Автор: Бабенко Валентина Давыдовна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МОУ СОШ № 16 Населённый пункт: Ставропольский край, село Томузловское Наименование материала: статья Тема: "Портфолио социального педагога" Раздел: среднее образование
Портфолио социального педагога, как одно из требований
критериев оценивания в условиях новой системы
аттестации
Портфолио в переводе с французского означает «досье» или «папка с
документами», «папка специалиста». В моем выступлении речь пойдет о папке
социального педагога. Просмотрев немало литературы, я выделила для себя
следующие разделы портфолио:
1. Общие сведения:
фамилия, имя, отчество
образование
специальность
квалификация
стаж педагогической работы
занимаемая должность
2. Самообразование педагога:
тема самообразования и материалы по ней
курсы повышения квалификации
участие в конференциях, круглых столах, семинарах
3. Достижения педагога
грамоты
благодарности
награды
звания
4. Методическая работа:
участие в методическом объединении района
программы, разработанные под решение конкретной проблемы
планы работы по профилактике
анализ работы по программам
методические разработки
обучающие программы, презентации к урокам, мероприятиям
мультимедийные разработки педагога
5. Распространение передового опыта
открытые уроки
выступления на семинарах, конференциях, собраниях
материалы выступлений, тексты докладов на районных семинарах
публикации
Каждый из нас хочет быть успешным в своей профессии. Человеку необходимо
сознавать, что он нужен людям, что делает свое дело хорошо.
Но что для этого нужно?
Считаю, что прежде всего, я должна владеть комплексом специальных знаний
практических навыков. Затем должна глубоко осмыслить, что поле моей
деятельности – это зона доверия между мной и людьми, с которыми я
взаимодействию. Я должна обладать навыками влияния не только на своего
клиента, но и на его окружение, на ситуацию в социуме. Обязательные деловые
качества – функциональная и психологическая грамотность, компетентность,
деликатность, гуманность.
Особо выделила бы обладание коммуникативными и организаторскими
способностями, умением анализировать социальные явления, видеть свое место и
роль в многообразии жизненных ситуаций. Понимать, что не вправе решать за
других людей, что им нужно, а должна помогать им самим выбирать из
имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Моя задача –
принять оптимальное решение и найти способы достижения цели.
В качестве практического примера я бы привела восточную мудрость: «Дай
человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу, и он будет
сыт всю жизнь». Этой мудрости я придерживаюсь постоянно.
Трудно «учить человека ловить рыбу», гораздо легче накормить его «рыбой», но,
поверьте, результат оправдывает затраченное время. Это стало моим внутренним
законом.
Работая социальным педагогом, с детьми и их родителями я стараюсь не поучать,
не руководить, не командовать, не запрещать, а вдохновить и побудить ребенка,
родителя к действию, к инициативе, помочь в совместной деятельности
установить доброжелательные, гуманные отношения, устранить дефицит
общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу.
Семья- основной и уникальный институт социализации каждого человека. Дойти
до каждой семьи, помочь ей сохранить гармоничные отношения с детьми,
оптимизм,
интерес к жизни – значит предотвратить многие негативные явления в нашем
обществе, оздоровить социум.
Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том,
чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из
них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.
Спасать и воспитывать юные души - основная миссия социального педагога:
Стремитесь делать тихое добро
Не ради похвалы или награды.
В пример им, выдвижения не ради,
Дарите людям знанье и тепло.
Стремитесь делать все не напоказ,
Пусть искренни порывы ваши будут,
Сознанье чьё-то пусть они разбудят,
И чистота исходит пусть от вас.
Важные категории учащихся, с которыми я провожу свою основную работу - это
подопечные дети, дети из многодетных семей, дети с ограниченными
возможностями здоровья, дети и семьи «социальной группы риска», дети из
малообеспеченных семей. Приступая к работе я ставлю перед собой проблему.
Проблема: низкая способность учащихся решать социально-значимые задачи.
Цель: формирование у детей способности к ответственным решениям, умению
общаться и сотрудничать, т. к. сегодня важно как ребенок научится решать
проблемы в жизни, а так же на поддержку учащимся, имеющим проблемы в
социализации, охрану и защиту прав ребенка.
Что хочу получить:
В концепции мы руководствуемся следующими документами: -Федеральной
целевой программой развития образования на 2006-2010 годы (утверждено
постановлением Правительства РФ от 23.12.2005г, № 803);
- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,
(утвержденная распоряжением Правительства РФ от29-12.01 №1756 - Р) . В них
определены ключевые компетенции
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на
формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего
общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать
социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции,
патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям,
позитивная социализация. Важным направлением в моей деятельности является
развитие социально активной личности, формирование социально- значимых
компетенций.
Социально-педагогическая деятельность в школе направлена на Развитие данных
качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического
регулирования социального взаимодействия подростка с социальной средой,
осуществление которого предполагает следующие направления:
Изучение условий социального развития ребёнка
Включение подростка в активное взаимодействие с социальной средой
Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка
Организация социально-профилактического пространства в образовательном
учреждении
Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в
процессе социализации
Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей
Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в
социальном окружении подростка.
Что имеем:
В настоящее время социально-педагогическая служба школы работает над
созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанного на
оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и
образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных
возможностей и способностей.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
Оказание социально-педагогической поддержки детям, имеющим проблемы в
обучении, трудности в общении, адаптации
Выявление ведущих проблем и ценностных ориентаций детей
Повышение уровня социальной компетентности учащихся в гражданско-правовой
и бытовой сферах
Оказание консультативной помощи родителям в решении социально-
педагогических проблем ребенка
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания
правовой культуры
В настоящее время в школе обучается 331 учащийся. Школа работает в одну
смену. Демографическая ситуации в микрорайоне такова, что в течение последних
лет контингент учащихся снижается.
Примерно, 20% семей учащихся составляют неполные семьи, в которых
воспитанием ребенка занимается работающая мать. Около 7 % детей -
проблемные. По социальному положению 28% родителей - рабочие, имеют общее,
начальное профессиональное образование,
15% имеют среднее специальное образование и 11% - высшее образование; 4% -
домохозяйки. 30 % родителей считают семью, способной формировать
гуманистические ценности. В настоящее время в семьях наблюдается тенденция
взглядов родителей - от материальных ценностей к общечеловеческим;
потребность в разностороннем развитии личности своего ребенка, раскрытии
творческих способностей и приобретении им соответствующих знаний;
сохранении здоровья.
Новые подходы и приоритетные направления в образовании находят отражение в
инновационной социально-педагогической деятельности:
Создание и реализация социального проекта "Школа – территория здоровья",
подпрограммы «Неблагополучная семья»
Разработка и проведение социальных, деловых игр, акций, круглых столов по
решению социально-значимых проблем.
Включение детей в социально-значимую деятельность не только в общешкольные
мероприятия, но и в районные
Что мешает?
Эффективное решение поставленной цели возможно только при полном
взаимодействии и взаимопонимании семьи и школы, при активном участии всех
субъектов образовательного процесса.
Однако, в связи с тем, что семья в настоящее время большую часть времени
вынуждена решать социально бытовые проблемы, уделяется недостаточное
внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые
позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности.
4. Что необходимо?
Данная концепция может быть реализована при следующих условиях: в
заинтересованности всех субъектов образовательного процесса, в прагматическом
подходе к решению проблем ребенка, заинтересованности родителей,
целенаправленности деятельности коллектива, реализация комплексных
общешкольных программ по профилактике правонарушений и вредных привычек,
которые предполагают:
Проведение мониторинга семейной и социальной ситуации развития ребенка,
изучение ценностных ориентаций семьи и ребенка.
Оценка социального благополучия детей.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на включение
учащихся в активную социально значимую деятельность
Организация поддержки детей, попавших в сложную жизненную ситуацию
Проведение социального консультирования по решению проблем ребенка
Педагогическое управление развитием ребенка: создание ситуации успеха,
принцип компетентностного подхода к процессу обучения.
Необходимость в технической оснащенности рабочего места социального
педагога.
Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей
принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни. Каждый
ребенок талантлив, каждый ребенок- это целый мир, необходимо только вовремя
заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности
и личностных качеств.
Моя деятельность как социального педагога предполагает взаимодействие с
детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы.
Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Поэтому
кредо нашей деятельности мы увидели в словах восточной мудрости:
"Настойчивость и терпеливость - в единстве противоположностей - два козыря
успеха". Считаю, что эти качества позволяют мне достигать успехов в социально-
педагогической деятельности.
Основными направлениями моей социально-педагогической деятельности
являются:
1. Аналитико-диагностическое.
Социально педагогическая диагностика с целью выявления социальных и
личностных проблем ребенка: изучаю личность ребенка, его индивидуальные
особенности, школьную документацию, медицинскую карту, жилищно-бытовые
условия, особенности развития и воспитания ребенка, семейных отношений,
образовательный уровень семьи, воспитательные ресурсы, анализирую,
систематизирую полученную информацию для постановки социального диагноза
и координации работы по различным направлениям деятельности. Провожу
мониторинг социальной ситуации развития ребенка
2. Социально-правовое.
Социально-педагогическая защита прав ребенка – выявляю и поддерживаю
учащихся нуждающихся в социально- педагогической поддержке.
3. Консультативное
Социально-педагогическое консультирование учащихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, их профессиональном самоопределении, предпрофильной
подготовке, консультирование родителей, педагогов, классных руководителей, по
решению социально-педагогических проблем ребенка.
4. Профилактическое.
Социально-педагогическая профилактика и коррекция - способствую
своевременному выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося
поведения учащихся, формированию потребностей в ведении учащимся здорового
образа жизни, провожу профилактическую работу с учащимися, состоящими на
учете в школе, отделе по делам несовершеннолетних при городском отделе
милиции, повышаю уровень правовой культуры учащихся и родителей.
5. Методическое.
Организационно-методическая деятельность – провожу анализ своей социально-
педагогической деятельности, с целью повышения педагогического мастерства,
участвую в работе педагогических советов школы, методическом объединении
классных руководителей, по социально- педагогическим проблемам, участвую в
районном методическом объединении социальных педагогов, изучаю новинки
методической литературы по социальной педагогике, достижения науки и
практики, провожу социально-педагогические исследования.