Напоминание

Особенности детского голоса


Автор: Спиридонова Розалия Яковлевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №39 "Ромашка" ГО "город Якутск"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности детского голоса
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности детского голоса

Пение

представляет

собой

психофизиологический

процесс,

связанный

с

работой

жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др. Поэтому

важно, что ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Долгое

время считалось, что до 7 лет пение у детей имеет фальцетный характер. Однако исследования

показали, что регистровые различия в голосах имеются от природы. Различить их можно уже в

криках новорожденных. В последнее время получила распространенная методика вокального

воспитания детей, основанная на использовании преимущественно грудного звучания голоса.

Звук детского голоса отличается мягкостью, головным звучанием и ограниченностью силы звука.

Дети

имеют

небольшой

голосовой

диапазон,

в

силу

возрастных

особенностей.

К

7

годам

диапазон достигает септимы (ре1 – до2). Очень важно научить их в этот период пользоваться

своим

голосом

правильно.

Общие

проблемы

при

пении

дошкольников

это

неточное

интонирование, крикливая манера пения, открытый, так называемый «белый» звук и невнятная

дикция.

Методика

вокально

хоровой

работы

с

детьми

дошкольного

возраста

аналогична

методике,

применяемой

в

вокальной

педагогике

при

обучении

взрослых.

Существенное

различие

заключается

в

методах

и

приемах.

Вся

дошкольная

педагогика,

в

том

числе

и

музыкальная,

опирается

на

игровую

методику,

которая

вызывает

положительный

эмоциональный

отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов в кратчайшие

сроки.

Музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные

органы только начинают формироваться. Поэтому педагог должен руководствоваться принципом

«Не навреди!». Обучение детей дошкольного возраста пению должно вестись планомерно,

постоянно, со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того

или иного навыка.

Перед

началом

работы

желательно

провести

первичную

диагностику

певческих

способностей

детей.

Её

цель

выявление

основных

свойств

певческого

голоса,

к

которым

относятся звуковой и динамический диапазон, качество тембра и дикции. Свойства певческого

голоса во многом определяются природными данными ребенка. Методика диагностирования

предложена К.В. Тарасовой. Она заключается в следующем:

1.

Перед началом пения педагог отмечает особенности звучания голоса в речи – тембр,

динамику, приблизительную высоту основного тона. Для этого может рассказать любое

стихотворение, или педагог может побеседовать с ним.

2.

Ребенок

поет

песню

по

своему

выбору

самостоятельно,

без

музыкального

сопровождения.

Педагог

подхватывает

тональность

и

поддерживает

пение

ребенка

аккордами (для определения природного регистра детского голоса).

3.

Ребенок поет короткую попевку в разных тональностях, двигаясь по полутонам вверх и

вниз (для определения верхней и нижней границ общего диапазона голоса).

По

результатам

диагностики

конкретная

группа

детей

делится

на

3

подгруппы:

дети

с

высокими, средними и низкими голосами. Занятия по постановке голоса у детей рекомендуется

проводить по подгруппам.

Работа над ритмом

Ритм

соотношение

длительностей

звуков

в

их

последовательности.

Объединяясь

в

определенных

последовательностях,

длительности

звуков

образуют

ритмические

фигуры,

из

которых

складывается

ритмический

рисунок.

Чувство

ритма

наиболее

трудно

поддается

развитию. Но если работа над ритмом ведется постоянно, то обычно удается скорректировать

природные

недостатки.

Работу

над

ритмическим

развитием

нужно

вести

планомерно

и

постоянно в различных видах музыкальной деятельности, в различных вариантах и, конечно же,

работая над песней. В этом нам помогут упражнения, которые мы часто используем в своей

работе на занятиях: прохлопывание

ритма

попевок ладошками,

палочками, различные

ритмические игры по картинкам, игра «Узнай песню по ритму» и .д. также ритм развивают танцы,

пляски, хороводы, музыкальные игры, игра на музыкальных инструментах (деревянные ложки,

треугольники, колокольчики, маракасы, металлофоны и т.д.)

Работа на интонацией

В первую очередь следует отметить, что точно интонировать абсолютно все дошкольники

не

могут.

Крайне

редко

встречаются

дети

с

хорошей

и

отличной

интонацией,

способные

исполнить мелодию без искажения. Чаще преобладает средняя по качеству интонация, когда

дети частично искажают мелодию или поют её в удобной для себя тесситуре. Часть детей можно

отнести к так называемым «гудошникам», совершенно неправильно воспроизводящим мелодию

и поющим в диапазоне двух – трех звуков.

Часто

критерием

хорошего

пения

дошкольников

считается

его

громкость.

Не

раз

приходилось слышать: «Как хорошо поют дети – громко и понятно!» Под этим подразумевают

эмоции, буквально захлестывающие детей при пении любимой песни, и четкость произношения

звуков. Но мы – то, музыканты, понимаем, что громкое пение вредит интонации. Поэтому в

своей работе руководствуемся принципом: «Не громко, а точно». И в то же время не забываем

,что

многие

дошкольники

будут

интонировать

только

приблизительно,

передавая

общее

направление мелодии. И это абсолютно не страшно. Всегда можно подготовить несколько детей

с чистой интонацией для солирования в песне или сольного исполнения.

Рассмотрим несколько приемов, помогающих добиться чистоты интонирования.

1.

Пение a capella. Пение без сопровождения помогает выработать более сосредоточенное

внимание поющего к звучанию своего голоса и пению товарищей в целом;

2.

Пение в сопровождении металлофона или флейты. Эти инструменты имеют звонкий

звук и побуждают ребенка петь в высокой позиции звонким звуком;

3.

Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у». Звук «у»

позволяет точно направить звук, достать каждую ноту, как иголочкой, уколоть её;

4.

Пение с солистами. Все дети поют песни, солист или группа солистов исполняют партию

персонажа песни.

Артикуляция и дикция

Артикуляция (расчленяю, членораздельно произношу) определяется как работа органов

речи, а также их положение при произношении того или иного звука.

Дикция

(произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция –

непременное условие вокального, в том числе хорового, исполнения. Успех в хоре зависит от

качества произношения каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения

всей хоровой партии.

Цель вокально – артикуляционных упражнений конкретизируется в частных задачах:

1.

Освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;

2.

Развитие подвижности моторики артикуляционного аппарата;

3.

Преодоление

дефектов

произношения,

мешающих

не

только

красоте

звучания

певческого голоса, но и речи;

4.

Развитие

способности

тянуть

гласный

звук,

петь

связно,

при

этом

четко

произнося

согласные звуки;

5.

Развитие способности петь слово для улучшения вокальных качеств голоса;

У детей, ка правило, гласные звуки звучат неровно за счет того, что у начинающих

певцов нет единых резонаторных ощущений, единого «места звучания». Для правильного

развития

голоса

сначала

подбирают

упражнения

с

наиболее

вокально

устойчивыми

гласными «а», «о», «у» и только затем к ним постепенно подстраивают более сложные

гласные «е» и «и». это направление в вокальной педагогике известно ка фонетический

метод. Гласный «у» имеет темную окраску, а «а» - светлый открытый звук. Гласные «э» и

«и»

являются промежуточными между «у» и

«а». чтобы гласные звучали ровно и

сохраняли тембровую окраску, и следует петь округлым, прикрытым звуком: «а» - с

прикрытым звуком «о», «и» - с призвуком «у», «е» - с четким переходом на прикрытое

«э».

Первые вокально – хоровые упражнения предлагаются детям в виде песенок – игр,

когда музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа.

На музыкальных занятиях, работая над дикцией, можно использовать следующие

методические приемы:

1.

Артикуляционная гимнастика,

состояшая

из специальных упражнений, которые

направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

2.

Музыкальные

пальчиковые

игры

сочетают

пение

с

активной

артикуляцией

и

движения

мелкой

моторики.

Непринужденность,

приобретаемая

детьми

при

выполнении

ритмических

движений,

положительно

влияет

и

на

двигательные

свойства речевых органов.

3.

Пальчиковые

игры

с

предметами

помогают

задействовать

большее

количество

рецепторов, находящихся на пальцах, что способствует усилению работы речевых

центров.

4.

Проговаривание

и

пропевание

скороговорок в

разном

темпе,

характере,

с

использованием

звучащих

жестов

(по

методу

Карла

Орфа).

Работая

над

скороговорками, можно использовать следующие примы:

Отмечание метрической пульсации хлопками;

Равномерное чередование хлопков и шлепков по бедрам;

Щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе;

Проговаривание

текста

в

ускоряющем

темпе

от

медленного

к

самому

быстрому ( темп задает педагог хлопками или легкими и четкими ударами в

бубен или барабан);

Проговаривание

текста

в

разной

динамке

от

шепота

до

почти

крика

(нарастание динамики показывает жестом музыкальный руководитель).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники