Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей речевой группе "Дифференциация звуков [к]-[к"] на примере темы "Животные"
Автор: Денисова Светлана Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №8 комбинированного вида Центрального района СПб Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей речевой группе "Дифференциация звуков [к]-[к"] на примере темы "Животные" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ РЕЧЕВОЙ ГРУППЕ
Тема:
«Дифференциация звуков [ к ] – [ к ' ] на примере
лексической темы «Животные»
Составитель:
Денисова Светлана Юрьевна
учитель-логопед
Санкт-Петербург
2015
Логопедическая тема: дифференциация звуков [ к ] – [ к ' ].
Лексическая тема: «Животные».
Цель: закрепление умений детей дифференцировать звуки [ к ] – [ к ' ] в
слогах, словах.
Задачи: коррекционные:
1. Развитие логического мышления – отгадывание загадок.
2. Развитие фонематического анализа – выделение звуков [ к ] – [ к ' ] в
слогах, словах.
3. Развитие зрительного и слухового внимания – слоговые ряды, сказка
Б.Заходера «Кот и кит».
4. Развитие умения ориентироваться в пространстве – игры «Кто твой друг?»
- слева, справа; «Ловишки» - сесть в круг.
5. Развитие звукового анализа и синтеза – последовательность звуков в
словах «кит» и «кот».
6. Развитие общей моторики (перекатывание мяча, выгибание спины в
упражнении «Сердитая кошечка»), координации движений, артикуляторных
навыков (упражнение «Лакание сметанки»).
Образовательные:
1. Актуализация значений слов «кит», «кот», «собака», «небылица».
2. Закреплять умение читать символы (сказка Б. Заходера «Кот и кит»).
3. Закреплять умение образовывать прилагательное от существительного.
Воспитательные:
1. Развитие коммуникативных навыков – умение здороваться; общаться со
сверстниками, умение слушать друг друга.
Оборудование: мяч, картинки с изображением животных, символы к сказке
Б. Заходера «Кот и кит», загадки о животных, фигурки котят и китов –
оригами, корзинка.
Ход занятия:
Деятельность логопеда
Деятельность детей
Ⅰ
. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Какие вы вежливые. А с кем вы
сегодня здоровались ещё? Как нужно правильно
здороваться?
Ⅱ
. Основная часть
1. .Развитие ориентировки в пространстве
- Вставайте в круг, поиграем в игру «Кто твой друг».
Посмотрите внимательно, кто стоит с вами рядом с
левой стороны от себя, с правой стороны от себя.
Назовите своих друзей.
2. Развитие логического мышления, фонематического
анализа
- У меня для вас загадки. Если вы отгадаете их, то
узнаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня:
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а
не птица.
Часто умывается, а с водой не знается.
Какой звук первый в этих словах?
Какой он? Что вы о нём знаете? Почему он
согласный?
Ходят вразвалочку, плавают, ныряют, на дне пруда
корм добывают.
Где в слове «утки» слышится звук [ к] – в начале, в
середине или в конце слова? Какой он?
3.Развитие фонематического анализа
- Садитесь вокруг меня. Какая фигура у нас
получилась?
Поиграем в игру «Ловишки». Я буду произносить
слоги, а вы должны хлопать в ладоши только тогда,
когда я произнесу слоги со звуками [ к ] – [к ' ]. Будем
играть по очереди.
Здравствуйте!
(дети перечисляют с
кем они здоровались
и правила
вежливости)
дети по очереди
называют своих
соседей. Игра
проводится с мячом.
Козёл
Кот
[ к ]
согл., твёрдый
Утки
В середине слова.
Согл., мягкий
Круг
Каждый ребёнок по
очереди хлопает в
ладоши, если слышит
слог со звуком [ к ]
или [ к ' ].
Анализ звуков в
КА, РА, КУ, СА, КИ, КО, ПА, КЁ, КЫ, ЛА, МО, КЕ
Какой слог ты поймал? Почему ты не поймал этот
слог?
А сейчас поиграем в игру «Ты - мне, я – тебе».
Посмотрите, что у меня в руках? Какой он?
Я качу вам мячик со слогом, в котором есть звук [к]
твёрдый, а вы мне возвращаете похожий слог, но звук
[ к ] будет мягким:
Ка – кя, кы -…, ко - …, ку -…, кэ -…
4. Физминутка
- Поиграем в котят и кошек. Котёнок очень любит
сметанку. Он вылакал всю сметану из блюдца.
Пришла мама-кошка и разозлилась на котёнка.
Покажите, как она рассердилась. Молодцы!
5.Актуализация значений слов. Игра «Объяснялки».
- Посмотрите, какие картинки лежат у меня на столе.
Это кто? Кто такой кот? (кит, собака) [картинки
перевернутыми лежат на столе].
6.Чтение символов по сказке «Кот и кит»
- Я знаю одну смешную историю, которая произошла
с котом и китом (рассказ сказки Б. Заходера «Кот и
кит» с элементами мнемотехники) – отрывок.
- Вот какие чудеса бывают. Это сказка – небылица. А
что такое небылица?
- Чего не может быть на самом деле? Исправьте
ошибки.
7.Развитие звукового анализа и синтеза.
- В слове «кот» какой первый звук? Какой он?
Сколько в слове звуков? Какой первый (второй,
третий). Соедините звуки в слово, что получилось?
[ Аналогично со словом «кит»]
Найдите сходство и различие в этих словах.
8. Обобщение знаний:
слогах.
Мяч, круглый,
разноцветный, с
полосками,
резиновый, упругий.
Дети имитируют
движения: стоя на
коленях «лижут»
сметану и выгибают
спины.
Дети называют, кто
нарисован на
картинке, объясняют
значение слов.
Ответы детей.
Дети переставляют
картинки.
К, о, т - кот
Дети перечисляют
- в какие игры мы сегодня играли?
О каких звуках сегодня говорили?
Ⅲ
. Итог занятия
- Мы сегодня очень интересно играли. Вы всё делали
правильно?
У меня для вас сюрприз: посмотрите, в корзинке
живут киты и котята (оригами). Выберите себе
игрушки по желанию в подарок. Расскажите своим
друзьям, в какие игры вы играли, что нового узнали.
игры, повторяют
звуки [ к ] – [ к ']
Дети выбирают по
желанию фигурки из
корзинки.