Автор: Рогожа Наталия Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Новые формы и методы патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Использование метода проектирования в процессе приобщения дошкольников к
национальной культуре Ямала.
Рогожа Наталия Федоровна
МАДОУ «Синеглазка» ЯНАО город Ноябрьск.
воспитатель
Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной,
творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно
актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного
богатства своего народа.
Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в
душе каждого человека в раннем детстве. Нельзя любить свою большую Родину – Россию,
если не знаешь края, в котором живешь. Воспитание любви к "малой Родине" -
немаловажная задача, которая стоит перед педагогами ДОУ. Полученные знания об
истории происхождения народа, его культуре, социальном укладе, традициях коренных
народностей Севера помогут детям понять глубину и прочность связи человека с суровой
природой родного края, сформировать активную гражданскую позицию – беречь мир.
В поисках эффективных путей приобщения старших дошкольников к народной
культуре мы столкнулись с проблемой: мало изучен, не систематизирован материал по
ознакомлению дошкольников с родным краем; недостаточно отработаны формы, приём
интеграции различных видов деятельности по данному вопросу. Результаты наблюдений
показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым
содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации
педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края. На наш взгляд,
решением данной проблемы стала разработка проекта: « Наш Ямал».
Изучение темы было разбито на 3 блока: ЯМАЛ – моя малая Родина: показать на
карте наш край, рассказать детям о главном городе: столице Ямала – Салехард. Знать герб,
флаг ЯНАО, расширять представление о родном городе, на какой реки стоит, чем
славиться, рассказать о достопримечательностях города, о первопроходцах и истории
появления города, познакомить с гербом города. Поддерживать интерес к событиям,
происходящим в городе: День рождения города, Праздник народов Севера. Формировать
обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе,
устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крайнего
Севера.
Растительный и животный мир Севера: В ходе реализации проекта мы знакомили с
видами деревьев и кустарников, грибов и ягод, продолжали знакомить с дикими
животными их повадками, приспособление к среде обитания, формировали
представление об оседлых и перелетных птицах, систематизировали представления об
олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.
Расширяли представления об обитателях северных водоемов. Воспитывали любовь к
родному краю, формировали умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить
ей, формировали эстетическое отношение к окружающей природе.
Коренные жители нашего края: Формировали элементарные представления о
коренных жителях Ямала – ненцах; некоторые особенностях их внешнего вида,
национальной одежде, типичных занятиях (оленеводство, рыболовство, охота),
рассказывали о типичном для ненцев образе жизни – сезонные перекочевки: весной к
северу, а осенью к югу и традициях по отношению к природе – существование запретов,
знакомили с традиционным изобразительным искусством ненцев: орнамент из меха и
разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении
женской одежды. расширяли представления о жизни ненецких детей. С воспитателем
обсуждали, то, как живут ненецкие дети, как они дружат, как можно выразить свои
дружеские чувства – собрать посылку, передать свои игрушки, сделать игрушки
самоделки, продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных
жителей нашего края.
Для более эффективной работы по реализации проекта необходимы следующие
условия:
- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- тесное сотрудничество педагогов дошкольного учреждения с родителями;
- подготовленность педагогов и родителей к решению поставленных целей и задач.
В ходе реализации проекта проводились мероприятия с детьми по трем
направлениям ЯМАЛ – моя малая Родина: НОД «Наш Ямал»; беседа о столице округа
Салехард, и его достопримечательностях; рассматривание иллюстраций и фотографий с
изображением городов Ямала, их достопримечательностей; экскурсии по городу; походы
к памятным местам; посещение этнокультурного музея под открытым небом. Организация
сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по родному городу», «Геологи», «Буровая».
Организация дидактических игр: «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Где, чей дом»,
«Найди флаг Ямала», «Букет красивых слов о Ноябрьске».
Растительный и животный мир Севера НОД «Оленеводы», «Северные ягоды»,
Составление рассказов на тему: «Кто лечит оленей?», «Как олень добывает корм», «Как
пасут стада оленей?» Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин художников
ненцев; Чтение художественной литературы, разучивание стихов; Ненецкие сказки:
«Мышонок и олененок», «Айога» и т.д.
Коренные жители нашего края: Посещение выставки прикладного искусства
народов Севера в МРЦ; Мастер класс: «Изготовление ненецкой куклы»;Посещение музея
Севера в МОУСОШ №3; Знакомство с ненецким орнаментом; Знакомство с игрушками,
сделанными из оленьей шкуры; Рисование. «Ненецкие орнаменты»; Конструирование:
Изготовление ненецкой игрушки из оленьей шкуры.
В процесс реализации проекта, были привлечены родители, которые приняли
активное участие в родительском собрании «Край, в котором мы живем». Совместно с
педагогами организовали мини – музей «Ямал – мой край родной» в группе. Приняли
участие в проведении экологических акций: «Посади дерево», «Покормите птиц зимой»;
Семейный конкурс: «Герб моей семьи», «Поздравительная открытка ко Дню города»;
музыкально – литературный конкурс «Ямал – мой необыкновенный». Проводились
выставки семейных рисунков: «Ноябрьск глазами детей и родителей», «Мой двор», «Мой
город». Был организован совместный досуг «Вороний день», «День оленевода»;Создан
гербарий «Растительный мир Ямала».
С целью привлечения педагогов по теме «Использование метода проектирования в
процессе приобщения дошкольников к национальной культуре Ямала » проведен Семинар
– практикум «Особенности патриотического воспитания в условиях внедрения ФГОС»
Педагоги приняли активное участие в экологической акции «Чистый город»; Мастер –
классе по изготовлению национальных оберегов, куклы «Акань»
Реализация проекта «НАШ ЯМАЛ» позволила детям усвоить сложный
краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая
познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность
развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться
как творческой личности.
Список литературы:
1. Н. Дудников «Мой дом север» (сказки, легенды).- М.: «Вилад», 1996
2. П.В.Липин «Целебные свойства растений севера».- Сыктывкар, 1993
3. Е.Н.Окотэтто «Ненецкие подвижные игры».- Спб.: филиал изд-ва «Просвещение»,
2002
4. «Безопасные советы для ямальчат. Учебное пособие на ненецком языке».-
Салехард: ГОУ ДПО «ЯНОИПКРО», 2010
5. В.Н.Гриценко «История ямальского севера».- Омское книжное издательство, 2004
6. «Культура народов Ямала»- Салехард: ЯНОИПКРО, 2007
7. Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998
8. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999
9. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и
традиции, 1999
10. Балашов М.М. О природе.- М.: Просвещение, 1991
11. Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997
12. Благосклонов К.Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб.и доп. – М.: Колос, 1984
13. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001