Презентация к уроку в 5 классе " Имена существительные в тексте"
Автор: Аполонова Елена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 пгт Серышево Населённый пункт: Пгт Серышево Амурская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Презентация к уроку в 5 классе " Имена существительные в тексте" Раздел: среднее образование
Имя существительное
текст
Имя существительное
Имя существительное
текст
Девятое февраля
Классная работа
Имя существительное в тексте
Имя существительное-хлеб
языка
Л. Успенский
Цель урока
•
Доказать справедливость утверждения
Льва Васильевича Успенского, что «имя
существительное-хлеб языка»
… был тихий, … хороший, не красный. К …
расшумелись … , и … стали ударять о … .
… был тихий, … хороший, не красный. К …
расшумелись … , и … стали ударять о … .
Слова для справок : вечер, закат, день, волна,
скалы, воды
День был тихий, закат хороший, не
красный. К вечеру расшумелись воды, и
волны стали ударять о скалы.
Какие названия предметам даёт имя
существительное?
1.
Живые существа: девочка,..
2.
Явления природы: гроза,..
3.
Явления общественной жизни, события:
митинг,..
4.
Признак как предмет: синь,..
5.
Действие как предмет: бег,
6.
Абстрактные понятия: доброта,..
7.
Конкретные предметы: дверь,..
Дополните ряды существительных
1.
Живые существа: девочка,..
2.
Явления природы: гроза,..
3.
Явления общественной жизни, события:
митинг,..
4.
Признак как предмет: синь,..
5.
Действие как предмет: бег,
6.
Абстрактные понятия: доброта,..
7.
Конкретные предметы: дверь,..
Сосчитайте сколько в стихотворении всего слов,
сколько существительных, сколько прилагательных,
глаголов, служебных слов?
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.Фет
•
В стихотворении –
•
Существительных –
•
Прилагательных-
•
Служебных слов –
•
Глаголов
22 слова
14 слов
6 слов
2
нет
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.
С.Аксаков
Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.
В. Маяковский
Вечер. Поле. Огоньки.
(Повест., невоскл., прост., односост.,
нераспр., неосл.)
•
Снег, снежище - белое чудо России
.
(Р.Рождественский)
•
И стоят себе липы ,
липушки
.(М.Исаковский)
Хвост –хвостище
бык -бычок
зима- зимушка
кот – котик
палка – палочка
рука - ручонка
Итоги урока
Доказали ли справедливость утверждения Льва
Васильевича Успенского, что «имя существительное-хлеб
языка»?
В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён
существительных.
Имя существительное даёт названия предметам.
С помощью существительных можно «нарисовать»
картину природы.
Имена существительные несут в себе эмоциональную
окраску и придают предмету усилительное и
уменьшительно – ласкательное значение слова.
Домашнее задание
•
Написать небольшое сочинение – миниатюру, используя
имена существительные, на одну из тем: «Узор на
стекле», «Зимнее утро»
или сочинить стихотворение.
•
Выполнить упражнение 468.