Автор: Федотова Наталья Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-дс "Светлячок"
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Что такое настоящая игра?"
Раздел: дошкольное образование
В
последние
годы
среди
родителей,
педагогов
и
психологов
стала
очень популярной тема раннего развития детей. В мире и в нашей стране
появилось множество теорий о том, как в самом юном
возрасте можно
раскрыть в ребенке способности, заложенные природой, и как помочь ему
овладеть необходимыми в жизни навыками и умениями в самые первые годы
жизни. И хотя все знают, что до 7 лет ребенок может развиваться только в
ходе игры, мало, кто задумывался о том, что такое настоящая игра и чем она
отличается от обучающего занятия.
В то же время, зная признаки детской игры и позволяя ребенку играть
свободно, вы поможете ему развиваться гармонично и эффективно, без
вмешательства
в
естественный
ход
формирования
его
психических
функций.
Вы
также
внесете
огромный
вклад
в
развитие
его
самостоятельности,
воли,
умения
занимать
и
развлекать
себя
без
внешнего импульса — тех качеств и навыков, которые необходимы нам во
взрослой жизни для того, чтобы чувствовать себя счастливыми!
Исследованием
феномена
игры
и
поиском
ответа
на
вопрос,
что
представляют собой детские игры, психологи и педагоги занимаются уже в
течение
многих
десятилетий.
В их числе были два американских профессора, К.Гарви и К.Рубин, которые
выделили 5
основных
элементов
настоящей
детской
игры. Давайте
внимательно их рассмотрим:
1. Игра должна быть приятной и радостной
Если ребенок играет вынужденно, потому что взрослый сказал, что
игрушка полезная и развивающая, то это, увы, не игра. Помните, дети играют
ради самой игры.
2. У игры не должно быть никаких внешних целей, в том числе
дидактических
Вспомните себя в детстве, разве вам хотелось поиграть в магазин ради
тренировки навыка счета? А может в водителя автомобиля, чтобы выучить
правила дорожного движения? Дети чувствуют себя увереннее, когда ставят
себе задачи сами и сами ищут на них решения. Именно в спонтанной игре
они учатся быть самостоятельными, инициативными и ответственными.
3. Игра является делом спонтанным и добровольным, избранным
играющим по собственному желанию
Нельзя ставить перед ребенком задачу: «А теперь ты будешь играть!».
Благодаря спонтанной игре ребенок может испытать ощущение своей власти.
Для маленького человека, который привык постоянно слышать указания, что
и как нужно делать, это очень важно! Так он тренируется в принятии на себя
главной роли: самостоятельно решает игровые задачи, узнает о последствиях
своего выбора, и при этом он полностью защищен от подобных ситуаций в
реальности.
4. Игра подразумевает активное участие со стороны играющего
Чтобы играть нужно этого хотеть. Если ребенок пассивен и ему не
интересно
то,
что
происходит
–
то,
увы,
это
не
игра.
Старайтесь
ориентироваться на потребности и желания вашего ребенка. Реклама и мода
на
игрушки
не
могут
угадать
его
индивидуальные
особенности,
а
внимательные родители их просто знают.
5. Игра содержит определенный момент фантазийности
Когда кубики – это не просто кубики, а дома и мосты, кукла — это
девочка, которая может радоваться и грустить, а палка – это волшебная
сабля.
Настоящая
игра
не
бывает
буквальной,
хорошо,
когда
ребенок
включает в нее элементы своего воображения.
А
в
завершение
хочется
сказать,
окружайте
малыша
эстетически
привлекательными
игрушками,
которые
заинтересуют
малыша
без
дополнительных усилий со стороны взрослого. Пусть эти игрушки немного
дороже аналогов, но в них будет продумана каждая деталь, вплоть до изгиба,
который
поможет
идеально
вписаться
в
детскую
ручку.
Комфортное
взаимодействие, приятные формы, правильно подобранные цвета и звучание,
будут долго поддерживать игровую активность ребенка, и вы заметите, что
он будет возвращаться к любимой игрушке снова и снова.