Напоминание

Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся начальной и средней школы по английскому языку


Автор: Долгова Людмила Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №141
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся начальной и средней школы по английскому языку
Раздел: полное образование





Назад




Организация внеклассной и внеурочной деятельности учащихся начальной и средней школы по английскому языку В течение многих лет преподавания иностранного языка в школе я накопила определенный опыт внеклассной работы по своему предмету. Внеклассная работа по иностранному языку – это неотъемлемая часть общей системы учебно-воспитательных средств формирования личности. Задача учителя-сделать ее полноценным компонентом учебно- воспитательного процесса. Я считаю, что внеклассная работа по предмету должна быть оптимально полезной и максимально направленной на предмет. Ее следует проводить с учетом трех основных целей: практической, образовательной и воспитательной- и решать определенные специфичные для данного предмета задачи. Формы внеклассной работы по иностранному языку многообразны. Среди них можно выделить две основные: групповые постоянно действующие и массовые временные формы. К первым относятся занятия со школьниками в рамках внеурочной деятельности учителя- предметника, редколлегии газет и радиопередач на иностранном языке, секции КИДа. Они постоянно функционируют, занятия проводятся два или один раз в неделю группами по 10- 15 человек. К массовым временным формам можно отнести олимпиады, конкурсы, игры по станциям, викторины, КВН, митинги, утренники для учащихся 4- 7х классов и вечера на иностранном языке для старшеклассников. Такие мероприятия проводятся один- два раза в год ( полугодие или четверть) в зависимости от условий школы и количества учителей иностранного языка в ней. Наиболее популярной и доступной формой внеклассной работы являются утренники и вечера. Данная форма работы имеет ряд преимуществ. Во-первых, она дает возможность привлекать к участию неограниченное количество учащихся всех классов одной параллели. При
этом одни номера или части программы ( считалки, песни, рифмовки) могут разучиваться и исполняться всеми; другие номера ( песни, стихи, инсценировки) разучиваются всеми, но исполняются они лучшими учениками; и, наконец, третьи номера, могут готовиться как сюрпризы разными классами, но аудируются всеми присутствующими. Во- вторых, утренники и вечера отличает структурная гибкость. Хотя их основные компоненты постоянны, характер и объем программы могут варьироваться в зависимости от класса, уровня языковой подготовки учащихся и условий школы. Желательно, чтобы каждая параллель имела свои традиционные для данного класса темы или формы. Закрепление за каждым классом основных традиционных форм и тем позволяет учителю следовать уже разработанным им ранее программам лишь с некоторыми изменениями. Это дает возможность привлекать к подготовке старшеклассников , уже участвовавших в данном виде работы, поручая им репетиции с младшими учениками, что существенно облегчает нагрузку учителя. Если при организации и проведении утренников и вечеров не учитываются некоторые требования, то мероприятия из целенаправленных превращаются в развлекательные или общеобразовательные. Чтобы избежать этого, следует исходить из основных целей, задач и требований, предъявляемых к внеклассной работе по иностранному языку вообще, к утренникам и вечерам в частности. Для реализации практической цели необходимо в процессе вечера ( утренника ) активизировать знания, навыки и умения, полученные учащимися на уроках иностранного языка. При проведении утренника (вечера) с образовательной целью полезно расширять кругозор школьников, давая им информацию о традициях, праздниках, достопримечательностях, прогрессивных политических деятелях, писателях, поэтах, художниках стран изучаемого языка. Реализация воспитательной цели при подготовке и проведении внеклассной работы заключается в развитии у школьников чувств патриотизма и интернационализма, в создании возможностей для проявления их индивидуальных способностей. Перечисленные цели определяют задачи внеклассной работы по иностранному языку: - Стимулировать интерес к предмету и к этому виду работы. Тематику внеклассной работы целесообразно связать со странами изучаемого языка.
- Базироваться внеклассная работа должна на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроках, чтобы давать им возможность применять свои знания, навыки и умения. Для этого необходимо: А) активизировать уже усвоенный школьниками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных лексических, грамматических игр, загадок, ребусов и т. д; Б) создавать естественную дополнительную практику для аудирования на иностранном языке во время прослушивания кратких сообщений на иностранном языке и номеров художественной самодеятельности; В) давать возможность учащимся получать удовлетворение от подготовки, полученной на уроках, а не заставлять их выучивать все новое или быть на утреннике ( вечере) просто гостями, плохо воспринимающими то, что говорят другие. - Материал должен быть доступным большинству участвующих и присутствующих для понимания и совместного исполнения. Поэтому целесообразно проводить мероприятия для классов одной параллели, а не для 4- 7х или 8- 11х классов, когда младшие не все могут понять в исполнении старших. - Давать дополнительную информацию, доступную по языковому уровню и содержанию, т. е. дарить радость познания нового. - Быть предельно массовой по участию школьников в подготовке и проведении мероприятия. Для этого целесообразно, чтобы номера программы готовились как минимум 2/3 состава всех учащихся тех классов, на которых ориентирована данная форма работы. - Вводить школьников в атмосферу иноязычного общения. Поэтому текстовое оформление, приветствие, приглашения команды и музыкально- песенное сопровождение должны осуществляться на иностранном языке. - Вносить элемент праздничности, радости. Целесообразно проводить все внеклассные мероприятия в актовом зале или специально оформленном помещении. - Воспитывать чувство интернационализма, т. е. интерес и уважение к истории, литературе, искусству стран изучаемого языка, и на сравнении с реалиями других стран укреплять чувство патриотизма, любви к своей Родине.
- Развивать художественно- эстетические навыки, т. е. навыки художественного чтения, сценического исполнения стихов и пьес, хорового и сольного пения и т. п. В подготовке и проведении утренников и вечеров можно выделить 4 этапа. Первый этап – подготовка программы. Ее следует начинать не менее чем за полтора месяца до проведения утренника ( вечера). Этот этап включает ряд условий, соблюдение которых даст возможность провести мероприятие на хорошем уровне. 1. Определение времени и места утренника ( вечера). Назначить день, час и место заранее необходимо для того, чтобы скоординировать данное мероприятие с другими и заблаговременно дать заявку на данное число иначе возможны нежелательные совпадения. 2. Составление плана утренника ( вечера) и подбор материала. Материал программы в основном подбирается учителем иностранного языка или по его рекомендации и под его руководством учащимися. Учителю следует назвать источники, откуда он советует взять необходимый материал. 3. Составление сценария. Здесь важно предусмотреть, как связать все части программы воедино, какие переходы между номерами программы поручить ведущему, какие пояснения требуются, чтобы облегчить понимание программы на иностранном языке. 4. Подбор исполнителей. Здесь возможны два варианта: подбор исполнителей к составленной программе или составление программы с учетом конкретных талантов – отдельных исполнителей и коллективов. 5. Изготовление костюмов и реквизита. Это трудоемкая работа, начать ее следует заблаговременно. 6. Составление эскизов оформления помещения. Сюда входит все то, что будет сопутствовать теме: выставка книг, картины, плакаты, портреты, электронный вариант оформления, объявления и приглашения. Оформление должно быть содержательным и соответствовать эстетическим требованиям. 7. Подготовка звукового оформления – музыки, шумового сопровождения. Здесь могут понадобиться подборки музыкальных произведений или их фрагментов, изобразительные шумы. Все это рекомендуется предварительно скомпоновать и записать в том порядке, в каком это понадобится по программе. 8. Подбор награждений для победителей викторины, конкурсов и лучших исполнителей. Призы могут быть как индивидуальными, так и коллективными ( сувениры, книги и т. п.)
На втором этапе отрабатывается программа, и школа оповещается о готовящемся мероприятии. Разучиваются стихи, инсценировки, песни. Проводятся репетиции (не менее 3-4х) с каждым исполнителем в отдельности (если номер исполняется индивидуально) или с группой в целом. Одну- две репетиции вначале рекомендуется проводить в любом случае индивидуально: отработать четкую дикцию, правильное произношение, точное выражение подтекста, правильную манеру держаться на сцене и т. п. Генеральные репетиции всей программы проводить не рекомендуется, чтобы не потерялось ощущение новизны и не снизился интерес к мероприятию. Даются письменные и устные объявления о внеклассном мероприятии. О нем информируют по школьному радио или сообщают красочным объявлением примерно за неделю до срока. Третий этап – это проведение утренника ( вечера) по сценарию, подведение итогов, игры и танцы. Четвертый этап – оповещение школьного коллектив а о проведенном мероприятии, которое непременно должно стать предметом обсуждения в классах. Необходимо краткое сообщение о том, как прошел утренник или вечер и каких успехов достигли его участники. Школа должна знать учеников, отличившихся в той или иной области знаний и умений. Это поднимает престиж предмета и стимулирует участие школьников в различных формах работы по предмету. С этой целью можно дать заметку в стенгазету, посвятить событию часть радиопередачи. Типовой план- программа утренников или вечеров включает в себя ряд постоянных компонентов, которые могут изменяться в зависимости от темы и возрастных особенностей участников. К постоянным компонентам программы относятся: 1. Вступление ведущего. 2. Сообщения по теме. 3. Викторина ( по прослушанному и по данной теме вообще). 4. Художественная часть ( концерт самодеятельности на изучаемом иностранном языке). 5. Конкурсы на иностранном языке. 6. Подвижные игры страны изучаемого языка. 7. Танцы под музыку композиторов страны изучаемого языка). Последние два пункта не являются обязательными, так как требуют достаточно большого и свободного помещения, которым располагает не каждая школа. 1. Вступление ведущего должно создать соответствующий настрой и ввести присутствующих в атмосферу иностранного языка.
Ведущий обращается с приветствием, объявляет цель и программу встречи. Это сообщение должно быть доступно для понимания всем присутствующим. Перед каждой частью программы ведущий дает задания и поясняет, что требуется от слушателей. Для учащихся начальной школы можно давать пояснения на родном языке. 2. Целесообразно, чтобы сообщение по теме для школьников 4-5х классов ( частично на родном языке) было рассчитано на 10- 15 минут, причем 2-3 коротких сообщения, сделанных несколькими учениками, предпочтительнее одного длинного. В старших классах сообщения больше по объему и должны быть сделаны на иностранном языке. Для школьников младших классов интересна тема « Встреча со сказкой». Можно познакомить детей с народными и литературными сказками, с выдающимися сказочниками прошлого, с авторами современных популярных сказок. Названия сказок и их героев целесообразно давать при этом как на родном, так и на иностранном языке. Иноязычные названия могут быть написаны на карточках. Это не только помогает лучше запомнить новые слова, но и позволяет включать их затем в конкурсное задание: Выберите из 3х- 4х слов , данных на картинке – иллюстрации к сказке, те, которые обозначают название данной сказки или имя ее героя. С учащимися 6- 7х классов можно провести утренник, посвященный детским писателям страны изучаемого языка. Целесообразно дать в доступной форме некоторые сведения о жизни и творчестве двух- трех писателей и некоторые интересные факты, связанные с наиболее популярными в школьном возрасте книгами этих авторов. В старших классах можно провести вечер о бытовых и исторических традициях страны изучаемого языка, подготовить страноведческий вечер- конференцию « Наши гости о своей стране» или вечер, посвященный прогрессивному деятелю науки, искусства. 3. Цель викторины – закрепить в памяти услышанное, активизировать то, что было известно школьникам ранее по данной теме, данному вопросу. Поэтому нужно дать присутствующим установку на внимательное слушание до начала
сообщений и объяснить им, что часть материала будет включена в викторину. Во время викторины желательно организовать соревнование между участниками. За правильный ответ вручается жетон (цветная фишка). Первенство может быть личным или командным. 4. В концерт художественной самодеятельности следует включать номера ( песни, стихи, инсценировки) по теме или связанные с темой. Задача этой части программы показать, что учащиеся умеют на иностранном языке. 5. Конкурсы дают возможность учащимся практически применять полученные на уроках знания и навыки по предмету. В этот раздел программы включаются в виде конкурсных заданий лексические и грамматические устные или устные с рисованной опорой игры, тематические загадки, ребусы и т. д. Задания конкурсов , особенно ребусы, чайнворды, должны быть со зрительной опорой в виде электронных плакатов- картин на большом экране. Равноценные задания конкурсов предлагаются классам и командам по очереди, и счет ведется по очкам ( фишкам), которые команда или класс получает за каждый правильный ответ. Итоги в конце утренника ( вечера) подводит специальное жюри, в состав которого входят учителя или старшеклассники. Оно учитывает командные результаты викторины или конкурсов и присуждает места, премии, награды. Могут быть награждены также отдельные исполнители. Темы утренников или вечеров целесообразно увязывать с программными темами. Это удобно по ряду причин. Во- первых, подготовку к ним можно частично проводить на уроках, давая в виде домашних и классных заданий некоторый дополнительный материал по теме: песни, стихи, тематические сценки или диалоги и т. д. Даже оформление может быть выполнено к завершающему уроку по теме в виде конкурсных заданий по рядам или классам ( презентации, тематические стенды, газеты, ребусы и т. д.) Его можно использовать затем на утреннике или вечере. Во- вторых, пройденная тема, как уже говорилось, сздает базу для аудирования и составления программы утренника и вечера, что дает возможность учащимся воспринимать иноязычный материал без особых трудностей.


В раздел образования