Автор: Кондрашкина Наталья Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №53
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений 10 класс"
Раздел: среднее образование
Учитель математики
Кондрашкина Н.В.
1 категория
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию
выражений (10-й класс)
Цели:
1.
Повторить основные формулы тригонометрии и закрепить их знания в ходе
выполнения упражнений;
2.
Развивать навыки самоконтроля.
3.
Воспитание ответственного отношения к учебному труду, воли и
настойчивости для достижения конечных результатов.
Ожидаемый результат:
1.
Каждый ученик должен знать формулы тригонометрии и уметь применять их
для преобразования тригонометрических выражений на уровне обязательных
результатов.
2.
Знать вывод этих формул и уметь применять их для преобразования
тригонометрических выражений.
3.
Знать формулы тригонометрии, уметь выводить эти формулы и применять их
для более сложных тригонометрических выражений.
Основные этапы урока:
1.
Сообщение темы, цели, задач урока.
2.
Устный счёт
3.
Проверка знаний формул
4.
Применение тригонометрических формул к преобразованию выражений
5.
Подведение итогов урока
6.
Постановка задания на дом
Ход урока
I . Вводная часть. 5 мин.
Учитель. Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Преобразование
тригонометрических выражений. Свойства тригонометрических функций». На уроке
вы должны показать свои знания теории поданной теме, т. е. знание определений,
формул, а также умение применять эти знания при решении задач.
II. Устная работа (задания заранее распечатаны у каждого учащегося):
1. Радианная мера двух углов треугольника равна
и
. Найдите градусную меру
каждого из углов треугольника. Ответ: 60 , 30 , 90
2. Найдите радианную меру углов треугольника, если их величины относятся как
2:3:4. Ответ:
,
,
3. Может ли косинус быть равным: а)
, б)
, в)
, г)
, д)
-2 ? Ответ: а) да;
б) нет; в) нет; г) да; д) да.
4. Может ли синус быть равным: а) –3, 7 б)
, в)
? Ответ: а) нет; б) да; в) нет.
III.Проверка знаний формул. 5 мин.
Проверка знаний формул. На карточке в левом столбике написана часть формулы, а в
правом столбике вразброс вторая часть формул. Нужно соединить части так, чтобы
получилась верная формула. Далее заполните табличку ответов. Для первого
варианта вы получите зашифрованное слово – имя ученого, который в 15 веке
применял для понятия «косинус» термин «дополнительный синус», т.е. синус
дополнительной дуги. «Sinus compltmtnty».От перестановки этих слов и
сокращения одного из них и получилось слово «косинус». Для второго варианта -
имя ученого, который в 14 веке пере открыл заново для Европы понятия тангенса и
котангенса.
Вариант №2
Проверка формул
Ф.и.
sin(α+β)
2 sin
cos
а
tq(α+β)
sinαcosβ+ sinβcosα
б
sinα+ sinβ
2 cos
cos
а
sin2α
cosαcosβ+sinαsinβ
в
cos(α-β)
2sinαcosα
д
cosα+ cosβ
-2 sin
sin
и
cos
2
д
tq2α
н
cosα- cosβ
р
1+ tg
2
α
р
слово
б
р
а
д
в
а
р
д
и
н
Вариант №1
Проверка формул
Ф.и.
tq2α
а
cosα- cosβ
2 cos
cos
г
cosα+ cosβ
-2 sin
sin
е
cos(α+β)
cosαcosβ-sinαsinβ
и
sinα- sinβ
cos
2
α-sin
2
α
м
cos2α
н
tq(α-β)
2 sin
cos
о
sin
2
cos
2
α
н
sin(α-β)
о
1+ ctg
2
α
р
1-sin
2
α
sinαcosβ-sinβcosα
т
слово
р
е
г
и
о
м о
н
т а
н
Итак, ответ для первого варианта: немецкий ученый Региомонтан, который в 1467 г.
Написал труд «Пять книг о треугольниках всех видов», явившейся полным
собранием сочинений всех известных в Европе того времени сведений по
тригонометрии. Для второго варианта ответ: английский ученый Томас Брадвардин,
который в 14веке заново пере открыл тангенс и котангенс. Это связано с тем, что
понятие тангенса возникло в связи с решением практической задачи об определении
длины тени. Впервые применил это понятие в 8-9 веке среднеазиатский астроном
и математик ал-Хабаш, который и составил таблицу тангенсов.
Давайте запишем эти фамилии в тетрадь.
Региомонтан- нем. ученый, 15 в.ввел понятие косинуса как дополнительного синуса.
Томас Брадвардин -анг. Ученый, 14 в. –пере открыл тангенс и котангенс.
Термин«синус» ввел в 4-5 вв. индийский ученый Ариабхата, оно обозначалось
словом«джива» -половина хорды. Арабские ученые перевели его как «джайб»
-выпуклость, а европейские ученые перевели на латынь как «синус» - изгиб,
кривизна.
IV. Проверка умений и навыков по теме. 8 мин.
1.
Докажите тождество:
4
2
cos
6
cos
2
sin
6
sin
tg
Решение: преобразуем левую часть по формуле сумм тригонометрических
функций в произведение
sinα+ sinβ=2 sin
cos
;
cosα+ cosβ=2 cos
cos
;
cos
sin
tg
4
4
cos
4
sin
2
cos
4
cos
2
2
cos
4
sin
2
2
2
6
cos
2
2
6
cos
2
2
2
6
cos
2
2
6
sin
2
tg
4
4
tg
tg
Тождество доказано.
2.
Докажите тождество:
(sin t – cos t)
2
= 1 – sin 2 t
Решение: преобразуем левую часть по формуле квадрат разности sin
2
t
– 2
sin
t
cos
t
+ cos
2
t
sin
2
t – 2 sin t cos t + cos
2
t
основная тригонометрическая формула sin
2
t
+ cos
2
t
= 1;
sin
2
t – 2 sin t cos t + cos
2
t = 1-2 sin t cos t
формула двойного аргумента : 2 sin
t
cos
t
= sin 2 t
1-2 sin t cos t =1- sin 2 t
1- sin 2 t = 1- sin 2 t Тождество доказано.
3. Упростите выражение:
ctg
tg
2
=
Применим формулы для тангенса и котангенса:
cos
sin
tg
и
sin
cos
ctg
=
sin
cos
cos
sin
2
=
Приведем дроби к общему знаменателю
=
sin
cos
cos
sin
2
2
2
=
Применим основную тригонометрическую формулу sin
2
t
+ cos
2
t
= 1;
=
sin
cos
1
2
= 2
sin
cos
=
Применим формулу двойного угла 2
sin
cos
=
2
sin
=
2
sin
ctg
tg
2
=
2
sin
1.
Докажите тождество:
4
2
cos
6
cos
2
sin
6
sin
tg
Решение: преобразуем левую часть по формуле сумм тригонометрических
функций в произведение
sinα+ sinβ=2 sin
cos
;
cosα+ cosβ=2 cos
cos
;
cos
sin
tg
4
4
cos
4
sin
2
cos
4
cos
2
2
cos
4
sin
2
2
2
6
cos
2
2
6
cos
2
2
2
6
cos
2
2
6
sin
2
tg
4
4
tg
tg
Тождество доказано.
2. Докажите тождество:
(sin t – cos t)
2
= 1 – sin 2 t
Решение: преобразуем левую часть по формуле квадрат разности sin
2
t
– 2
sin
t
cos
t
+ cos
2
t
sin
2
t – 2 sin t cos t + cos
2
t
основная тригонометрическая формула sin
2
t
+ cos
2
t
= 1;
sin
2
t – 2 sin t cos t + cos
2
t = 1-2 sin t cos t
формула двойного аргумента : 2 sin
t
cos
t
= sin 2 t
1-2 sin t cos t =1- sin 2 t
1- sin 2 t = 1- sin 2 t Тождество доказано.
3. Упростите выражение:
ctg
tg
2
=
Применим формулы для тангенса и котангенса:
cos
sin
tg
и
sin
cos
ctg
=
sin
cos
cos
sin
2
=
Приведем дроби к общему знаменателю
=
sin
cos
cos
sin
2
2
2
=
Применим основную тригонометрическую формулу sin
2
t
+ cos
2
t
= 1;
=
sin
cos
1
2
= 2
sin
cos
=
Применим формулу двойного угла 2
sin
cos
=
2
sin
=
2
sin
ctg
tg
2
=
2
sin