.
Ведущая потребность
: потребность в общении.
Внимание
: начало формирования произвольного внимания.
Память
: развитие целенаправленного запоминания.
Мышление
: наглядно-образное.
Воображение
: развитие творческого воображения
Эмоциональная сфера
: преобладание ровного оптимистичного настроения
Новообразования возраста
: планирующая функция речи, предвосхищение результата деятельности.
Группы подготовительного возраста

Психологические особенности возраста:
Возраст 6-7 лет -
базовый возраст
, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Это сензитивный

период
для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Ведущая деятельность
: игровая деятельность усложняется, игровой материал становится логическим, интеллектуальным
Ведущие функции:
воображение и память.
Мышление
: логическое
Внимание
: произвольное
Воображение
: творческое
Эстетическое отношение
к миру становится более осознанным и активным, они в состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени создавать ее
Новообразования
– появление самосознания, самооценки, самоподчинения.
Группы подготовительного возраста

Психологические особенности возраста:
Возраст 6-7 лет -
базовый возраст
, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции.
Это сензитивный

период
для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Ведущая деятельность
: игровая деятельность усложняется, игровой материал становится логическим, интеллектуальным
Ведущие функции:
воображение и память.
Мышление
: логическое
Внимание
: произвольное
Воображение
: творческое
Эстетическое отношение
к миру становится более осознанным и активным, они в состоянии воспринимать красоту и в какой – то степени создавать ее
Новообразования
– появление самосознания, самооценки, самоподчинения.

Группы раннего развития


Группы младшего возраста


Группы среднего возраста


Группы старшего возраста


Группы подготовительного возраста


Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в группах младшего возраста:
• Сопровождение адаптации к условиям новой группы • Комплексная диагностика психического развития детей • Создание условий для проявления всех видов активности ребенка • Создание условий для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения • Развитие первых «нравственных эмоции»: хорошо – плохо • Формирование позитивной самооценки • Развитие способности подчинять свои действия правилам • Формирование различных форм взаимодействия с взрослыми и сверстниками
Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в группах младшего возраста:
• Сопровождение адаптации к условиям новой группы • Комплексная диагностика психического развития детей • Создание условий для проявления всех видов активности ребенка • Создание условий для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения • Развитие первых «нравственных эмоции»: хорошо – плохо • Формирование позитивной самооценки • Развитие способности подчинять свои действия правилам • Формирование различных форм взаимодействия с взрослыми и сверстниками
Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в средних группах:
• Комплексная диагностика психического развития детей • Создание условий для проявления познавательной активности через игровую деятельность • Формирование умения подчинять свое поведение нравственным нормам • Создание условий для проявления эмоциональной восприимчивости, отзывчивости • Совершенствование коммуникативных навыков • Формирование нравственных чувств: чувства справедливости, уважения к другим людям • Создание условий для развития у детей познавательных интересов, творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в средних группах:
• Комплексная диагностика психического развития детей • Создание условий для проявления познавательной активности через игровую деятельность • Формирование умения подчинять свое поведение нравственным нормам • Создание условий для проявления эмоциональной восприимчивости, отзывчивости • Совершенствование коммуникативных навыков • Формирование нравственных чувств: чувства справедливости, уважения к другим людям • Создание условий для развития у детей познавательных интересов, творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в старших группах:
• Комплексная диагностика психического развития детей • Сопровождение и наблюдение за детьми в условиях группового взаимодействия • Создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности • Побуждение детей к проявлению инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности • Развитие саморегуляции эмоциональных реакций • Формирование нравственных представлений, которые служат основой развития мотивов поведения • Создание условий для развития у детей познавательных интересов и творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в старших группах:
• Комплексная диагностика психического развития детей • Сопровождение и наблюдение за детьми в условиях группового взаимодействия • Создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности • Побуждение детей к проявлению инициативы и самостоятельности во всех видах деятельности • Развитие саморегуляции эмоциональных реакций • Формирование нравственных представлений, которые служат основой развития мотивов поведения • Создание условий для развития у детей познавательных интересов и творческого мышления
Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в подготовительных группах:
• Диагностика готовности детей к обучению в школе • Совместное сопровождение с учителем-логопедом подготовки детей к школе • Воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей • Формирование у детей стремления к размышлению и поиску информации • Совершенствование коммуникативных навыков дошкольников через игровую деятельность • Развитие двигательных и моторных навыки • Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка • Формирование доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями
Основные задачи психолого-педагогического

сопровождения в подготовительных группах:
• Диагностика готовности детей к обучению в школе • Совместное сопровождение с учителем-логопедом подготовки детей к школе • Воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей • Формирование у детей стремления к размышлению и поиску информации • Совершенствование коммуникативных навыков дошкольников через игровую деятельность • Развитие двигательных и моторных навыки • Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка • Формирование доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями

Портрет выпускника ДОУ

физически развитый,

овладевший основными

культурно-

гигиеническими

навыками

физически развитый,

овладевший основными

культурно-

гигиеническими

навыками

овладевший средствами

общения и способами

взаимодействия с

взрослыми и

сверстниками

овладевший средствами

общения и способами

взаимодействия с

взрослыми и

сверстниками

способный управлять

своим поведением и

планировать свои

действия

способный управлять

своим поведением и

планировать свои

действия

имеющий первичные

представления о себе,

семье, обществе,

государстве, мире и

природе

имеющий первичные

представления о себе,

семье, обществе,

государстве, мире и

природе

способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы), адекватные

возрасту

способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы), адекватные

возрасту

овладевший

универсальными

предпосылками учебной

деятельности: умениями

работать по правилу и

образцу, слушать взрослого

и выполнять его

инструкции

овладевший

универсальными

предпосылками учебной

деятельности: умениями

работать по правилу и

образцу, слушать взрослого

и выполнять его

инструкции

любознательный,

активный, интересуется

новым, неизвестным в

окружающем мире

любознательный,

активный, интересуется

новым, неизвестным в

окружающем мире

эмоционально

отзывчивый

эмоционально

отзывчивый


В раздел образования