Напоминание

Развитие речи дошкольников с ЗПР на занятиях по ИЗО


Автор: Ефанова Светлана Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог-логопед
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад №1 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г. Орск, Оренбургская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие речи дошкольников с ЗПР на занятиях по ИЗО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Консультация

«Развитие речи на занятия по изобразительной деятельности»
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям. Речь формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изодеятельности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи. У детей с ЗПР страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции, необходимые для овладения навыками рисования. Значение изодеятельности для коррекции развития дошкольника с ЗПР велико и многогранно. Сенсорно-перцептивные во зм ож н о с т и изодеятельности позволяют использовать её в коррекционно-развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
В образовательной области «Художественное творчество»
детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Изобразительная деятельность имеет большое познава тельное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты (овощи, фрукты, цветы, игрушки). Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.
Продуктивная деятельность, к которой относится и изодеятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных ею опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеют возможность этим предметом манипулировать. Первым шагом в развитии понимания речи в изобразительной деятельности является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово–название стало словом–понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных, а значит должен иметь возможность манипулировать, действовать с предметом. На занятиях по изодеятельности ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений; высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями при обследовании предметов, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Так, дидактические игры «Что в руке», «Подбери предмет», «Найди такой же» перед рисованием овощей и фруктов помогают научить ребёнка различать предметы по форме и по цвету; а с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов у детей формируется навык согласования прилагательных с существительными разных родов: «У меня огурец - зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая, круглая». Занятие по изодеятельности с детьми – это особая ситуация, которая стимулирует не только развитие активного и пассивного словаря, но и развитие коммуникативной функции речи. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать
проблемные ситуации
, способствующие появлению речевой активно сти.
П р о бл е м н ы е

с и туа ц и и

ф о рм и р у ю т

коммуникативную направленность речи.
Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Обеспечить

связь

слова

с

предметом

легче,

чем

связь

слова

с

действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.

Знакоство со словами-действиями в изобразительной деятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: Я взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая». Кроме этого, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. При работе с не говорящими детьми (1 уровень речевого недоразвития) можно использовать прием «совместного рисования», который не только формирует у ребенка навыки рисования простейших объектов (дом, дорожка, дождь в виде штрихов), но и помогает «оречевить» рисунок в виде фраз, которые складываются в рассказ: «Вот дом. Это – дуб. Это – ком. Будет баба». Все слова в таком рассказе ребенок-алалик может произнести без фонетических и грамматических ошибок. При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной речью большое значение имеет использование художественного слова. Художественное слово усиливает чувства детей, речевую и мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей к воспроизведению в рисунке впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональный настрой детей, способствует формированию образного представления об изображаемом. Для этого необходимо использовать мелодичные, звонкие, с красивым ритмом, с четкой рифмой произведения. Изобразительность и выразительность в поэзии тесно связаны между собой. Выразительность в рисунке создается при помощи звучных слов, передающих характер образа игрушки, дерева, животного и пр. Выразительные средства языка повышают эмоциональное настроение
маленького рисовальщика. Прежде чем дети возьмут в руки кисти и краски, можно на музыкальном фоне прочитать строчки стихотворения по теме предстоящего занятия. Занятия по изодеятельности, посвященные сезонному изображению природы, можно начать с подбора слов, подчеркивающих очарование этого времени года. Здесь уместен прием- игра «Слово на ладошке»: - «Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю». С помощью этого приема у детей с проблемами в развитие обогащается описательный словарь. Так, во время прохождения лексической темы «Осень» на занятии по изодеятельности перед тем, как рисовать дерево, дети «складывали» на ладошку «красивые слова об осенних листьях»: красные , жёлтые, багряные, золотые, легкие, воздушные, узорчатые, разноцветные(слова подбираются в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей). На занятиях по изодеятельности целесообразно применять различные приемы работы с детьми : - обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных, жёлтые, круглые и т.д.); - комментирование действий (берём карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.); - воспроизведение движений в воздухе («рисование» предметов на заданную тему);- подробные вопросы к детям по форме и цвету; - предварительные упражнения для развития мелкой моторики. Также на занятиях по изодеятельности используется и прием «незавершенный рисунок», который незаменим для развития творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Незаконченные фигурки можно превращать во что угодно: в космический корабль, горы, растения, обитателей планеты, космонавтов и т.д. У детей с ЗПР особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо рекомендуется «превращать» треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывается определенный план, они называют: форму, цвет, размер плода; остаётся назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ составлен. При рисовании ребенок рассказывает: «Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная». А потом добавляет: «На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Её кладут в суп и салат». Важно осуществлять взаимодействия речевой и изобразительной деятельности в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических действий, обыгрывания сюжета ведется
непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, как форма работы воспитателя в этом блоке, стимулирует их речевую активность. Воспитатель обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такие комментарии позволяют уточнить значение слов производимых действий, уже известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью. Например, в подготовительной группе дети на занятии по изодеятельности рисуют кота. Дома по плану, данному учителем-дефектологом, они придумывали рассказ по своему рисунку: - кого ты нарисовал; - как его зовут; - какая у него мордочка, шерстка, лапки, глаза, нос, ушки; - какой у него характер; - чем он любит заниматься; - чем он тебе нравится; - придумай о нем загадку. Рассказы, как и рисунки, получаются самые разные, дети испытывают удовольствие от собственных работ и рассказов, работы можно оформить в виде рукописной книги «Мягкие лапки, а в лапках – царапки..» В ходе совместного рисования дают отличные результаты специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Это особенно важно в работе с аутичными и гиперактивными детьми которые не умеют ждать. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклеек и фантазии взрослого: «Салют»: на листе картона черного или темно–синего цвета наклеиваются звездочки, кружки, треугольники различного цвета - так быстро и эффективно дети своими руками устраивает «салют в ночном небе»; «Яблоня»: карандашами рисуют дерево – ствол и крону, а дети приклеивает красные, зеленые и желтые яблоки; «Магазин»: рисуют многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец, затем полки наполняются фруктами, овощами; «Зоопарк»: на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названию животных, обсуждаются их повадки, внешний вид. Хищников запирают в клетку (для этого необходимо нарисовать решетку). Можно «накормить и напоить» зверей. Для этого дети приклеивают изображения еды или воды. Дети очень любят свои рисунки, гордятся ими, узнают свои «произведения искусства», которые можно использовать для составления
картин. Так, при прохождении лексической темы «Зима» дети разучивают стихотворение «Снеговик», на занятии по изодеятельности дети рисуют снеговика. Учитель-дефектолог помогает каждому ребенку, используя мотивы стихотворения, составить по собственному рисунку рассказ. Результатом совместной работы может получился рукописный журнал «Мы рисуем, сочиняем и стишок запоминаем». Изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% - из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает. Изодеятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нём.

Консультация

«Развитие речи в

образовательной деятельности

«Художественное творчество»
Выполнила: учитель- дефектолог Ефанова С.А.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники