Автор: Фотин Александр Аркадьевич Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБПОУ "Строгановский колледж", филиал с. Частые Населённый пункт: с. Частые, Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Практическое вождение автомобиля" Раздел: среднее профессиональное
"ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ"
Фотин Александр Аркадьевич,
мастер производственного обучения
Психологические основы вождения автомобиля
Успешность
любой
деятельности,
в
том
числе
управление
транспортным
средством
определяется
всеми
чертами
личности.
Исследования,
проведенные
специалистами показывают, что чаще всего в дорожно-транспортные происшествия
попадают
водители
с
серьезными
психическими
отягощениями—замкнутые,
агрессивные, враждебно-настроенные к окружающим.
Квалифицированный
водитель
должен
обладать
обширным
запасом
общетехнических
и специальных знаний, владеть разнообразными умениями и
навыками,
необходимыми
для
эффективной
и
безопасной
эксплуатации
транспортного средства. В связи с непрерывным и быстрым совершенствованием
автомобильной техники и ростом интенсивности движения водителю необходимо на
протяжении
всей
трудовой
деятельности
углублять
и
расширять
теоретическую
подготовку и совершенствовать практические умения.
В
деятельности
водителя
по
управлению
транспортным
средством
можно
выделить ряд этапов (действий): получение информации, переработка информации,
принятие решения и его реализация. Каждое из перечисленных действий в большей
или меньшей степени связано с различными психофизиологическими процессами и
свойствами — ощущениями, восприятием, мышлением, памятью, вниманием, волей
и др. Несоответствие хотя бы одного из компонентов психической сферы деятель-
ности профессиональным требованиям может привести к неправильным действиям,
что создает угрозу безопасности движения.
Органы
чувств
получают
и
преобразуют
сигналы,
источниками
которых
являются
объекты
материального
мира,
непосредственно
воздействующие
на
человека.
Каждый
из
органов
чувств
представляет
собой
физиологический
механизм,
специализированный
для
приема
и
преобразования
определенного
сигнала (светового, звукового, механического).
От
поля
зрения
зависит
количество
объектов
среды
движения,
которые
одновременно
может
воспринимать
водитель.
Чем
больше
горизонтальный
и
вертикальный углы поля зрения, тем более емкую информацию принимает водитель,
перерабатывая
которую
он
принимает
решения,
связанные
с
управлением
транспортным средством.
При
уменьшении
углов
поля
зрения
во
всех
случаях
ограничивается
обзорность,
вследствие
чего
за
пределами
поля
зрения
могут
оказаться важные объекты (встречные автомобили, пешеходы, средства регулиро-
вания), влияющие на обеспечение безопасности движения.
Поле зрения определяется углами, вершина которых совпадает со зрачком, я
стороны углов (горизонтального и вертикального) ограничивают просматриваемое
пространство при неподвижном состоянии глазного яблока. На величины углов поля
зрения большое влияние оказывает скорость движения автомобиля. Например, гори-
зонтальный
угол
при
скорости
движения
50
км/ч
примерно
равен
105°,
а
при
скорости движения 160 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости
уменьшается до 5°. За пределами поля зрения встречный автомобиль окажется
раньше у того водителя, который движется с большей скоростью, т. е. у водителя
автомобиля Б.
Нормальной остротой зрения (равной единице) считается способность увидеть
две точки, разделенные промежутком в одну угловую минуту. Наиболее отчетливые
изображения получаются на сетчатке глаза при расположении объекта в центре поля
зрения. Предметы, расположенные за пределами угла 20°, видны без ясных деталей.
Если остроту зрения водителя в возрасте 20 лет принять за 100 %, то в возрасте 60
лет она составляет примерно 75 %.
Адаптация — приспособление зрения к меняющимся условиям освещенности
— процесс, протекающий сравнительно медленно. Время адаптации в наибольшей
мере зависит от скорости изменения освещенности. Мгновенные переходы от почти
полной
темноты
к
яркому
свету,
испускаемому,
например,
фарами
встречного
автомобиля,
либо
при
внезапном
(аварийном)
-
выключении
наружного
искусственного освещения дороги, вызывают ослепление длительностью до 10 с.
Для полного восстановления прежнего уровня светочувствительности требуется 5—
7 мин. Острота зрения и светлую безлунную ночь составляет 30—70 % от остроты
зрения в дневное время, а в темную ночь - 3 -5 % от дневной. Наибольшая опасность
ослепления возникает при переключении света фар, когда расстояние между авто-
мобилями,- движущимися навстречу друг другу, менее 150 м.
Если автомобили сближаются на расстояние 10 м, не возникает опасности
ослепления водителей при переключении света фар.
При дальтонизме чаще всего наблюдается неразличение красного и зеленого
цветов.
Задание 1.
Вестибулярный
аппарат
водителя
воспринимает
сигналы,
связанные
с
изменениями скорости движения как по величине, так и по направлению. Кроме
того, вестибулярный аппарат реагирует на изменение положения тела водителя и
вырабатывает сигналы, необходимые для сохранения равновесия.
Суставно-мышечные ощущения важны в любой деятельности, проявляющейся
в двигательной активности. Эти ощущения приобретают особое значение для пра-
вильного выполнения действий, связанных с определенными усилиями и точными
перемещениями органов управления. Острота и порог различения этих ощущений
оказывают значительное влияние на качество манипулирования водителем органами
управления и на технику вождения.
Задание 2.
Восприятие всегда связано с пониманием целостности предмета или явления,
отражаемого психикой человека. В отличие от ощущений, которые отражают от-
дельные
свойства
предметов
и
явлений,
в
результате
восприятия
в
сознании
человека формируется образ предмета или явления. Восприятие никогда не бывает
чисто пассивным созерцательным актом. В этом познавательном процессе всегда
проявляется в большей или меньшей мере отношение человека к воспринимаемому,
его потребности и интересы, в том числе профессиональные. Таким образом, в
восприятии проявляются широкий спектр личностных качеств человека, его инди-
видуальные особенности. Восприятие невозможно без ощущения, оно возникает
только на их основе. Однако одни и те же ощущения могут привести к различным
восприятиям.
Например,
при
наблюдении
сигналов
светофора
зрительные
ощущения у водителя автобуса и пассажиров, наблюдающих эти сигналы, сходны.
Однако восприятие этих сигналов водителем и пассажирами совершенно различно.
Восприятие водителем этого сигнала связано с пониманием сущности последнего
как средства регулирования движения. Это же зрительное ощущение для многих
пассажиров может вообще не привести к восприятию наблюдаемого объекта.
Задание 3.
Компоненты
среды
движения
(атмосферные
и
дорожные
условия,
интенсивность движения, степень оснащенности дороги средствами регулирования),
а
т а к же
э ксплуатационные
характеристики
автомобиля
(плавность
хода,
бесшумность,
микроклимат
в
кабине)
существенно
влияют
на
все
психические
процессы, в том числе на восприятие .
Формируемые
в
сознании
водителя
образы
воспринимаемых
объектов
не
всегда
идентичны
наблюдаемой
обстановке.
Крайне
сжатые
сроки
получения
информации и динамизм среды движения существенно затрудняют восприятие, а в
отдельных случаях могут вызвать его значительные искажения — иллюзии. На
вероятность
возникновения
иллюзий
влияют
особенности
воспринимаемых
объектов, условия труда и стаж водителя.
Задание 4.
Знание
особенностей
зрительного
восприятия
и
случаев
возникновения
иллюзий необходимы водителю для критической оценки принимаемых решений
несвоевременной
корректировки
действий
с
учетом
погрешностей
зрительного
восприятия.
Задание 5 .
От
особенностей
внимания
водителя
во
многом
зависит
первый
этап
управления транспортным средством — получение информации. Для быстрого и
полного
получения
информации
необходимо,
чтобы
внимание
водителя
было
концентрированным,
распределенным
и
быстро
переключаемым.
Это
возможно
только при больших волевых усилиях на всех этапах деятельности по управлению
автомобилем.
Недостаток
необходимой
информации
(плохая
видимость
или
обзорность, отсутствие или неисправность средств регулирования и т. п.) и избыточ-
ная информация, отвлекающая водителя (громкий разговор пассажиров, рекламные
щиты на дороге и др.), резко ухудшают внимание и затрудняют работу водителя.
Длительное
движение
с
постоянной
скоростью
по
дороге
с
небольшой
интенсивностью
или
при
полном
отсутствии
транспортных
средств
связано
с
повышенной опасностью, поскольку ведет к снижению внимания и притуплению
бдительности водителя.
Задание 6.
Благодаря
процессам
памяти
происходит
сохранение,
накопление
и
воспроизведение опыта (всего многообразия знаний и умений, которыми овладевает
человек
на
протяжении
жизни).
В
долговременной
памяти
водителя
должна
храниться
и,
накапливаться
профессионально
значимая
информация
—
система
понятий, необходимых для успешного протекания профессиональной деятельности.
Текущая и быстро меняющаяся информация, поступающая к водителю при
управлении
автомобилем,
запоминается
и
воспроизводится
кратковременной
памятью в течение ограниченных промежутков времени.
Память хранит определенные представления — образы ранее воспринятых
процессов и явлений. В запоминании могут участвовать как отдельные виды памяти,
например только слуховая, так и одновременно различные виды памяти, например
зрительная и моторная, при запоминании расположения органов управления и дви-
жений, совершаемых водителем.
Задание 7.
Готовность
памяти,
определяемая
быстротой
извлечения
необходимых
сведений,—
один
из
важнейших
компонентов
профессионального
мастерства
водителя.
От
готовности
памяти
в
значительной
степени
зависят
ско рость
переработки информации и принятие решения.
Наибольшую
информацию
водитель
получает
в
процессе
зрительного
восприятия.
Формируемые
в
сознании
зрительные
представления
сохраняются
благодаря зрительной памяти. Особенности зрительной памяти водителя (быстрота
запоминания, точность, длительность) оказывают большое влияние на безопасное
управление транспортным средством.
Деятельность
водителя
требует
запоминания
множества
разнородных
предметов, явлений и звуков, характеризующих техническое состояние автомобиля,
сигналов
для
регулирования
движения,
вибраций,
возникающ и х
п р и
неисправностях, расположения подъездных путей, пунктов загрузки и выгрузки,
способов воздействия органы управления и т. д. Практическое значение того или
иного вида памяти определяется особенностями дорожной ситуации и управления
(получением информации, ее переработкой, принятием решения, его реализацией).
В
связи
с
важностью
каждого
этапа
и
его
влиянием
на
безопасность
не
представляется возможном выделить какой-либо один ведущий вид памяти.
Индивидуальные особенности памяти зависят от врожденных качеств. Однако
в
наибольшей
степени
свойства
памяти,
как
и
других
психических
процессов,
формируются в процессе обучения и в труде.
Задание 8.
Мышление,
как
и
восприятие,—
процесс
познавательный.
В
процессе
восприятия
происходит
отражение
в
сознании
человека
внешних
особенностей
наблюдаемых
предметов
и
явлений.
В
процессе
мышления
выявляются
существенные связи и отношения между явлениями и предметами, которые не
обнаруживаются в результате восприятия. Мышление водителя всегда связано с
решением
разнообразных
практических
задач:
выбором
наивыгоднейшего
скоростного режима движения автомобиля, определением правильного расположе-
ния
транспортного
средства
на
проезжей
части,
планированием
предстоящего
маневра, анализом возможных действий других участников движения. Решение этих
задач может быть успешным только при наличии у водителя необходимого запаса
профессиональных знаний. Однако наличие профессиональных знаний (понятий)—
необходимое, но не достаточное условие продуктивного мышления. Второе условие
—
умение
оперировать
этими
понятиями,
выполнять
различные
мыслительные
операциями
позволяет
водителю
делать
правильные
умозаключения,
быстро
находить
оптимальные
решения,
необходимые
для
безопасного
управления
операциями
позволяет
водителю
делать
правильные
умозаключения,
быстро
находить оптимальные решения, необходимые для безопасного управления авто-
мобилем.
В приведенном примере водитель мог выполнить следующие суждения:
1.
Красный сигнал светофора запрещает движение.
2.
Сигнал регулировщика разрешает движение нерельсовых транспортных
средств во всех направлениях.
3.
Сигналы регулировщика и светофора противоречат друг другу.
Проанализировав
обстановку
на
перекрестке,
используя
знания
(понятия)
Правил дорожного движения, водитель пришел к правильному умозаключению: «В
случае
несоответствия
сигналов
светофора
и
регулировщика
следует
руководствоваться сигналами регулировщика».
Задание 9.
Правильность решений, принимаемых - водителем в процессе мышления,
зависит
от
запаса
знаний
(понятий)
и
от
качества
мыслительных
операций,
которыми владеет водитель. Если водитель использует неправильные понятия или в
недостаточной
мере
владеет
мыслительными
операциями,
он
не
сможет
систематически принимать правильные решения. Многообразие дорожных ситуаций
и
быст рот а
их
изменения
предъявляют
повышенные
требования
к
интеллектуальным умениям водителя. Эти умения оцениваются степенью овладения
всеми
видами
мыслительных
операций:
сравнением,
синтезом,
анализом,
абстракцией и обобщением.
Задание 10.
Быстрота реакции — психофизиологический показатель профессионального
мастерства водителя. В работе водителя преобладают сложные реакции, связанные с
одновременным действием двух и более раздражителей. Время простой реакции
опытного
водителя
на
световой
сигнал
(около
0,2
с).
Среднее
время
сложной
реакции да торможение около 0,8 с.