Инновационные подходы в обучении образовательной области "Технология"
Автор: Мусиенко Борис Владимирович Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ сош. г. Надыма ЯНАО Населённый пункт: г. Надым ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Инновационные подходы в обучении образовательной области "Технология" Раздел: среднее образование
Инновационные подходы в обучении образовательной области
"Технология"
Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед
образовательной системой важную задачу: подготовить образованного,
творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся
социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную
деятельность. Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы
сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике,
социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования.
Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является
определяющей чертой современного образования. По мнению ряда, ученых
понятие “инновация” возникло в девятнадцатом веке и означало введение
некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе
имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация
– это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный
процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к
появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования
направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и
инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного
процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое
поколение образовательных технологий представляло собой традиционные
методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и
цельноблочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных
технологий относится интегральная технология.
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило
образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы
развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации,
гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы
учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность
деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность,
целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность
учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени;
индивидуализация.
Какие инновационные технологии применимы для образовательной области
“Технология”?
Важной особенностью образовательной области “Технология” является
направленность на творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка
учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании
широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой
личности. Цели, поставленные перед учителями технологии, требует
переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного
процесса по его совершенствованию.
Среди самых активных методов обучения весьма эффективным являются
деловые игры .
Деловая игра вносит некоторое разнообразие в традиционно
сложившуюся структуру учебного процесса. Применения деловых игр
способствует сокращению разрыва между теоретическими знаниями учащихся и
их практическими применениями. Учащиеся весьма поверхностно осведомлены о
таких аспектах производства как плановость, дисциплина труда, нормирование,
деловая субординация и др. Чтобы научить сознательно применять эти категории,
необходимо включить учащихся в такую деятельность, которая по своему
психологическому содержанию соответствовала бы производственной. Это
возможно только при использовании деловых игр.
Компьютерные технологии
не только помогают организовать учебный процесс с
использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с
другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в
большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях –
умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения
эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-
компьютер”.
Проектная деятельность
также является методом активизации учебно-
познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность
учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором,
лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему,
собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные
данные и представляет их, используя различные технические средства, в том
числе, и современные компьютерные технологии.
Технологии, которые объединяются названием
“
Портфолио ученика
”,
способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е.
самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки
собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной
деятельности. Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика.
Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает:
задания ученику по отбору материала в “Портфолио” (имеется в виду не
конкретные задания, какой материал следует отобрать, а по каким
параметрам следует его отбирать);
анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное
ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки
вложенных в Портфолио работ;
анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки
представленного “Портфолио”.
Метод интеграции
, который способствует формированию межпредметных
понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени
(предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять
межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его
оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической
несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных
программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия
для развития личности каждого учащегося, формирования положительной
мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной
успешности обучения.
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают
особое место. Они помогают развивать
познавательную и творческую активность
учащихся, усиливают мотивацию обучения.
Проведение таких уроков – один из путей
повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации
принципов деятельностного подхода в обучении.
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом
разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно
расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей
формой организации учебной деятельности.
Нестандартные уроки – это требования нового времени, вызванные, в частности,
острой нехваткой учебно-методической литературы по ОО “Технология”.
Классический тип, то есть традиционный тип урока стал в наше время
малоэффективным.
Инновационные методы в преподавании ОО “Технология” – это новые методы
общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их
к нынешним проблемам.
Инновационные методы – это методы, позволяющие нашим ученикам
самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей
профессии.