Напоминание

Андрагогический подход в организации образовательного процесса в системе профессионального образования


Автор: Якимова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Андрагогический подход в организации образовательного процесса в системе профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯКИМОВА Н.И.

г. Дзержинск, ГБПОУ „Дзержинский педагогический колледж“

Современный

динамично

изменяющийся

мир

характеризуется

преобразованиями

во

всех

сферах

социально-экономической,

научно-

технической и культурной жизни. В условиях перемен в обществе все большее

значение

приобретает

образование

взрослых,

призванное

содействовать

позитивной

самореализации

взрослого

человека

на

разных

этапах

жизни.

Базовое образование, полученное в рамках традиционных систем образования в

начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека

знаниями,

умениями

и

навыками,

необходимыми

ему

для

эффективного

выполнения профессиональных обязанностей. В обществе растет осознание

значения образования взрослых.

Для современного мира характерно быстрое увеличение информации. В

связи

с

этим

знания,

полученные

пять-десять

лет

назад,

оказываются

неактуальными сегодня. Взрослый человек оказывается в ситуации, требующей

осознанного постоянного образовательного движения.

Наиболее обостренно выступила сейчас необходимость компетентности и

профессионализма

в

выполнении

деятельности,

когда

страна

вступила

в

рыночные отношения. В таких условиях только тот работник преуспеет и будет

цениться

работодателем,

который

не

только

знает,

но

и

умеет

творчески

применять знания в практической деятельности.

В конце XX века образование взрослых во всем мире стало играть

ведущую роль в образовательной сфере как по охвату обучающихся, так и по

глубине

и

активности

инновационных

процессов.

В

сфере

образования

взрослых

во

второй

половине

XX

века

сформировались

новые

принципы

обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых

- андрагогика.

Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году

немецким

историком

педагогики

А.

Капом.

Появление

особого

понятия

-

андрагогика

было

связано

с

растущим

осознанием

того,

что

образование

взрослых

должно

качественно

отличаться

от

образования

детей.

Термин

«педагогика» (в буквальном переводе «детоводство»)

указывал на то, что

предметом изучения научной и прикладной дисциплины под таким названием

является образование ребенка как несовершеннолетнего, несамостоятельного в

социальном плане существа.

Андрагогика

(от

греч.

Andros

-

мужчина)

-

раздел

дидактики,

раскрывающий

специфические

закономерности

освоения

знаний

и

умений

взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства

последней

со

стороны

профессионального

педагога.

Тесная

взаимосвязь

андрагогики

с

педагогикой

и

теорией

образования

взрослых

легко

обнаруживается

при

сопоставлении

их

предметов. Предмет

педагогики в

общем виде можно определить как становление человека в педагогической

реальности. Предмет

теории

образования

взрослых -

система

образования

взрослых

как

социокультурный

институт.

Специфическим

предметом

андрагогики

является

теория

и

методика

обучения

взрослых

в

контексте

непрерывного образования.

При андрагогическом подходе содержание обучения основывается на

образовательных запросах взрослого с учетом его возрастных и личностных

особенностей, мотивации, социального, познавательного и профессионального

опыта.

Отношения

между

преподавателем

и

обучающимися

строятся

на

сотрудничестве

и

взаимном

обмене

информацией,

представляя

собой

совместную деятельность.

Образование взрослых можно рассматривать как систему, которая

характеризуется

определённой

структурой,

наличием

собственных

андрагогических принципов, использованием технологий обучения взрослых.

К основным андрагогическим принципам обучения относятся

следующие:

1.

Приоритет

самостоятельного

обучения.

Самостоятельная

деятельность

является

основным

видом

учебной

работы

взрослых

обучающихся.

Под

самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной

работы

как

вида

учебной

деятельности,

а

самостоятельное

осуществление

обучающимися организации процесса своего обучения.

2 .

Принцип

совместной

деятельности.

Данный

принцип

предусматривает

совместную

деятельность

взрослого

обучающего

с

организаторами

образовательного

процесса

по

планированию,

реализации,

оцениванию

и

коррекции процесса обучения.

3 . Принцип опоры на обучающегося. Согласно этому принципу, жизненный

(бытовой,

социальный,

профессиональный)

опыт

человека

используется

в

качестве одного из источников обучения самого обучающегося.

4.

Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый

обучающийся совместно с обучающим создает индивидуальную программу

обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и

ц е л и

о бу ч е н и я

и

у ч и т ы в а ю щ у ю

о п ы т,

у р о в е н ь

п о д г о т о в к и ,

психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося человека.

5

. Системность

обучения.

Этот

принцип

предусматривает

соблюдение

соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения.

6 . Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом обучение, с

одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающего

цели,

ориентировано

на

выполнение

им

социальных

ролей

или

совершенствование

личности,

а

с

другой

стороны

-

строится

с

учетом

профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его

пространственных,

временных,

профессиональных,

бытовых

факторов

(условий).

7

. Принцип

актуализации

результатов

обучения.

Данный

принцип

предполагает

безотлагательное

применение

на

практике

приобретенных

обучающимися знаний, умений, навыков и качеств.

8

. Принцип

элективности

обучения.

Он

означает

предо ставление

обучающемуся

определенной

свободы

выбора

целей,

содержания,

форм,

методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания

результатов обучения.

9

. Принцип

развития

образовательных

потребностей.

Согласно

этому

принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем

выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех

материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели

обучения;

во-вторых,

процесс

обучения

строится

в

целях

формирования

у

обучающихся взрослых новых образовательных потребностей, конкретизация

которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

1 0 . Принцип

осознанности

обучения.

Он

означает

осознание,

осмысление

обучающимся

всех

параметров

процесса

обучения

и

своих

действий

по

организации процесса обучения.

Андрагогические принципы обучения определяют деятельность обучающихся

взрослых по самоорганизации процесса обучения.

Качество

обучения

взрослых

одна

из

ключевых

проблем

функционирования

высшего

профессионального

образования.

Выявлены

следующие

андрагогические

условия

обеспечения

качества

обучения

взрослых слушателей.

Организационно-педагогические условия включают в себя:

индивидуальность

обучения,

гибкость

обучения,

внутреннюю

открытость,

компактность и ускоренность обучения, адаптивность.

Учебно-методические

условия

предполагают

обеспеченность

взрослых

обучающихся учебно-методическими материалами,

включающими различные

виды

лекций,

практических

заданий

с

использованием

элементов

дистанционного

обучения,

индивидуальных

электронных

тест — заданий,

которые

учитывают

особенности

взрослых

обучающихся;

а

т а к ж е

авторизованный

подход

взрослого

обучающегося

к

процессу

собственного

обучения.

Психолого-андрагогические

условия

предполагают

создание

ситуации,

в

которой

у

взрослого

слушателя

при

сопоставлении

поставленных

целей

и

предполагаемых

результатов

образовательной

деятельности

возникают

внутренние противоречия как источник развития, которые будут способствовать

личностному и профессиональному росту.

Таким образом, андрагогический подход основывается на обучении

взрослого человека на протяжении всей его жизни и обеспечивает создание

условий,

необходимых

для

самореализации

человека,

а

также

повышения

эффективности и результативности его жизнедеятельности.



В раздел образования