Напоминание

"Праздник на стойбище"


Автор: Фролова Нелли Артёмовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 10 "Брусничка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард
Наименование материала: Конспект сюжетно-ролевой игры
Тема: "Праздник на стойбище"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект сюжетно-ролевой игры

«Праздник на стойбище»
Разработала: воспитатель МБДОУ Детский сад № 10 «Брусничка» ЯНАО, г. Салехард Н.А. Фролова На Ямале проживают люди разных национальностей, приехавшие из разных уголков нашей необъятной Родины. Исходя из того, что игра является ведущим видом детской деятельности, детям проживающих в нашем регионе, было бы интересно знать, во что и как играют дети, проживающие в тундре.
Цель:
Дать первоначальное представление о жизни и самобытности коренных народов севера, условиях их проживания.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально — ценностное отношение к малой Родине. 2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ханты). 3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера. 4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми). 5. Воспитывать дружеские чувства, уважение и гордость за свой родной край.
Оборудование:
чум, люлька, атрибуты к играм «Олени», «Важенка и оленята», две куклы (одна из них хантыйская «Акань), дрова для печи «священное дерево», красная ленточка, письмо, лодка из крупного модуля, печка в чуме,
Предварительная работа:
беседа о тундре, рассматривание иллюстраций: тундра, стойбище, чтение ненецких сказок: «Голубика», «Кукушка». Нанайской сказки «Айога», дидактическая игра: «Собери чум». Разучивание стихотворений народов севера, пословицы и поговорки, конкурс рисунков «Дары Ямала»
Словарная работа:
 Стойбище, Петусь, вуся ола, паям вулам, первенец.  Стойбище- место, где расположено несколько чумов.  Петусь: имя девочки (первенец-старшая).  Вуся олаты: здравствуйте (перевод с хантыйского языка).  Первенец- первый ребёнок в семье.  Паям вулам – до свидание (перевод с хантыйского языка).
Ход игры:
Приветствие на ханты языке «Вуся олаты» - здравствуйте. 1. Раздаётся стук в дверь, заходит почтальон. Здоровается со всеми. отдаёт заказное письмо. Воспитатель: Интересно, от кого заказное письмо? Давайте прочитаем. 2. Чтение текста: Дорогие ребята! У моих родственников родилась дочка. Я хочу, чтобы вы разделили радость моей семьи. Приглашаю вас к себе в гости. Об этом радостном событии узнали соседи. Будет большой праздник. Обязательно приезжайте. Я и моя семья будут очень рады. С уважением ваш друг Пилан . Из стойбища Байдарацкий. 3. Беседа воспитателя с детьми: Ребята, вы наверно заметили, что я и вы не случайно в национальных костюмах, мы с вами отправимся в гости, а куда вы поймете из стихотворения. Голубой и холодной
Снежной тундры простор, Такой далекий и суровый, Кто его на века распростер. Мчатся быстро олени, Побыстрее нельзя. Онемели колени И слезятся глаза. Мчатся легкие нарты, Ветер воет немой. Побыстрее добраться Хочется в чум. -Куда, мы отправимся в гости? Правильно в тундру. -Какие народы Севера живут в тундре? (ханты, ненцы, коми, селькупы). А мы с вами поедем в гости к народам ханты. -А, что служит им домом? Дети: Они живут в чумах. Воспитатель: На ханты языке Чум – «Орхат». -Из чего состоит чум? (из множество шестов, связанных между собой, которые ставятся в круг, а сверху покрывается- зимой шкурой, летом-брезентом. -Как вы думаете почему чум, а не дом? Дети: Они часто переезжают с места на другое место, кочуют, чум легко разобрать и собрать. Воспитатель: Ребята, кто живет в чуме? Дети: Семья ( папа, мама, дети, бабушка, дедушка). Воспитатель: Ребята. Ка вы думаете, чем занимается хозяйка чума? Дети: Хозяйка варит еду, собирает чум, убирает в чуме, смотрит за детьми. Занимается рукоделием, обрабатывает шкуры, шьет одежду для всех членов семьи и т.д. Воспитатель: У хозяина тоже много работы, чем они занимаются? Дети: Пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой. Воспитатель: Вот мы с вами вспомнили, где живут народы севера, и чем они занимаются. Пора в путь. Воспитатель: Ребята нам надо добраться в тундру до стойбища. На каком транспорте мы поедем в стойбище?Вы хотите, ребята поехать в гости? Дети: Да. Отгадайте загадку: В ночь беззвёздную до чума Кто добраться вам поможет? Кто разыщет путь по ветру, Если в тундре бездорожье. (Олень). - Мы будем добираться до стойбища на оленях (звучит песня «Щенгагоца»). «Ветерок летит в лицо Мчатся нарты с кручи Самолётом хорошо А олени – лучше». (Дети отправляются в гости) Воспитатель: Я знаю, что любимое блюдо у народов ханты рыба. И я приготовила вам рыбы. С помощью которых распределим роли. Воспитатель: Вот мы и приехали в тундру на стойбище (Пилан встречает детей). - Здравствуйте! Бабушка: Вуся олаты! Проходите, гости дорогие. Устали с дороги… (Их встречает мама Пилан)
Мама Пилан:- Здравствуйте, проходите. Мы очень рады вас видеть. Сейчас я вас угощу ароматным чаем из листьев брусники и земляники (накрывают на стол). - Где у вас хозяин чума. Они на рыбалке (мальчики рыбачат) Нам заказное письмо пришло, и там было послание, что родилась дочка. - А где ваша малышка? - Можно нам на неё посмотреть? - Вот она в люльке лежит. - Какая хорошенькая! 4. Чтение стихотворения «Наша маленькая девочка…» (читает ребёнок) Хаджи «Наша маленькая девочка, Девочка в своей ягушечке Похожа на птицу, лонг Хорошая она, милая она, С вьющимися волосами, С румянцем на лице. Две её большие щёки, Как два солнца горят» - Как девочку зовут? -Девочку зовут Петусь. -Какое интересное имя -Как переводится имя Петусь? Хозяйка: Имя Петусь означает – «первенец - старшая» Дети: Ой, какая интересная кроватка. Х о з я й к а : Э т о н е к р о в а т к а . Э т о л ю л ь к а . Л ю л ь к а – п е р в о е жилище маленького тундровика. Люлька изготавливается к рождению первенца. Она отлично приспособлена к кочевому образу жизни. Лёгкая, прочная, её без труда можно перенести в руках, перевозить в лодке и привязывать к нартам. Обращает внимание на дочку и говорит: Ребята! Она проснулась и улыбается вам. Давайте мы с ней поиграем. 5. Пальчиковая игра «Кулачок» Этот пальчик маленький. Этот пальчик слабенький. Этот пальчик длинненький. Этот пальчик сильный. Этот пальчик толстячок. А все вместе – кулачок! Хозяйка: Сейчас я покормлю дочку, а вы посмотрите на оленей. Ходят по группе, рассматривают иллюстрации «В тундре». 6. Подвижная игра «Важенка и оленята» Бродит в тундре важенка, С нею оленята. Объясняет каждому, Всё, что не понятно. Топают по лужам Оленята малые, Терпеливо слушают Наставления мамины. 7. Подарок для Петусь. Дети: Хозяюшка! Мы привезли для вашей дочки в подарок куклу Таню и хотим вам с танцевать и рассказать стихи на ханты языке (рассказывают Хаджи и Камал стихи Р.Ругина на ханты языке), девочки танцуют хантыйский танец: «Вуся ола опые». - Спасибо большое. А у Петусь тоже есть кукла Еви. Её подарили соседи. Хотите посмотреть?
-Да! -Её одежда из сукна, а вместо головы утиный клювик. Увидеть такую куклу – большая редкость. Их можно увидеть ещё и в музее. Хозяйка опять подходит к люльке и говорит гостям: гости дорогие «Дочка хочет спать» Она хорошо засыпает под колыбельные песни. (Хозяйка чума поёт), а дети выполняют релаксационные упражнения. Баю-баюдоченька - убаючи. Балу-лэа доченька - убаючи. Одеяло из мехов Легче летних облаков. Ночь, как тень – прозрачней тени, Где – то хоркают олени. Утий, утий, Убайчи. Усни, усни, доченьк Убайчи. Тундра мохом поросла И оленям нет числа. Бродят дикими стадами С наклонёнными рогами. Ты усни, моя дочурка – убайчи. 8. Подарок хозяйки и отъезд гостей. Хозяйка дарит куклу «Акань» Дети: Спасибо вам большое и за ваше гостеприимство. Нам пора возвращаться домой. Хозяйка: Подождите, ребята! У меня к вам просьба: Завяжите эту красивую ленточку на ветку священного дерева. Пожелайте моей малышке крепкого здоровья, счастливой жизни. (Пилан ведёт гостей к священному дереву, дети завязывают ленточку, которая является символом появления нового человека на Земле), дети говорят пожелания. -Мы так долго задержались, дорога дальняя пора возвращаться домой. (звучит фонограмма песни В. Казымкина «Щенгащета») «Ветерок летит в лицо Мчатся нарты с кручи Самолётом хорошо А олени – лучше.
Воспитатель:
У каждого народа свои традиции, обряды и обычаи. Сколько радости, сколько счастья приносит в мир родившийся человек!
Подведение итогов:
- Где мы были в гостях? -Люди, какой национальности живут в тундре? -Что служит им домом? - Как будет на ханты языке чум? (орхат) -Чем обогревают чум? (Печкой) -Чем занимаются мужчины коренной национальности? (рыболовством, охотой, оленеводством)… -Молодцы ребята.


В раздел образования