Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями
Автор: Иванова Оксана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Гармония" Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями Раздел: дошкольное образование
РОДИТЕЛЯМИ.
Иванова О.А., воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с «Гармония»
Основные
задачи
взаимодействия
воспитателя
с
родителями
являются:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный
настрой
на
общение
является
тем
самым
прочным
фундаментом,
на
котором
строится
вся
работа
педагогов
группы
с
родителями.
В
общении
воспитателя
с
родителями
неуместны
категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная
администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется
«моделью
на
бумаге»,
если
воспитатель
не
выработает
для
себя
конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается
с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение
семьи
к
детскому
саду
в
целом.
Ежедневное
доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход
Необходимо не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель,
общаясь
с
родителями,
должен
чувствовать
ситуацию,
настроение
мамы
или
папы.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество
Современные
мамы
и
папы
в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать
своих
собственных
детей.
Поэтому
позиция
наставления
и
простой
пропаганды
педагогических
знаний
сегодня
вряд
ли
принесет
положительные
результаты.
Гораздо
эффективнее
будут
создание
атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических
ситуациях,
демонстрация
заинтересованности
коллектива
детского
сада
разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями
необходимо
тщательно
и
серьезно
готовить.
Главное
в
этой
работе
-
качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой
мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или
семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения
в целом.
Динамичность
Детский
сад
сегодня
должен
находиться
в
режиме
развития,
а
не
функционирования,
представлять
собой
мобильную
систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости
от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с
семьей.
Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные
стороны
психолого-педагогического
развития
ребёнка
на
каждой
возрастной
ступени
дошкольного
детства
и
порекомендовать
соответствующие приёмы воспитания.
Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями
– достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его
стороной. Основную роль в работе с родителями практически во всех
детских садах традиционно играют воспитатели. Они – главный источник
информации
о
ребёнке,
о
деятельности
учреждения,
от
них
родители
получают психолого-педагогическую информацию.
Таким образом, именно на них лежит основная ответственность.
Педагоги
детского
сада
находятся
в
постоянном
взаимодействии
с
родителями, составляя неразрывное триединство “ребёнок – родитель –
педагог”,
понимая,
что
домашняя
среда
имеет
основное
воспитание
и
формирующее значение.
В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное
уважение,
понимание,
доверие,
достигаются
желаемые
результаты
в
процессе становления личности ребёнка. Основной целью взаимодействия
является создание единого пространства “Семья – детский сад”, в котором
всем
участникам
педагогического
процесса
(детям,
родителям,
воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, благополучно.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к
участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях
воспитателей
и
родителей
существует
определённая
дисгармония.
Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и
профе ссиона льные
факторы:
нехватка
времени,
о щ у щ е н и е
несостоятельности этнических стереотипов, чувство обиды – всё это может
привести к формированию личных и профессиональных предубеждений,
которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих
детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким
образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка.
Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:
Наглядная информация для родителей
Беседы с родителями
Родительские собрания
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей
играет наглядная информация,
где
родители
получают
консультации
высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога
медицинских
работников,
инструктора
по
физической
культуре,
музыкальных
руководителей.
С
большим
удовольствием
родители
рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а
также
фотографии
из
жизни
детей
в
детском
саду
и
различные
подтверждения успехов детей (наклейки, картинки, звёздочки, пятёрки)
Существуют общие "Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои
закономерности.
Основа
отношения
к
нам
человека
закладывается
в
первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное
поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов»
(чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три
психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент.
Для
того
чтобы
люди
хотели
с
нами
общаться,
мы
сами
должны
демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен
это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на
любом
языке.
Важно
использовать
имя-отчество
при
приветствии.
Не
просто
кивнуть
или
сказать:
«Здрась-те!»,
а
«Здравствуйте,
Анна
Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно
начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию
можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько
настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются,
услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей,
чтобы дело обернулось в нашу пользу.
В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не
самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его
ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в
отношении
хорошего
и
плохого
поведения
ребенка.
Поэтому
не
стоит
акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах
и
только
в
конце
тактично
можно
поведать
о
проблемных
сторонах
ребенка.
Кроме
этих
приемов
существуют
и
другие
приемы
установления
хорошего контакта с собеседником :
Одновременно
с
улыбкой
необходим
доброжелательный,
внимательный
взгляд
(контакт
глаз).
Но
не
следует
«сверлить»
собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м).
Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей,
поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и
помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе».
Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии
в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать
перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта
(отсутствие
напряженности
в
позе,
резких
движений,
сжатых
кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам
такой
же,
у
меня
то
же
самое!».
Как
можно
реже
употреблять
местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)
Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети
были
здоровы,
умели…,
знали…!»,
«Нас
всех
беспокоит,
что
дети…»,
«Наши
дети…»,
«Нас
объединяет
общее
дело
–
это
воспитание наших с вами детей!»
Вот самые основные правила установления хорошего личностного
контакта
и
построения
эффективного
общения
и
взаимодействия
с
родителями.
Литература:
1.Лобанок С., Агеева Л. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада и
семьи. – М., 1998. МДОУ.
2 . Давыдова О.И., Богославец Л.Г. Работа с родителями в ДОУ. – М., Творческий
центр, 2005 – 64с.
3.Евдокимова С.Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –М.,
Творческий центр, 2005 – 96с.
4. Свирская Л. Работа с семьёй : необязательные инструкции. – М. ЛИНКА- ПРЕСС,
2007 – 178с.