Автор: Достокор Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "ДСКВ № 61" Медвежий Стан
Населённый пункт: пос. Мурино, Всеволожский район, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Тема: «Одуванчик вдруг расцвел»
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия
в старшей группе
«Одуванчик вдруг расцвел»
Цель: формировать навыки и умения детей в различных изобразительных
техниках.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с растениями луга и их строением;
- продолжать совершенствовать умение рисовать нетрадиционными
техниками - с помощью трафарета, губки методом оттиски и ватными
палочками методом тычка;
- закрепить понятие пейзаж.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческие способности;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира,
- развивать связную речь детей, умение высказывать и обосновывать свои
суждения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе с красками.
Демонстрационный
материал: презентация
«Растения
луга»,
дидактическая игра «Собери весенний луг», разрезные катринки.
Раздаточный
материал:
альбомный
лист,
ватные
палочки,
трафарет,
губка, гуашь, баночка с водой, салфетка.
Ход:
Доброе утро, ребята!
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Давайте, скажем нашим гостям– ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: ребята послушайте музыку и представьте, где это мы
оказались?
Под тихую музыку педагог читает стихотворение:
В. Степанов
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые
С мёдом сладким пчелки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Красивое стихотворение, правда? Посмотрите на картинку луга. Чем он
отличается от леса. (Ответы детей.)
Слайд: №1(поляна)
Луга – это открытые пространства в нашем крае, где нет совсем или растут
одиночные деревья. Это раздолье для трав. Здесь очень много света .
Деревьев нет, тени от них нет, поэтому света много. Много травы, значит
почва здесь какая? (Богатая.) Воды и тепла для растений достаточно. На
лугу много цветов. Какие растения луга вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Собери весенний луг» (детям
нужно с помощью цветных изображений составить весеннюю полянку по
собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету–солнце,
облака, травка, цветы, бабочки, дерево в цвету).
Воспитатель: У нас получилась картина. К какому жанру искусства она
относится?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель :Как вы догадались?
Дети: Изображена природа.
Воспитатель: А как хорошо на летней полянке! Среди зелёной травы
пестреют яркие душистые цветы. Над ними порхают разноцветные бабочки,
стрекозы, мохнатые пчёлы. Насекомых привлекает яркая окраска лепестков
и исходящий от цветов аромат. Цветы, растущие на лугах, полях, называются
полевыми. Природа наделила их не только красотой, но и выносливостью:
они не требуют ежедневного полива, им достаточно редкого дождика, их не
нужно сажать, семена разносят в разные места насекомые на своих лапках,
животные на своей шерсти, ветер. Полевые цветы кормят нектаром
насекомых.
Попробуйте угадать, какой полевой цветок прячется в загадке:
В поле цветочки, вырезные кончики,
Я стояла около, ахала да охала!
Я цветочек разглядела,
Не пойму я, в чём тут дело?
Почему он не звенит,
Он же этим знаменит.
Дети: колокольчик.
Слайд:№2(колокольчик)
Воспитатель: А вы знаете, почему колокольчик так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: (дополняет) форма цветка напоминает колокол, но из-за своих
малых размеров называется ласково «колокольчик». Колокольчики бывают
синего, голубого, фиолетового, сиреневого и даже белого цветов. Рядом с
колокольчиком можно увидеть и другой полевой цветок. Попробуйте угадать
и его название
Вдоль дороги у межи
В золотой и спелой ржи,
Словно синий глазок.
Смотрит в небо…
Дети: василёк.
Слайд:№3(василёк)
Воспитатель: молодцы, угадали. Давайте попробуем вспомнить, как он
выглядит.
Ответы детей
Воспитатель: (дополняет)
У него прямой стебель, тёмно-зелёные листья, крупный цветок ярко-синего
цвета, края лепестков имеют резные зубчики. Цветы василька считают
целебными, их сушат, готовят из них отвары для лечения некоторых
болезней.
Воспитатель: послушайте следующую загадку:
Стоят в поле сестрички-
Жёлтый глазок, белые реснички,
На этом цветочке гадают.
Лепесточки отрывают…
Дети: ромашка.
Слайд:№4(ромашка)
Воспитатель: Верно. Ромашки выделяются среди других цветов своей белой
«рубашечкой». Как же выглядит этот замечательный цветок: у него есть
жёлтая середина, только она не гладкая, как может показаться вначале, а
будто в мелкую точечку. А вокруг жёлтой серединки расположены белые
лепестки.
Воспитатель: послушайте следующую загадку:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух.
Дети: Это одуванчик.
Слайд:№5 (одуванчик)
Воспитатель: Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в
молодой зеленой траве.
Дидактическое упражнение «Слушай внимательно»
Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши, если они
услышат слово «одуванчик».
Одуванчик, диванчик, вагончик, одуванчик, барабанчик, одуванчик, мальчик,
одуванчик.
Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет
одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке, поднимаясь к вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Психогимнастика «Одуванчики»
(Проводится под музыку). Ребята, давайте встанем в круг и превратимся в
маленькое сморщенное семечко (дети сжимаются в комочек на полу, убирают
голову и закрывают её руками). А я буду вас поливать, бережно относиться к
семенам, ухаживать. С тёплым весенним солнышком семена начинают
медленно расти (дети медленно поднимаются). У них раскрываются листочки
(поднимают руки), растут стебельки(вытягивают тело), появляются веточки с
бутонами. Наступает радостный момент- бутоны лопаются, и росток
превращается в прекрасный сильный цветок. Но вот подул ветер и цветок
раскачивается в разные стороны. От цветков отделились семена и полетели
по ветру. А потом они упали на землю и вновь начали расти.
- Из каких частей состоит одуванчик?
Давайте посмотрим, какой у него стебель?
- А листья какие? (узорчатые, резные).
- На что похож цветок одуванчика? (на солнце, на шар). Ребят, а вы знаете,
что такое нектар?
(Нектар –это сладкий сок, который выделяют растения, пчёлы его собирают и
из него делают мёд.)
А в цветке и есть нектар одуванчиков.
- Ребята, а у меня есть интересная игра. Поиграем в неё?
Игра «Составь одуванчик» как пазл, из разных частей.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов
встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки
гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от
него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
Гимнастика для глаз «Солнышко и одуванчик»
Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. (Дети
находят взглядом желтые круги — «солнце» в соответствии с текстом). В
полдень поднимется солнышко высоко-высоко – одуванчик поднимет головку
кверху. К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой
взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает. С чем можно сравнить
одуванчик?
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Желтый, как солнышко. Круглый, как …Мягкий, как …Белый, как …
Пушистый, как …Хрупкий, как … Вот какой удивительный цветок! Но не
всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые
лепестки сменяют белые пушинки.
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Белые пушинки — это семена.
Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на
землю и прорастают. Появляются новые цветы. А вы знаете, в старину его
называли «ОДУВАН» от слова «ОДУТЬ», что значит «ОБДУТЬ». В этом
названии отражается особенность растения – его опушенные семена
сносятся ветром или легким дуновением.
Слайд «Одуванчик цветущий и с «парашютиками».
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются.)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны.)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш».)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу.)
И сольются с небосводом.
- Молодцы, ребята.
- Ребята, а вы хотите, что и у нас в группе было много-много одуванчиков.
Да. Тогда я предлагаю их нарисовать. Давайте, с вами теперь сядем за столы.
Давайте разомнём наши пальчики:
Одуванчик вырос на поляне, Соединить руки, изображая «бутон».
Утром весенним раскрыл лепестки. Раскрыть руки, разжать пальцы.
Всем лепесткам красоту и питание. В ритм словам раздвигать и соединять
пальцы.
.Дружно дают под землей корешки! Соединить руки тыльными сторонами,
пошевелить пальчиками – «корешками».
Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки. Плотно сжать переплетенные
пальцы.
Тихо засыпают, головки опускают . Положить руки на колени.
Мы нарисуем необычные одуванчики.
Воспитатель объясняет, как выполняется рисунок одуванчиков с помощью
трафарета. Губки и ватных палочек.
Мы с вами будем рисовать одуванчики с помощью трафаретов, мы так уже с
вами делали. Трафареты – листья и стебли наших одуванчиков. Приложим
трафарет к белому листу, мокнём губку …В какой цвет? губкой нарисуем
стебли и литья одуванчиков, аккуратно уберём трафарет. Посмотрите, как
красиво у нас получается!
- Что нам осталось нарисовать? (Ответы детей.)
Дети приступают к рисованию.
1. Берут трафарет.
2. С помощью трафарета и губки зеленой гуашью выполняют стебель и
листья.
3. Ватной палочкой, применяя метод "тычка", рисуют белый шарик.
4. Желтый цветок одуванчика тоже рисуем ватной палочкой, но уже
имитируя движения кисти.
5. Наш красивый одуванчик готов.
- Ребята а теперь давайте поднимем наши рисунки. Ой как
много одуванчиков расцвело у нас в группе. Вам понравилось,
ребят, рисовать одуванчики. А вы запомнили. Что они не только красивые,
но и полезные цветы.
– Ребята, а как вы думаете, можно ли рвать цветы просто так? Топтать их
ногами?
По окончании занятия выставка рисунков.