Автор: Якимова Наталья Ивановна
Должность: преподаватель педагогики
Учебное заведение: ГБПОУ
Населённый пункт: город Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Андрагогический подход в организации образовательного процесса в системе профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
АНДРАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЯКИМОВА Н.И.
г. Дзержинск, ГБПОУ „Дзержинский педагогический колледж“
Современный
динамично
изменяющийся
мир
характеризуется
преобразованиями
во
всех
сферах
социально-экономической,
научно-
технической и культурной жизни. В условиях перемен в обществе все большее
значение
приобретает
образование
взрослых,
призванное
содействовать
позитивной
самореализации
взрослого
человека
на
разных
этапах
жизни.
Базовое образование, полученное в рамках традиционных систем образования в
начале жизни, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека
знаниями,
умениями
и
навыками,
необходимыми
ему
для
эффективного
выполнения профессиональных обязанностей. В обществе растет осознание
значения образования взрослых.
Для современного мира характерно быстрое увеличение информации. В
связи
с
этим
знания,
полученные
пять-десять
лет
назад,
оказываются
неактуальными сегодня. Взрослый человек оказывается в ситуации, требующей
осознанного постоянного образовательного движения.
Наиболее обостренно выступила сейчас необходимость компетентности и
профессионализма
в
выполнении
деятельности,
когда
страна
вступила
в
рыночные отношения. В таких условиях только тот работник преуспеет и будет
цениться
работодателем,
который
не
только
знает,
но
и
умеет
творчески
применять знания в практической деятельности.
В конце XX века образование взрослых во всем мире стало играть
ведущую роль в образовательной сфере как по охвату обучающихся, так и по
глубине
и
активности
инновационных
процессов.
В
сфере
образования
взрослых
во
второй
половине
XX
века
сформировались
новые
принципы
обучения, возникла и динамично развивается новая наука об обучении взрослых
- андрагогика.
Понятие «андрагогика» было введено в научный обиход в 1833 году
немецким
историком
педагогики
А.
Капом.
Появление
особого
понятия
-
андрагогика
было
связано
с
растущим
осознанием
того,
что
образование
взрослых
должно
качественно
отличаться
от
образования
детей.
Термин
«педагогика» (в буквальном переводе «детоводство»)
указывал на то, что
предметом изучения научной и прикладной дисциплины под таким названием
является образование ребенка как несовершеннолетнего, несамостоятельного в
социальном плане существа.
Андрагогика
(от
греч.
Andros
-
мужчина)
-
раздел
дидактики,
раскрывающий
специфические
закономерности
освоения
знаний
и
умений
взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенностей руководства
последней
со
стороны
профессионального
педагога.
Тесная
взаимосвязь
андрагогики
с
педагогикой
и
теорией
образования
взрослых
легко
обнаруживается
при
сопоставлении
их
предметов. Предмет
педагогики в
общем виде можно определить как становление человека в педагогической
реальности. Предмет
теории
образования
взрослых -
система
образования
взрослых
как
социокультурный
институт.
Специфическим
предметом
андрагогики
является
теория
и
методика
обучения
взрослых
в
контексте
непрерывного образования.
При андрагогическом подходе содержание обучения основывается на
образовательных запросах взрослого с учетом его возрастных и личностных
особенностей, мотивации, социального, познавательного и профессионального
опыта.
Отношения
между
преподавателем
и
обучающимися
строятся
на
сотрудничестве
и
взаимном
обмене
информацией,
представляя
собой
совместную деятельность.
Образование взрослых можно рассматривать как систему, которая
характеризуется
определённой
структурой,
наличием
собственных
андрагогических принципов, использованием технологий обучения взрослых.
К основным андрагогическим принципам обучения относятся
следующие:
1.
Приоритет
самостоятельного
обучения.
Самостоятельная
деятельность
является
основным
видом
учебной
работы
взрослых
обучающихся.
Под
самостоятельной деятельностью понимается не проведение самостоятельной
работы
как
вида
учебной
деятельности,
а
самостоятельное
осуществление
обучающимися организации процесса своего обучения.
2 .
Принцип
совместной
деятельности.
Данный
принцип
предусматривает
совместную
деятельность
взрослого
обучающего
с
организаторами
образовательного
процесса
по
планированию,
реализации,
оцениванию
и
коррекции процесса обучения.
3 . Принцип опоры на обучающегося. Согласно этому принципу, жизненный
(бытовой,
социальный,
профессиональный)
опыт
человека
используется
в
качестве одного из источников обучения самого обучающегося.
4.
Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый
обучающийся совместно с обучающим создает индивидуальную программу
обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и
ц е л и
о бу ч е н и я
и
у ч и т ы в а ю щ у ю
о п ы т,
у р о в е н ь
п о д г о т о в к и ,
психофизиологические, когнитивные особенности обучающегося человека.
5
. Системность
обучения.
Этот
принцип
предусматривает
соблюдение
соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения.
6 . Контекстность обучения. В соответствии с этим принципом обучение, с
одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающего
цели,
ориентировано
на
выполнение
им
социальных
ролей
или
совершенствование
личности,
а
с
другой
стороны
-
строится
с
учетом
профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его
пространственных,
временных,
профессиональных,
бытовых
факторов
(условий).
7
. Принцип
актуализации
результатов
обучения.
Данный
принцип
предполагает
безотлагательное
применение
на
практике
приобретенных
обучающимися знаний, умений, навыков и качеств.
8
. Принцип
элективности
обучения.
Он
означает
предо ставление
обучающемуся
определенной
свободы
выбора
целей,
содержания,
форм,
методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания
результатов обучения.
9
. Принцип
развития
образовательных
потребностей.
Согласно
этому
принципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем
выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех
материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели
обучения;
во-вторых,
процесс
обучения
строится
в
целях
формирования
у
обучающихся взрослых новых образовательных потребностей, конкретизация
которых осуществляется после достижения определенной цели обучения.
1 0 . Принцип
осознанности
обучения.
Он
означает
осознание,
осмысление
обучающимся
всех
параметров
процесса
обучения
и
своих
действий
по
организации процесса обучения.
Андрагогические принципы обучения определяют деятельность обучающихся
взрослых по самоорганизации процесса обучения.
Качество
обучения
взрослых
–
одна
из
ключевых
проблем
функционирования
высшего
профессионального
образования.
Выявлены
следующие
андрагогические
условия
обеспечения
качества
обучения
взрослых слушателей.
Организационно-педагогические условия включают в себя:
индивидуальность
обучения,
гибкость
обучения,
внутреннюю
открытость,
компактность и ускоренность обучения, адаптивность.
Учебно-методические
условия
предполагают
обеспеченность
взрослых
обучающихся учебно-методическими материалами,
включающими различные
виды
лекций,
практических
заданий
с
использованием
элементов
дистанционного
обучения,
индивидуальных
электронных
тест — заданий,
которые
учитывают
особенности
взрослых
обучающихся;
а
т а к ж е
авторизованный
подход
взрослого
обучающегося
к
процессу
собственного
обучения.
Психолого-андрагогические
условия
предполагают
создание
ситуации,
в
которой
у
взрослого
слушателя
при
сопоставлении
поставленных
целей
и
предполагаемых
результатов
образовательной
деятельности
возникают
внутренние противоречия как источник развития, которые будут способствовать
личностному и профессиональному росту.
Таким образом, андрагогический подход основывается на обучении
взрослого человека на протяжении всей его жизни и обеспечивает создание
условий,
необходимых
для
самореализации
человека,
а
также
повышения
эффективности и результативности его жизнедеятельности.