Автор: Кузьмина Надежда Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа 1056 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: Театры и музеи Москвы Тема: Игра экскурсия Раздел: дошкольное образование
Тема: Экскурсия в театры и музеи Москвы.
Цель: Познакомить детей с самыми известными в Москве, да и во всем мире,
Большим театром и Государственной Третьяковской галереей, с правилами
поведения в процессе их посещения; приобщать детей к русской
национальной культуре, способствовать развитию эстетического вкуса,
воспитывать любовь к народному достоянию.
Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением Большого театра,
Государственной Третьяковской галереи.
Запись отрывка из оперы П.И. Чайковского «Иоланта» - «Гимн свету».
Репродукции с картин: « Утро в сосновом бору» И.И. Шишкин;
«Московский дворик» В.Д. Поленова.
Ход занятия:
1. - Ребята, где мы живем. Вы любите путешествовать. А где мы с вами
побывали в прошлый раз? (В Кремле, на Красной площади»). Мы сегодня
отправимся на экскурсию в театры и музеи Москвы.
- А сейчас мы отправимся в театр.
- Вы были когда-нибудь в театре? В каком?
В Москве много детских театров, например: кукольный театр имени С.В.
Образцова. На фасаде театра – часы. Каждый час бьют они, открываются
«окошечки» и появляются звери, играющие на музыкальных инструментах:
мишка на тарелках, поросенок на барабане, коза на гармошке, баран на
балалайке…
В 12 часов дня открываются все «окошки», в остальные часы – по одному. В
театре действует музей кукол. Из многих стран мира привезли сюда куклы.
2. Есть театры для детей, а есть для взрослых. Их с удовольствием
посещают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Повзрослев, и вы будете
ходить в эти театры. Сегодня вы узнаете об одном из самых известных в мире
театров. Сегодня вы узнаете об одном из самых известных в мире театров. Он
находится в Москве. Это Большой театр. Запомните это красивое белое
здание с высокими колоннами. Наверху здания – скульптурная композиция:
человек в колеснице управляет четверкой лошадей.
Построили Большой театр более 100 лет назад люди – мастера. Один мастер
задумал, каким должен быть театр, как он должен выглядеть.
- Как назвать такого мастера? (Архитектор.)
Другие мастера строили этот театр.
-Кто они? (Строители.)
Большой театр – это театр оперы и балета.
3. Представьте себе, в большом зрительном зале Большого театра собрались
зрители. Сцена закрыта занавесом. Музыканты оркестра настраивают свои
инструменты.
Гаснет свет, звучит музыка, и занавес открывается. На сцене появляются
артисты.
Весь спектакль будет звучать музыка, Весь спектакль артисты будут под нее
петь. Я предлагаю вам послушать отрывок из одной очень известной оперы.
В ней рассказывается о девушке по имени Иоланта.
Иоланта жила на берегу моря в доме, похожем на дворец. Возле дома был
дивный сад, в котором росли кусты прекрасных роз: белых и красных. К
сожалению, видеть этой красоты Иоланта не могла – она была слепая. Бедная
девушка никогда не видела людей, с которыми жила, солнце, небо, море,
деревья, цветы… У нее были красивые голубые глаза, однако даны они ей
лишь для того, чтобы плакать, - так говорила сама Иоланта.
… В один прекрасный день появляется юноша. Он рассказывает слепой
девушке, что значить видеть. Как прекрасны «солнца блеск и звезд сиянье,
море в плеске голубом». Только при солнечном свете можно познать красу
природы и насладиться ею!
А Иоланта ему отвечает: «Чтоб познать красу природы, рыцарь, мне не нужен
свет». Красота для слепой девушки – это благоухание цветов. Пение птиц,
журчание ручья. И все же она очень хочет видеть.
Сейчас вы услышите беседу юноши с девушкой. Но в опере нет привычного
для нас с вами разговора. Вы услышите музыку и пение род нее двух людей.
Итак, слушайте «Гимн свету» . – Знаете ли вы, кто сочиняет музыку?
(Композитор.) Музыку к опере « Иоланта» написал известный русский
композитор Петр Ильич Чайковский.
Заканчивается опера очень хорошо. Девушку вылечивает врач. Прозрев, она с
изумлением и с восторгом видит мир, узнает отца, близких и прекрасного
юношу, который отныне будет ее защитником.
4. Физкультурная минутка.
Представьте себе, что вы тоже артисты Большого театра и зрители, (артисты
уходят за кулисы). Сказка «Жили у бабуси».
Действующие лица: овечка, корова, кошка, лошадка, свинка, собака, гусь,
петух.
Первобытные бабуси
Знали толк в зверином вкусе,
И за меховой наряд
Убивали всех подряд.
Жили в каменной пещере,
Сами были, словно звери,
Били палками клопов
И не чистили зубов.
Иногда по три недели.
Но потом вдруг поумнели
И построили себе
В чистом поле по избе.
Со зверями помирились,
Вместе жить договорились,
Обещав, что, коль придут,
Их в обиду не дадут.
Прибежала из-за речки
К ним кудрявая овечка :
«Остригите шерсть мою,
Я ее вам отдаю!»
Получилось много пряжи,
И теперь бабуси вяжут
Кофты, варежки, носки
И узорные платки.
Тут коза к ним прибежала.
Говорят ей: «Шерсти мало!»
А она: «Дам три клубка
И в придачу молока!»
А потом пришла корова :
«Молока могу парного
Дать не крынку, а ушат.
Тут и нечего решать!
В нем и маслице для каши,
Сливки, сыр и простокваша,
И сметана, и творог.
Ну, пустите на порог!»
Лишь пустили тут же кошка :
«Мне бы молочка немножко,
И за это я взашей
Всех повыгоню мышей»
А лошадка прискакала,
Поклонилась и сказала:
«Зря не буду отдыхать –
Поле стану я пахать
И возить телегу с вами
В лес дремучий за дровами.
Силой я своей горжусь.
Жить пустите, пригожусь!»
Вместе с ней явилась свинка :
«Я могу вам дать щетинки
И для щеток обувных,
И для щеточек зубных».
Обещала им собака :
«Я за вас полезу в драку,
Буду волка прогонять,
Буду избу охранять».
Захотели даже птицы
Вместе с ними поселиться,
Хвастался бабусям гусь :
« На перо я вам сгожусь!
Буквы вы изобретите
И пишите, что хотите.
Что написано пером,
Не стереть и топором!
А под перьями подпушка –
И перина и кровать.
То-то будет сладко спать!»
А петух кричит им: Люди!
Кто же вас потом разбудит?
Чтоб повсюду успевать,
Надо с солнышком вставать.
И доить козу с коровой,
Постелить соломы новой,
Лошадь накормить овсом
И погладить кошку с псом.
Отвести на луг, на речку
И корову, и овечку,
И лошадку, и козу,
Поручив, пасти их псу.
Дел всегда в хозяйстве хватит-
Взбить перину на кровати,
Приготовить всем обед
И спросить, чем жив сосед»
А потом пришли дедуси,
Приютили их бабуси,
И теперь в избе кричат
Тридцать внучек и внучат.
5.Славится наш город своими музеями.
-Были ли вы когда-нибудь в музее?
- Что вы там видели?
В Москве много разных музеев. Я расскажу вам об одном из них. Называется
он Третьяковская галерея.
Постарайтесь запомнить это красивое - белое здание. Перед зданием мы
видим скульптуру – это памятник Третьякову.
Третьяков жил давным-давно. Ему очень нравились картины русских
художников-мастеров, потому он собирал их.
Третьяков построил большой дом и разместил в нем свою коллекцию. Он
хотел, чтобы все люди могли видеть картины и восхищаться их красотой.
В галере очень много залов, в них – много картин. Чтобы увидеть их все,
одного дня будет мало.
Сейчас я покажу вам несколько репродукций с картин известных русских
художников, которые в Третьяковской галерее.
«Утро в сосновом лесу». Автор картины – известный русский художник
И.И.Шишкин .
Сквозь высокие сосны едва-едва пробиваются первые лучики солнца.
Маленькие медвежата уже вовсю резвятся на упавшем дереве. Заботливая
мама-медведица наблюдает за ними. У нее очень строгий, грозный вид. Чем
же не угодили ей малыши? Может быть, они сильно расшумелись?
В одном из залов галереи вы сможете увидеть эту картину, она намного
больше своей репродукции, а медведи на ней, как живые.
«Московский дворик». Автор картины – известный русский художник
В.Д.Поленов.
Вот как выглядел один из московских двориков более 100 лет тому назад:
низенькие деревянные домишки, узенькие тропинки.
-Что мы видим во дворе?
-Что виднеется там, вдали?
Это все, что я хотела рассказать вам о Большом театре и Третьяковской
галерее, которые находятся в Москве, и вам советую побывать там и видеть
эту красоту своими глазами.