Напоминание

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект "Огонь полезный и опасный"


Автор: Добрякова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОУ "Гимназия им. М.И. Пинаевой"
Населённый пункт: Пермский край, город Пермь
Наименование материала: проект
Тема: Познавательно-исследовательский краткосрочный проект "Огонь полезный и опасный"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Министерство образования РФ Департамент образования г. Перми НОУ «Гимназия им. М.И.Пинаевой»
Познавательно-исследовательский краткосрочный

проект

«Огонь полезный и опасный»
Работу выполнила: Олеся Беляева Руководитель: Н.Н.Добрякова г. Пермь 2015

Содержание
Стр. Введение 3 - 5 Основная часть 6-11 Заключение 12-13 Список использованной литературы 14

Введение

Актуальность проекта
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. К сожалению, частыми участниками этих событий являемся мы, дети. Проблема очевидна. Ведь часто причиной пожара является детская шалость. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно научиться правилам пожарной безопасности, особенно детям. Цель проекта: определить, когда огонь является нашим другом, а когда становится врагом. Научиться правильным действиям в случае возникновения пожара. Задачи проекта: 1) Образовательные Познакомиться с историей возникновения огня. Научиться элементарным действиям по тушению очага возгорания. Научиться понимать, когда огонь друг, а когда враг. С помощью экспериментов познакомиться с некоторыми свойствами огня. 2)Развивающие Развивать словесно – логическое мышление и умение устанавливать причинно – следственные связи в поиске ответов на загадки. Развивать творческие способности через наблюдения, опытно – исследовательскую деятельность, трудовую, продуктивную деятельность. Развивать самостоятельность, активность, ответственность. 3)Воспитательные Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам.  Воспитывать бережное отношение к природе. Форма презентации проекта: эксперимент, презентация Power Point
Участники проекта: Воспитатель Добрякова Н.Н. Беляева Олеся 6 лет Мама - Беляева А.В. Узнать историю возникновения огня. С помощью экспериментов познакомиться с некоторыми свойствами огня. Научиться правильным действиям в случае возникновения пожара. Уметь пользоваться материалами и оборудованием для опытно-экспериментальной деятельности. Уметь рассказывать о пользе и вреде огня. Посмотрите, люди, вокруг: Нам огонь — повседневный друг! Но когда мы небрежны с огнем, Он становится нашим врагом. Приглашаю вас в «Научный институт огня», я теперь не просто Олеся, а научный сотрудник (надеть очки, шапку «умника»). Мы проведем несколько экспериментов с огнем, и я попытаюсь ответить на некоторые вопросы. Главный вопрос: Огонь - друг или враг? Проблемные вопросы: Откуда берётся огонь? В чём польза огня? Чем опасен огонь? Как люди используют огонь? Но, прежде чем провести опыты, я расскажу историю возникновения огня. Знаете ли вы, что в древние времена первобытные люди боялись огня и не умели с ним обращаться? Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей и дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепешки, не могли горящими ветками отгонять хищников. Но люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставался пепел. Постепенно люди привыкли к огню и даже научились его использовать. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов. Древние люди
использовали огонь, который возникал во время гроз. В каждом племени были воины, которые охраняли огонь. Люди сравнивали огонь с красным цветком . Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. Пожары происходят и в наше время. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. После пожара всё кругом грязное, чёрное, что же это такое? Это сажа, копать. Но пожар ещё наносит большой вред нашей природе - он загрязняет воздух. И в этом мы с вами скоро убедимся.
Опыты
Опыт № 1 «Горячо – холодно» Описание опыта: Зажигаем свечу. Огонек яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Постепенно приближаю ладонь к огню: ладонь далеко от свечи – холодно, близко – горячо. Вывод: Огонь – горячий и трогать его нельзя. Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставили таз с водой. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставили таз с водой, и я попросила маму помочь мне. Опыт № 2 «Горит – не горит…» Описание опыта: Подносим к пламени свечи полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносим к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Подносим к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой она шипит). Вывод: Быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании, так как можно сильно обжечься. Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы! Опыт № 3 «Чем можно потушить огонь? » Описание опыта:
Зажигаем две свечи. Первую заливаем окрашенной водой, вторую – сладкой водой. Вывод: При тушении огня можно использовать любую воду. Огонь погас, потому что он боится воды. Опыт № 4,5,6 «Чем можно потушить огонь? » Описание опыта: Зажигаем три свечи. Первую засыпаем песком, вторую засыпаем землёй, третью снегом. Вывод: При тушении огня можно использовать песок, землю, снег. Но песок лучше брать сухой, потому что он рассыпчатый, разлетается. Опыт № 7 «Огонь дышит воздухом » Описание опыта: Горящую свечу плотно накроем стеклянной банкой. Через некоторое время огонь погас. Вывод: Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в банку прекратился, огонь погас. Опыт № 8 «Пожары загрязняют воздух » А этот опыт убедит вас, что после пожара остаётся копоть, а значит, мы наносим природе большой вред – загрязняем воздух. Я взяла свечу, стекло. Держу стекло над свечой, и как вы видите, на стекле появляется копоть. Кроме опытов я посмотрела мультфильм «Кошкин дом». Хорошо, что есть такие мультфильмы, где дети видят как, опасен огонь. Мы с мамой прочитали произведения С.Маршака «Сказка про спички» и «Рассказ о неизвестном герое», Е.Пермяка «Как огонь воду замуж взял», Б.Жидкова «Пожар», Л.Толстого «Пожарные собаки», К.Чуковского «Путаница». Подобрали картинки с изображением огнеопасных предметов, чтобы все запомнили, как они опасны. Подобрали пословицы, поговорки, загадки, стихи и рассказы и оформили папку «Художественное слово». Оформили картотеку опытов.

Вывод
С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям защищаться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Огонь плавит руду, получая металл, поднимает в небо космические корабли. Но огонь может стать и жестоким врагом, если с ним неосторожно обращаться, он выходит из-под контроля человека, может уничтожить города и села, дома, леса, урожаи, все, что встретится на его пути. Часто в огне пожаров гибнут люди. Какой стороной огонь повернётся к нам, зависит от нас. Чтобы не было беды, надо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Огонь – это ещё символ. В факеле его несут на Олимпийских играх, на вечный огонь смотрят люди, сняв шапки у памятников героям. Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле. Проведя исследование, я пришла к выводу, что огонь может быть полезным. Он необходим людям для жизни, если с ним обращаться осторожно, он будет приносить только пользу. Если неправильно обращаться с огнём, он может быть очень опасен. Посмотрите на пламя свечи и подумайте о чём-нибудь светлом. Желаю вам, чтобы пламя огня вас только грело, и чтобы этот мерцающий и таинственный огонь вселял в нас любовь к жизни, друг к другу, помогал обрести веру в себя. Берегите свое здоровье и жизнь!

Приложение 1

«Хитрый Огонь и Вода»
Жил да был Огонь — неприрученный, как дикий леопард. А еще жила смирная, но сильная Вода. И были они в постоянной войне и соперничестве. Только Огонь задумает какую-нибудь проделку — сжечь лес, посевы или жилище людей, как только начнет разгораться в полную мощь, льется Вода и тушит его. Огонь, конечно, сердится, но ничего сделать не может: уходит прочь и задумывает новые проказы. И вот однажды ясным утром Огонь задумал вот что: он решил поселиться у людей в очаге, чтобы потом спалить их жилище. Сначала люди были рады, что у них в доме живет Огонь — ведь они еще не знали, что он хитер и коварен, поэтому не закрывали его заслонкой. И решил Огонь осуществить свой план в одном доме, где готовили обед мать с дочерью. Вырвался Огонь из своей тесной тюрьмы на деревянный пол и думает: «Сейчас я спалю дом, и никто мне не помешает». Но девочка отпрыгнула в сторону, где стояла полная кадка с Водой, Вода расплескалась и затушила пламя. Ярости Огня не было границ: Вода опять его опередила! И ночью он решил сбежать, но не успел — люди прикрыли свой очаг заслонкой. Прошло время, и люди решили использовать Огонь не только для тепла, но и для освещения — на праздниках, которые проходили ночью. Вот как-то люди развели Огонь и начали вокруг него танцевать. А когда устали и легли отдохнуть, не заметили, как он пробрался к лесу. Лес заполыхал так, что ночью стало светло, как днем, и все люди сразу проснулись. Они знали, что пожар нужно тушить Водой, но рядом не было ни реки, ни озера. И Огонь был рад - радехонек, что наконец-то вырвался на свободу. А люди лишь стояли и молились, чтобы пошел дождь. И он хлынул — даже не дождь, а ливень, который затушил пламя. После этого случая люди стали гораздо осторожнее и предусмотрительнее и на все случаи жизни запасали Воду. А Огонь немного присмирел, но так и остается диким, хитрым и коварным, как леопард.
«Сказка о непослушной спичке»
В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал
и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.
Сказка «Как Тимоша царевну спас»
В некотором царстве, в тридевятом государстве жил – был царь. И была у него единственная дочка – царевна Василиса. Такая разумная, милая и приветливая, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Все юную царевну любили, только злая мачеха хотела её извести. Родная – то матушка Василисы давно умерла. Каждый год в день рождения царевны царь устраивал во дворце великолепный бал. В высоких залах, освещенных тысячами свечей, звучала веселая музыка, и танцевали разодетые в пух и прах придворные и гости. Множество народу со всех окрестностей собирались к царскому дворцу, чтобы хоть издали посмотреть на торжество и, может быть, если повезет, увидеть прекрасную царевну. Маленький Тимоша тоже пришел полюбоваться замечательным балом. Его одного мать ни за что бы, ни отпустила так далеко от дома, но Тимошу взяли с собой старшие братья – красавцы молодцы, которые служили в царской пожарной команде. Тимоша своими братьями очень гордился и мечтал, когда вырастет, тоже стать пожарным. Ещё бы! Ведь пожарные – люди сильные, бесстрашные, ловкие, умелые. Они знают, как огонь победить! У пожарных и форма особая – блестящие каски на голове, а за поясом маленькие острые топорики. Есть у них и ящики с песком, и бочки с водой, и высокие лестницы. Бал во дворце удался на славу! Музыканты старались вовсю: одна мелодия сменяла другую, повсюду слышался веселый смех, благоухали пышные гирлянды цветов, увивавшие залы дворца. В самый разгар веселья царевна вышла на балкон. Увидев её, подданные закричали: «Ура!» И в это время темные небеса над дворцом озарились огнями фейерверков. В небе закрутились огненные колёса, загорелись и рассыпались алые, золотые, голубые и серебристые звезды. Злая мачеха только и поджидала этого момента. Она схватила рукой в черной кожаной перчатке горящий осколок звездочки и запустила его в открытое окно дворца! Волна огненных искр обдала танцующих, и в одно мгновение в зале вспыхнули легкие занавеси. Синий дымок заволок зал, засверкали алые языки пламени. -Пожар! Пожар! – закричали испуганные гости и придворные. Все бросились к выходу. Царевна побежала вместе со всеми, но кто – то наступил на шлейф её бархатного длинного платья, бедняжка упала и повредила ногу. А пожар между тем разгорелся не на шутку! Пожарные, не теряя ни минуты, стали тушить огонь. Многие смельчаки пожарные бросались в горящий дворец и выводили оттуда испуганных женщин и детей.
Царь в растерянности метался около дворца, искал царевну, но её нигде не было. Пламя охватило уже весь дворец. Того т гляди могла рухнуть крыша. И тут Тимоша заметил на горящем балконе царевну. Она плакала и звала на помощь. Тимоша тотчас позвал братьев, те принесли высокую лестницу. Старший брат держал тяжелую лестницу, а средний быстро поднялся по ней, подхватил царевну на руки и осторожно спустился вместе с ней на землю. Радости царя не было предела! Он обнимал и целовал свою любимую дочь. К счастью, она осталась жива и невредима. Потом царь щедро наградил пожарных. Каждому дал мешочек с золотыми монетами. А маленького Тимошу царь зачислил в пожарную охрану царского дворца, приказал сшить ему новенькую форму и выдать блестящий шлем. Вы спросите, а что случилось со злой мачехой? Никто её больше никогда не видел. Может быть, она просто исчезла, как погасшее пламя.
Загадки.
 Жевать – не жую, а все поедаю (огонь).  Это темный-темный дом Сто сестричек жмутся в нем И любая из сестер Может вспыхнуть как костер (коробок спичек).  Красненький петушок по улице бежит, Где пройдет, останется уголек (пожар).  Вокруг глаз и рук вьется, А в руки не дается (дым).  Жар-птица летает, Золотые перья роняет (огонь).  Красный конек по дереву бежит (огонь).  Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает (свеча).  Без хвоста, без рук, без ног Этот маленький зверек. Согревает, кормит, светит, Взрослым людям – первый друг! Если с ним играют дети- Тут же вырвется из рук, Расшипится, растрещится- Уничтожит все вокруг (огонь).  Красный бык на земле лежит, Серый бык к небу тянется. (Красный бык – это огонь, а серый бык – дым)
 Дремлют в домике девчонки Красные шапчонки (спички).  Шипит и злится, воды боится, С языком, а не лает Без зубов, а кусает (огонь).  Что бывает, если птички, Зажигают дома спички? (пожар).  Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может два. Шипит и злится, Воды боится. Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь (огонь).  На машине ярко-красной Я примчусь за пять минут. Там, где пламя и опасность, Окажусь я тут как тут. Есть призванье у меня - Защищать вас от огня. На машине ярко-красной Я примчусь за пять минут. Там, где пламя и опасность, Окажусь я тут как тут. Есть призванье у меня - Защищать вас от огня (пожарный).
Пословицы и поговорки
Водой пожар тушат, а умом предотвратят. Высоко огонь летает, да все равно потухает. Дерево с огнем не дружит. Куда ветер, туда и пламя. Кулаками пожар не потушишь. Огонь хороший слуга, но плохой хозяин. Спички не тронь, в спичках огонь. Пожар отвагу любит. Не на пожар - не торопись. Слёзы пожара не тушат. Сену с огнём не ужиться. От искр пожар рождается.
И малая искра сжигает города. Не шути с огнем, обожжёшься. Упустишь огонь – не потушишь. Спички не игрушка, огонь не забава. Искра мала, да велик пламень родит. Спичка - невеличка. Огонь – великан. Огонь не вода — охватит, не выплывешь. Утром, вечером и днём осторожен, будь с огнем.
Приложение 2

Физкультминутка “Пламя костра”
под музыку «звуки костра» Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный (дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища). Огонь набирает силу, растёт (медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой). Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец (произвольные движения руками). Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле (поднимают руки вверх, опускают вниз, приседают).
Физкультминутка "Пожарные"
Мы очень людям всем нужны, Потому что мы - пожарные. С огнем бороться мы должны, С водою мы пожарные. Воду мы качали, огонь заливали. Топором рубили, бревна развалили. Дует, дует ветер, дует, задувает! Огонек на крыше тихо затухает. Тили-бом! Тили-бом! Не сгорел у кошки дом!
Физкультминутка "Мы - юные пожарные"
Мы юные пожарные умеем делать так, По лестнице взбираемся мы просто на чердак Мы юные пожарные умеем делать так, Быстрее всех раскручивать большой пожарный шланг. Мы юные пожарные быстрее всех идем. Мы юные пожарные, мы справимся с огнем! Дружно мы насос включаем,
Воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два, Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре Весь пожар потушили, Хорошо мы потрудились.
Пальчиковая гимнастика «Свеча»
На столе свеча большая Стоит стройная, прямая. (ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой) Загорелся огонек, (наклоняют ладони вправо – влево) Заметался как зверек. (оставив основания ладоней соединёнными, разводят пальцы) Огонек нас освещает, (постукивают кончиками пальцев один о другой) А свеча все тает, тает. (локти разводят в стороны, кладут руки на стол) Догорела, замигала (сжимаем кулаки) Огонь потух. Свечи не стало. ( кладут ладони тыльной стороной на стол)
Приложение 3

Правила безопасного поведения

Правило первое
касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: спички не тронь - в спичках огонь!
Правило второе
легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
Правило третье:
не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
Правило четвертое:
хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
Правило пятое:
приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костер не жалей, землей забросай и водою залей.

Правило шестое:
при пожаре звонить – 101. Литература: 1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. СПБ: Детство - Пресс,2004. 2. Т.А. Шорыгина. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. Москва. 2005 г 3. Журнал. Воспитатель ДОУ, №7, 2010 г. Пожарная безопасность. П.Р. Игнатова 4. Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. Москва.2008. 5. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице. Издательский дом ЛИТЕРА. Санкт-Петербург.2008. 6. Брешина В.И. Педагогам и родителям о пожарной безопасности. Учебное пособие Москва,2004


В раздел образования