Напоминание

Новые формы и методы патриотического воспитания дошкольников


Автор: Рогожа Наталия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Новые формы и методы патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование метода проектирования в процессе приобщения дошкольников к

национальной культуре Ямала.

Рогожа Наталия Федоровна

МАДОУ «Синеглазка» ЯНАО город Ноябрьск.

воспитатель

Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной,

творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно

актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного

богатства своего народа.

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в

душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину – Россию,

если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к "малой Родине" -

немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ. Полученные знания об

истории происхождения народа, его культуре, социальном укладе, традициях коренных

народностей Севера помогут детям понять глубину и прочность связи человека с суровой

природой родного края, сформировать активную гражданскую позицию – беречь мир.

В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной

культуре мы столкнулись с проблемой: мало изучен, не систематизирован материал по

ознакомлению дошкольников с родным краем; недостаточно отработаны формы, приём

интеграции различных видов деятельности по данному вопросу. Результаты наблюдений

показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым

содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации

педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. На наш взгляд,

решением данной проблемы стала разработка проекта: « Наш Ямал».

Изучение темы было разбито на 3 блока: ЯМАЛ – моя малая Родина: показать на

карте наш край, рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб,

флаг ЯНАО, расширять представление о родном городе, на какой реки стоит, чем

славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории

появления города, познакомить с гербом города. Поддерживать интерес к событиям,

происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера. Формировать

обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе,

устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего

Севера.

Растительный и животный мир Севера: В ходе реализации проекта мы знакомили с

видами деревьев и кустарников, грибов и ягод, продолжали знакомить с дикими

животными их повадками, приспособление к среде обитания, формировали

представление об оседлых и перелетных птицах, систематизировали представления об

олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Расширяли представления об обитателях северных водоемов. Воспитывали любовь к

родному краю, формировали умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить

ей, формировали эстетическое отношение к окружающей природе.

Коренные жители нашего края: Формировали элементарные представления о

коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенностях их внешнего вида,

национальной одежде, типичных занятиях (оленеводство, рыболовство, охота),

рассказывали о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к

северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов,

знакомили с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и

разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении

женской одежды. расширяли представления о жизни ненецких детей. С воспитателем

обсуждали, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, как можно выразить свои

дружеские чувства – собрать посылку, передать свои игрушки, сделать игрушки

самоделки, продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных

жителей нашего края.

Для более эффективной работы по реализации проекта необходимы следующие

условия:

- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе;

- тесное сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с родителями;

- подготовленность педагогов и родителей к решению поставленных целей и задач.

В ходе реализации проекта проводились мероприятия с детьми по трем

направлениям ЯМАЛ – моя малая Родина: НОД «Наш Ямал»; беседа о столице округа

Салехард, и его достопримечательностях; рассматривание иллюстраций и фотографий с

изображением городов Ямала, их достопримечательностей; экскурсии по городу; походы

к памятным местам; посещение этнокультурного музея под открытым небом. Организация

сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по родному городу», «Геологи», «Буровая».

Организация дидактических игр: «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Где, чей дом»,

«Найди флаг Ямала», «Букет красивых слов о Ноябрьске».

Растительный и животный мир Севера НОД «Оленеводы», «Северные ягоды»,

Составление рассказов на тему: «Кто лечит оленей?», «Как олень добывает корм», «Как

пасут стада оленей?» Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин художников

ненцев; Чтение художественной литературы, разучивание стихов; Ненецкие сказки:

«Мышонок и олененок», «Айога» и т.д.

Коренные жители нашего края: Посещение выставки прикладного искусства

народов Севера в МРЦ; Мастер класс: «Изготовление ненецкой куклы»;Посещение музея

Севера в МОУСОШ №3; Знакомство с ненецким орнаментом; Знакомство с игрушками,

сделанными из оленьей шкуры; Рисование. «Ненецкие орнаменты»; Конструирование:

Изготовление ненецкой игрушки из оленьей шкуры.

В процесс реализации проекта, были привлечены родители, которые приняли

активное участие в родительском собрании «Край, в котором мы живем». Совместно с

педагогами организовали мини – музей «Ямал – мой край родной» в группе. Приняли

участие в проведении экологических акций: «Посади дерево», «Покормите птиц зимой»;

Семейный конкурс: «Герб моей семьи», «Поздравительная открытка ко Дню города»;

музыкально – литературный конкурс «Ямал – мой необыкновенный». Проводились

выставки семейных рисунков: «Ноябрьск глазами детей и родителей», «Мой двор», «Мой

город». Был организован совместный досуг «Вороний день», «День оленевода»;Создан

гербарий «Растительный мир Ямала».

С целью привлечения педагогов по теме «Использование метода проектирования в

процессе приобщения дошкольников к национальной культуре Ямала » проведен Семинар

– практикум «Особенности патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС»

Педагоги приняли активное участие в экологической акции «Чистый город»; Мастер –

классе по изготовлению национальных оберегов, куклы «Акань»

Реализация проекта «НАШ ЯМАЛ» позволила детям усвоить сложный

краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая

познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность

развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться

как творческой личности.

Список литературы:

1. Н. Дудников «Мой дом север» (сказки, легенды).- М.: «Вилад», 1996

2. П.В.Липин «Целебные свойства растений севера».- Сыктывкар, 1993

3. Е.Н.Окотэтто «Ненецкие подвижные игры».- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение»,

2002

4. «Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».-

Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010

5. В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004

6. «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007

7. Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998

8. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999

9. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и

традиции, 1999

10. Балашов М.М. О природе.- М.: Просвещение, 1991

11. Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997

12. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 1984

13. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники