Напоминание

Формы работы с родителями по приобщению к народной культуре родного города средствами искусства хохломской росписи


Автор: Хехнева Галина Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №6 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Семенов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы с родителями по приобщению к народной культуре родного города средствами искусства хохломской росписи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы работы с родителями по приобщению к народной культуре

родного города средствами искусства хохломской росписи.

Одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие

предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о

социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и

праздниках. (Так пункт 1.4; 1.6; 2.6; 4.6);

В нашем детском саду «Солнышко» большое внимание уделяется приобщению

детей к истокам русской народной культуры, что является средством формирования у

них патриотических чувств, нравственного воспитания, развития духовности. Поэтому

важно, чтобы не только в детском саду, но и в семье были созданы условия для

развития эмоционального отклика и познавательного интереса к декоративно –

прикладному искусству хохломской росписи.

Организуя работу с родителями необходимо опираться не только на партнерство

педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, на уважение и доверие со

стороны родителей, но и помощь. Главное – донести до родителей роль и значение

народного декоративного искусства в воспитании детей. Привлекая родителей к

данной теме, используются различные формы работы.

Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к

народной культуре. Для родителей проводится анкетирование с целью выявления

уровня знаний, выяснением, желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно –

прикладное искусство в ДОУ.

Проведение анкетирования помогает правильно выстроить работу с родителями,

сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная

информация,

в которой сообщается об искусстве и особенностях его восприятия

детьми. Местом ее размещения служит стенд для родителей.

Интересную и полезную информацию для родителей можно оформить в виде папки-

передвижки, брошюр, памятки, буклета и др.

Индивидуальные беседы на конкретные, важные для той или иной семьи темы

развития ребенка являются неотъемлемой частью работы с родителями. Регулярно мы

проводим такие беседы с родителями, которые помогают нам узнать особенности

воспитания детей и рассказать о важности и способах знакомства ребенка с народными

промыслами.

Еще одной формой работы с родителями являются родительские собрания. Они

способствуют тому, чтобы в семьях соблюдались традиции; повышались компетенции

родителей в вопросах о значении приобщения детей к народным традициям, в том

числе к хохломской росписи. Были проведены консультации по темам: «Знакомство

детей с хохломской росписью», «Народные промыслы» и другие.

Регулярно в детском саду проводятся дни открытых дверей, которые дают

возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями,

правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею

и привлечь к участию в совместной деятельности с детьми.

Большое значение имеют совместные экскурсии детей, родителей и педагогов в

музей МТЦ «Золотая хохлома».

Такие экскурсии формируют интерес, как детей, так и родителей к декоративно-

прикладному искусству хохломской росписи, его истокам, воспитывают уважения к

мастерам, создающим произведения искусства. Именно эти

моменты вызывают у

детей яркие эмоции, желание бережно сохранять традиции родного края.

Выходя

на

экскурсии,

мы

всегда

берем

с

собой

фотоаппарат.

Интересные,

познавательные кадры размещаем потом на нашем стенде. Это помогает родителям

узнать, чем живут их дети в дошкольном учреждении не только по рассказам, но и

рассматривая фото.

На сегодняшний день широкое применение в педагогической практике является

метод проектов – это прежде всего обучение и воспитание ребенка через деятельность,

а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Примером

такой работы служит проект: мини-музей «Золотая хохлома».

В процессе работы родители становились активными участниками создания музея в

группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали и приносили из дома хохломские

изделия, а некоторые участвовали в изготовлении экспонатов разной техникой своими

руками

(пластилин,

посыпка,

квиллинг

и

т.д.),

оформляли

экспозиции,

что

способствовало

стимулированию

познавательной

активности

детей,

сблизило

родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами.

Кроме того, в музее находятся авторские работы отдельных семей.

Дети — начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители

приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.

А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.

Еще одной из форм взаимодействия является подключение родителей к совместной

творческой деятельности с детьми. Так, в гости к детям ежегодно приходят мамы -

художницы, которые работают в ЗАО «Хохломская роспись» и родители делятся своим

опытом и знаниями росписи хохломских изделий с детьми.

Дети не только

рассматривают изделия, но и видят сам процесс росписи чаши, а затем и сами

повторяют элементы росписи на трафаретах. В последующем из детских работ

организуются выставки в уголке творчества. Это способствует сближению родителей,

детей и педагогов, а так же получение массы положительных эмоций.

Ежегодно родители принимают активное участие в Международном фестивале

«Золотая хохлома». Они изготавливают трафареты, плоскостные фигуры (например:

самовар, чашки, карета, рамки для работ и многое другое), которые в последующем

расписывают элементами хохломской росписи, как взрослые, так и дети.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, безусловно,

дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с

родителями,

многие

становятся

активными

и

незаменимыми

помощниками

воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их

вовлечение

в

педагогическую

деятельность,

заинтересованное

участие

в

воспитательно-образовательном

процессе

важно

не

потому,

что

этого

хочет

воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В дальнейшем мы собираемся продолжать начатую работу, и очень хочется, чтобы в

нашем детском саду сохранилась атмосфера увлеченности совместного творчества

взрослых и детей.



В раздел образования