"Социальная реклама как средство профилактики насилия над женщинами в семье"
Автор: Альбекова Жанлсын Нурмухамбетовна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ "Алтынжарская СОШ им.Курмангазы" Населённый пункт: Астраханская область Володарский район село Алтынжар Наименование материала: статья Тема: "Социальная реклама как средство профилактики насилия над женщинами в семье" Раздел: среднее образование
НАСИЛИЯ НАД ЖЕНЩИНАМИ В СЕМЬЕ»
Альбекова Гульвира Сарсенбаевна, Астраханский государственный
университет, 6 курс, магистр, направление «Экономика, право, организация
социальной работы»; Альбекова Жанлсын Нурмухамбетовна, МБОУ
«Алтынжарская СОШ» им. Курмангазы Сагырбаева,учитель;
Ледовская Екатерина Дмитриевна, Астраханский государственный
университет, студент; Яралиева Саида Юсифовна, Астраханский
государственный университет, 6 курс, магистр, направление «Экономика,
право, организация социальной работы»; Джалбурова Айслу Талгатовна,
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»,
воспитатель; Филина Анна Владимировна Астраханский государственный
университет, 6 курс, магистр, направление «Экономика, право, организация
социальной работы».
Россия, г. Астрахань.
Аннотация.
В
работе
раскрывается
необходимость
использования
социальной рекламы в профилактике насилия над женщинами в семье, более
глубокое изучение социальной рекламы как нового метода профилактики
социальных проблем.
Ключевые слова: насилие над женщинами в семье, социальная реклама,
профилактика, анкетирование, социальные рекламные компании.
В настоящее время насилие в отношении женщин является одним из
основополагающих социальных механизмов, при помощи которого женщин
принуждают занимать подчиненное положение по сравнению с мужчинами.
Насилие, обращенное на женщину, отражает структуру подчинения и власти,
всю глубину различий между полами.
Проблема насилия в отношении женщин является одной из актуальных
исследовательских проблем, в рамках которой пол и властные отношения
считаются решающим принципом организации общества.
Термин «насилие в отношении женщин» согласно документам ООН означает
любой акт насилия, совершаемый на основании полового признака, который
причиняет
или
может
причинить
физический,
половой,
психологический
ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов,
принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной
или в личной жизни.
Проблема насилия в семье и разработки технологий работы с женщина-
ми, испытывающими насилие достаточно обширно изучена. В исследованиях
Н. Середы «Настолько широко, что даже не видно», анализировалась деятель-
ность государственных и общественных организаций, оказывающих помощь
жертвам домашнего насилия. В работе Н. Шведовой «О насилии в отношении
женщин в семье», рассматривались вопросы, связанные с проблемами роста
насилия во всех его формах, в том числе насилие в семье. Кроме того, в сов-
местных работах М. Писклаковой и А. Синельникова «Анатомия насилия» и
История «одной семьи» рассматривались исторические, культурные аспекты
домашнего насилия. В практическом исследовании А. Карева и Е. Забалдыки-
ной «Телефонное консультирование» рассматривается такой вид помощи по-
страдавшим от домашнего насилия, как телефонное консультирование; в ра-
боте И. Горшковой и И. Шурыгиной «Насилие над женами в современных
российских семьях» анализируется исследование в 8 регионах России по до-
машнему насилию.
Каждую третью женщину в мире хоть раз в жизни избивали, принужда-
ли к половой связи или иным образом унижали [Статистические данные РФ].
Проблема осложняется тем, что для большинства представительниц слабого
пола, насилие над ними — это вопрос табуированный, не обсуждаемый ни с
кем, постыдная реальность жизни. Задача социальных рекламных кампаний -
обнародовать существующую проблему, вывернуть наизнанку скрытую от
посторонних глаз жестокость в отношении женщин и вселить в женщин, под-
вергающихся насилию, надежду, что выход есть. В современном обществе
присутствует множество социальных проблем и для того, чтобы общество не
забывало о них и обращало на них внимание, нужна социальная реклама.
Социальная реклама реализуется с помощью различных методов и вы-
полняет различные функции и задачи. Соблюдение практических рекоменда-
ций по разработке социальной рекламы, поможет специалистам в этой обла-
сти сделать ее наиболее эффективной.
С целью определения уровня эффективности социальной рекламы в про-
филактики жестокого обращения с женщинами в семье было проведено ис-
следование, методом которого был опрос ( анкетирование).
Мы провели небольшое исследование средижителей города Астрахани,
использовали социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», также изуча-
лась и анализировалась социально-педагогическая литература, нормативно-
правовые
документы,
диссертационные
исследования
по
исследуемой
проблеме, современные подходы социальной рекламы как средства профи-
лактики насилия над женщинами в семье. Объектами исследования стали
жители города Астрахани (100 человек). Предметом исследования: социаль-
ная реклама как средство профилактики насилия над женщинами в семье.
Обобщая результаты исследования, можно констатировать наличие в
общественном сознании проблемы жестокого обращения в семье, низкий
уровень информированности населения о существующих учреждениях и ор-
ганизациях помощи жертвам насилия, а также актуальность создания специа-
лизированных служб и центров, оказывающих помощь людям в кризисных
ситуациях.
Домашнее насилие по-прежнему является распространенным явлением
в жизни общества. Проблемой насилия в семье необходимо продолжать зани-
маться и делать все возможное для ее решения.
Распространение и обновление социальной рекламы по теме исследова-
ния, в том числе на транспорте, на предприятиях, в публичных организациях
и учреждениях, использование нестандартных рекламонасителей (партизан-
ская реклама, использование среды), создание рекламы на принципах гума-
низма, ценности человеческой жизни, содержание в социальной рекламе аль-
тернативных способов самореализации- важная составляющая профилактики
насилия над женщинами в семье.
Поскольку реклама относится к одному из новых методов, которыми поль-
зуется общество и социальные институты, стремясь включить индивида в со-
циальную структуру и адаптировать его к социальным и экономическим си-
стемам, нам кажется, что одним из направлений деятельности специалиста
может стать изучение социально-психологических аспектов рекламы и регу-
лирование ее воздействия на современное общество.
:.
Исходя из того, что цель социальной рекламы – изменить отношение об-
щественности к какой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной перспек-
тиве
–
выработать
новые
социальные
ценности,
понимание
социальной
рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, понима-
ние ее воспитательной и адаптивной функций сказывается на эффективности
деятельности социальных институтов.
Для специалистов, занимающихся вопросами профилактики, очень
важно не только понять значение проблемы насилия над женщинами в семье,
но и построить свою деятельность таким образом, чтобы избежать в работе
рекламы антисоциального характера и вести борьбу с пропагандой насилия
в семье.
Именно по этой причине целью является предоставление рекоменда-
ций для широкого круга пользователей об основах создания рекламы и ис-
пользования их как инструмента позитивной профилактики.
Психологическая проблематика изучения восприятия рекламы является
новой и малоизученной, хотя имеет прочные корни в психологии изучения
восприятия и сознания. В настоящий момент, эта проблема является актуаль-
ной, поскольку реклама стала неотъемлемой частью современного общества,
и ее присутствие ощущается все с большей силой. Отсутствие учета знаний о
психологических закономерностях приводит к созданию грубой, непрофес-
сиональной рекламы.
В
современном
обществе
присутствует
множество
социальных
проблем и для того, чтобы общество не забывало о них и обращало на них
внимание, нужна социальная реклама. Социальная реклама реализуется с по-
мощью
различных
методов
и
выполняет
различные
функции
и
задачи.
Соблюдение практических рекомендаций по разработке социальной рекламы,
поможет специалистам в этой области сделать ее наиболее эффективной.
Из выше перечисленного следует, что роль социальной рекламы высо-
ка, но вопрос об изученности формирования массовых социальных оценок,
стереотипов, традиций и т.д. остается открытым, проблема социальной рекла-
мы практически не освещена в научной литературе, необходима дальнейшая
разработка и научное обоснование этих проблем в теории социальной рабо-
ты.
Литература:
1.
Иванова
Е.И.
Духовное
состояние
российского
общества
и
проблемы насилия., под ред. Вороновой СПб 2004.-143 с.
2.
Федеральный закон «Об основах социально-правовой защиты от
насилия в семье (законопроект)»
3.
Середа Н. Насколько широко , что даже не видно : Домашнее на-
силие глазами взрослых и подростков. Из опыта деятельности женских кри-
зисных центров//Насилие и социальные изменения: Теория , Практика, Ис-
следования.№1, 2007 – 22-24 с
4.
Писклакова М., Синельников А. Между молчанием и криком //На-
силие и социальные изменения. Теория , Практика, Исследование №1, 2008 -
4-46 с.
5.
Н. В. Солнцева «Насилие в семье»/«Семейное насилие»: общая
характеристика - 110-134 с
Николайшвили
Г.
«Социальная
реклама:
теория
и
практика»,
АСПЕКТ
ПРЕСС - Москва,2008.-11