Автор: Хехнева Галина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №6 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с родителями по приобщению к народной культуре родного города средствами искусства хохломской росписи
Раздел: дошкольное образование
Формы работы с родителями по приобщению к народной культуре
родного города средствами искусства хохломской росписи.
Одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие
предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках. (Так пункт 1.4; 1.6; 2.6; 4.6);
В нашем детском саду «Солнышко» большое внимание уделяется приобщению
детей к истокам русской народной культуры, что является средством формирования у
них патриотических чувств, нравственного воспитания, развития духовности. Поэтому
важно, чтобы не только в детском саду, но и в семье были созданы условия для
развития эмоционального отклика и познавательного интереса к декоративно –
прикладному искусству хохломской росписи.
Организуя работу с родителями необходимо опираться не только на партнерство
педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, на уважение и доверие со
стороны родителей, но и помощь. Главное – донести до родителей роль и значение
народного декоративного искусства в воспитании детей. Привлекая родителей к
данной теме, используются различные формы работы.
Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к
народной культуре. Для родителей проводится анкетирование с целью выявления
уровня знаний, выяснением, желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно –
прикладное искусство в ДОУ.
Проведение анкетирования помогает правильно выстроить работу с родителями,
сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная
информация,
в которой сообщается об искусстве и особенностях его восприятия
детьми. Местом ее размещения служит стенд для родителей.
Интересную и полезную информацию для родителей можно оформить в виде папки-
передвижки, брошюр, памятки, буклета и др.
Индивидуальные беседы на конкретные, важные для той или иной семьи темы
развития ребенка являются неотъемлемой частью работы с родителями. Регулярно мы
проводим такие беседы с родителями, которые помогают нам узнать особенности
воспитания детей и рассказать о важности и способах знакомства ребенка с народными
промыслами.
Еще одной формой работы с родителями являются родительские собрания. Они
способствуют тому, чтобы в семьях соблюдались традиции; повышались компетенции
родителей в вопросах о значении приобщения детей к народным традициям, в том
числе к хохломской росписи. Были проведены консультации по темам: «Знакомство
детей с хохломской росписью», «Народные промыслы» и другие.
Регулярно в детском саду проводятся дни открытых дверей, которые дают
возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями,
правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею
и привлечь к участию в совместной деятельности с детьми.
Большое значение имеют совместные экскурсии детей, родителей и педагогов в
музей МТЦ «Золотая хохлома».
Такие экскурсии формируют интерес, как детей, так и родителей к декоративно-
прикладному искусству хохломской росписи, его истокам, воспитывают уважения к
мастерам, создающим произведения искусства. Именно эти
моменты вызывают у
детей яркие эмоции, желание бережно сохранять традиции родного края.
Выходя
на
экскурсии,
мы
всегда
берем
с
собой
фотоаппарат.
Интересные,
познавательные кадры размещаем потом на нашем стенде. Это помогает родителям
узнать, чем живут их дети в дошкольном учреждении не только по рассказам, но и
рассматривая фото.
На сегодняшний день широкое применение в педагогической практике является
метод проектов – это прежде всего обучение и воспитание ребенка через деятельность,
а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Примером
такой работы служит проект: мини-музей «Золотая хохлома».
В процессе работы родители становились активными участниками создания музея в
группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали и приносили из дома хохломские
изделия, а некоторые участвовали в изготовлении экспонатов разной техникой своими
руками
(пластилин,
посыпка,
квиллинг
и
т.д.),
оформляли
экспозиции,
что
способствовало
стимулированию
познавательной
активности
детей,
сблизило
родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами.
Кроме того, в музее находятся авторские работы отдельных семей.
Дети — начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители
приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.
Еще одной из форм взаимодействия является подключение родителей к совместной
творческой деятельности с детьми. Так, в гости к детям ежегодно приходят мамы -
художницы, которые работают в ЗАО «Хохломская роспись» и родители делятся своим
опытом и знаниями росписи хохломских изделий с детьми.
Дети не только
рассматривают изделия, но и видят сам процесс росписи чаши, а затем и сами
повторяют элементы росписи на трафаретах. В последующем из детских работ
организуются выставки в уголке творчества. Это способствует сближению родителей,
детей и педагогов, а так же получение массы положительных эмоций.
Ежегодно родители принимают активное участие в Международном фестивале
«Золотая хохлома». Они изготавливают трафареты, плоскостные фигуры (например:
самовар, чашки, карета, рамки для работ и многое другое), которые в последующем
расписывают элементами хохломской росписи, как взрослые, так и дети.
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, безусловно,
дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с
родителями,
многие
становятся
активными
и
незаменимыми
помощниками
воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их
вовлечение
в
педагогическую
деятельность,
заинтересованное
участие
в
воспитательно-образовательном
процессе
важно
не
потому,
что
этого
хочет
воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
В дальнейшем мы собираемся продолжать начатую работу, и очень хочется, чтобы в
нашем детском саду сохранилась атмосфера увлеченности совместного творчества
взрослых и детей.