Напоминание

"Сторителлинг – интерактивный метод в работе с детьми"


Автор: Кузьмина Вероника Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №183"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Сторителлинг – интерактивный метод в работе с детьми"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 183»

Сторителлинг – интерактивный метод в работе с детьми

Воспитатель МБДОУ № 183

Кузьмина Вероника Вячеславовна

г.Оренбург, 2018г.

Вы замечали,

как

внимательно

дети

слушают

педагога,

когда

он рассказывает

им сказку,

и как

быстро

они

начинают

отвлекаться,

если

он читает ее в книге? Что привлекает их в первом случае? Дети больше любят

и лучше

запоминают

импровизированные

истории,

чем

заученные

тексты.

Чтобы

научиться

правильно

и интересно

рассказывать,

эффективно

использовать

это

умение

в работе,

предлагаем

познакомиться

с методом

сторителлинга.

Термин «сторителлинг» возник от английского

слова

storytelling

и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации

и нахождение смыслов через рассказывание историй».

Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин, иными

словами

-

сказительство.

Сами

рассказы

могут

быть

как

о выдуманных

(книжных, сказочных, мультипликационных), так и о реальных (детях группы,

самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.

Методику

сторителлинга

разработал

глава

крупной

корпорации

Дэвид

Армстронг. Он считал,

что

истории,

рассказанные

от своего

имени,

легче

воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая

книга.

Чем этот метод может быть полезен в работе с детьми? Остановимся

подробнее на целях и задачах сторителлинга в образовательной деятельности

и узнаем, как его правильно использовать.

Цели и задачи сторителлинга

Ц е л и сторителлинга –

захватить

внимание

детей

с начала

повествования

и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести

основную мысль истории.

Задачи:

развивать красивую грамотную речь,

творческое мышление, воображение

уверенность в выступлениях на публике,

способствует раскрытию талантов и самовыражению.

наглядно мотивировать поступки героев;

научиться умственному восприятию и переработке информации,

сформировать желание общаться.

Итак, какие же виды сторителлинга можно использовать с дошкольниками

для развития речи:

1 . Сторителлинг

на

основе

реальных

ситуаций.

В

качестве

примера

применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно

просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно

донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие

пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается

интерес ребёнка. Классический сторителлинг.

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории

и

достигает

различных

результатов

в

зависимости

от

того,

какие

решения

принимает.

Это

подходит

для

закрепления

материала,

так

как

позволяет

применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться

по типу квествов. Активный сторителлинг.

4 . Сторителлинг

на

основе

проблемных

ситуаций.

Поиск

способа

решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.

Какие возможности дает сторителлинг

Метод сторителлинга позволяет:

разнообразить образовательную деятельность с детьми;

заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;

обогатить устную речь дошкольников;

облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам

прием

не требует

затрат

и может

быть

использован

в любом

месте

и в любое

время.

Эффективен

в процессе

рассуждения,

потому

что

импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают

фантазию, логику.

Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности

Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому

рассказчику.

В сторителлинге

важна

харизматичность

педагога.

Хорошее

повествование

затрагивает

чувства

ребенка,

переносит

его

в созданный

рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это

делает

и что

представляет

собой

как

личность.

Он должен

обладать

творческими

способностями,

навыками

актерского

мастерства:

уметь

перевоплощаться,

импровизировать,

интонировать.

Рассказать

хорошую

историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели

поучаствовать в нем.

А как же истории составлять?

Историю нужно сделать живучей. Она должна быть устойчивой при

многочисленных

пересказах.

Для

этого

необходимо

наполнить

историю

эмоциональным

зарядом

и передать

его

детям.

Таким

зарядом

может

быть

юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют

в театральной

педагогике, –

когда

одно

лицо,

вещь,

понятие

принимается

за другое.

Дошкольники

любят

путаницы,

приключения,

необычайные

происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.

История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут

фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей.

Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению

значимых проблем.

Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет

убедить

воспитанников.

На правдивость

истории

может

повлиять

степень

конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает,

рассказывая историю.

Важно

учитывать

психологические

и

организационные

моменты.

Это

даст

возможность

донести

до ребенка

историю,

которая

будет

мотивировать

его

к действию.

Правильно

рассказанная

история

воздействует

на детей

и их поступки.

История

должна

быть

трансформирующей,

т.

е.

запускать

у детей

процесс

изменений.

С помощью

метода

сторителлинга

можно

ненавязчиво,

не морализируя,

объяснить

воспитанникам

нормы

поведения.

При

прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного

мозга,

которое

обрабатывает

информацию,

выраженную

в образах

или

символах.

В результате

подсознание

ребенка

получает

опыт,

изложенный

естественно и без поучений. Сама техника рассказа историй предусматривает

определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные

задачи.

Техника рассказа историй:

Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент.

Визуализация

поможет

передать

атмосферу,

раскрыть

тему

и

погрузить

ребенка в воображаемый мир

Всегда

учитывайте

возраст

детей

и

их

настроение,

начиная

историю

о

приключениях

героев.

При

необходимости

поменяйте

замысел

повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.

Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней

ярких героев.

Поясняйте

перед

повествованием,

почему

именно

сегодня

вы

решили

рассказать эту историю для данной группы детей.

Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я...»,

«Я вам уже рассказывала про то, как я..», «Однажды со мной произошла

такая история,,,». Это сразу привлечет внимание детей , даже если речь в ней

пойдет о фантастических событиях и героях.

Как выбрать хорошую историю

Американские

специалисты

Чип

и Дэн

Хиз

называют

хорошей

историей

«прилипчивую» историю (по-английски sticky), которую легко воспроизвести.

Они вывели несколько принципов хороших историй.

Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки

или

притчи,

поэтому

следует

выбросить

все

лишнее,

оставить

только

необходимое.

Неожиданность.

Чтобы

привлечь

внимание

детей,

не нужно

использовать

шаблоны

«плохой-хороший»,

«черное-белое».

Например:

сказка

о синем

и красном – «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то

не знает,

но хочет

знать.

Следует

указать

на пробел

в его

знаниях,

а затем

удовлетворить

возникший

интерес.

Интерес

мало

возбудить –

его

надо

удержать.

Например,

можно

изложить

историю

как

некое

детективное

расследование или загадку.

Конкретность.

Персонажи

истории

должны

быть

знакомы

и понятны

дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут

не знать какие-то понятия и термины.

Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если

дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность

истории:

внешний –

сослаться

на мнение

других

детей,

педагогов,

родителей,

бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т. п.;

внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно

рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником

событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы

дети

могли

самостоятельно

проверить

способ

решения,

предложенный

в истории.

Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование

рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу

повествования.

Также хорошей можно назвать историю, если:

ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному

ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;

дети могут самостоятельно ее пересказать;

ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;

воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить

с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для

участия в игре, спектакле по ходу самой истории.

Как построить образовательную деятельность.

Метод

сторителлинга

применяют

совместно

с нетрадиционными

приемами

рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми.

Для младшего возраста больше подойдут такие средства сторителлинга, как

кубики

историй,

с

простым

сюжетом

и

конверт

доска.

Остановимся

подробнее.

Использование конверт-доски. (Сопровождается показом)

Конверт-доска

(от англ.

сonvert –

преобразовывать) –

плоскостное

изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может

использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности.

Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при

объяснении

материала

педагог

может

изменять

содержание,

дополнять

изображение

на доске

различными

элементами

или

удалять

их с помощью

стеки.

Следующее средство - кубики историй. (Сопровождается показом)

Суть игры в том, что вы бросаете 9 (иное) кубиков на стол и начинаете

историю с каких-нибудь слов типа «Однажды…» или «Давным-давно…» и пр.,

нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних

гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание.

Но если нет возможности их купить, то предлагаем воспользоваться нашей

коллекцией разверток, просто распечатывайте понравившиеся и склеивайте.

Напоминаем правила: первый участник круга историй (из всех, кто участвует

в сочинении сказки) бросает первый кубик, чтобы по выпавшему рисунку

определить сцену, на фоне которой будут происходить события. Затем другой

участник бросает второй кубик и продолжает рассказ, присоединив детали к

предыдущей завязке. И так далее, пока сказка не будет окончена. Кому-то из

взрослых нужно поручить записывать ход сюжета, вдруг он и впрямь выйдет

интересным. “Однажды в волшебном замке случилась беда - грабитель похитил

волшебную палочку...”

Вы можете использовать столько кубиков, сколько захотите, или следовать

правилу - сказка за 5 ходов.

Для старшего возраста используются как вышеперечисленные приемы, так и

метод –использование карт Проппа. (Сопровождается показом)

При обучении

детей

творческому

рассказыванию,

сочинению

сказок

используются карты Проппа. Так как В. Я. Пропп был фольклорист, то он

рекомендовал

работать

с

волшебными

народными

сказками.

Прежде,

чем

приступить

к

сочинению

сказок

по картам,

следует

организовать

подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все

сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа, своеобразные схемы, по

которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически

изображены на этих картах

А

это

те

основные

20

сказочных

функций,

по

которым

и

работают

со

сказочным сюжетом

1. запрет или предписание

2. нарушение

3. вредительство

4. отъезд героя

5. задача

6. встреча с дарителем

7. волшебные дары

8. появление героя

9. сверхъестественные силы

10. борьба

11. победа

12. возвращение домой

13. прибытие

14. ложный герой

15. трудные испытания

16. ликвидация беды

17. узнавание героя

18. изобличение ложного героя

19. наказание ложного героя

20. свадьба

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКОМСТВА С КАРТАМИ ПРОППА.

- Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, в младшем

и среднем

возрасте они

должны

быть

выполнены

в

сюжетной

манере

и

красочно.

В

дальнейшем,

пользуются картами с

довольно

схематичным

изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям, или

каждое изображение надо оговаривать.

Мастер – класс

по изготовлению и применению пособий для сторителлинга.

Цель:

познакомить

педагогов

с

практическим

применением

метода

сторителлинга , используя «Кубики историй» и «Конверт – доски».

Оборудование: заготовки шаблонов кубиков, клей, картон, ножницы (на 10

чел), пластилин, подставка для конверт- доски, салфетки, стеки.

Ход: Педагог предлагает вырезать шаблоны кубиков, наклеив на картон и

сочинить

с

готовыми

кубиками

историю,

в

формате

сторителлинг.

С

др.

подгруппой изготавливают фон на конверт – доску и заполняют ее героями

своей истории.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники