Автор: Шелудько Юлия Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №251
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Отчет о самообразовании
Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».
Раздел: дошкольное образование
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности».
Отчет по самообразованию
Тема:
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности».
Цель:
Развивать потребность к созданию нового, необычного
продукта творческой деятельности
Обогащать творческие стремления детей преобразовывать мир, развивать в
детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность,
индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать.
Задачи:
1.
Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
2.
Формировать эстетический вкус. Развивать творчество, фантазию.
3.
Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник
рисования.
4.
Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность.
Формировать умение работать коллективно и радоваться результату
совместной работы.
Если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной
деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то
формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для
ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок
отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную
фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции
составляют основу психического здоровья и эмоционального
благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего
настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес
ребенка к изобразительному творчеству.
Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого
ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность
проявить себя. В “центре искусства” подобрала дидактические и
развивающие игры; папки с рисованием по схемам, различный
иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”,
“Филимоновские”, “Жостово” и др, создала условия для самостоятельной
деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены
подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. Во время работы
пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,
неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту,
приносить людям радость.
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который
вызывает у него радость, изумление, удивление. И я выбрала направлением в
своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Всю
работу строю в определенной системе, использую традиционные и
нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность в процессе которой
создается что-то новое, в результате поиска, использования личного опыта, а
также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения.
Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и
интегрированные занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на
воспитание чувства любви к родному краю, Родине.
Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться
его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование
нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство, поможет
преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым,
непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование
необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям
ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень
эффективный(сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и
напоминают игру. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию
воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,
выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы
изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно
решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился
выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных
техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на
выполнение задания.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому
необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной
жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие
способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует
со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа
адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом,
необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит,
слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его
воображения.
С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей
интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую
активность. «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.
Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений
он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит
на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок
абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник
является универсальность их использования. Технология их выполнения
интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому,
нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Для развития творческих способностей детей в моей работе были
использовали следующие способы нетрадиционного рисования:
«Мой аквариум» в технике витражное рисование, используя коробочку от
дисков, ватные палочки, гуашь.
"Рыбки золотые" пластилинография
"Паровозик из Ромашково" коллективная работа: рисование детьми на
отдельных дощечках вагонов с последующим добавлением элементов в
технике аппликация.
"Рыжий кот" рисование от пятна
"Мальва" аппликация, коллективная работа
"Рябинка" отпечатки листьев красками, ягодки ватными палочками
"Снеговик" рисование на цветной бумаге белой краской
"Масленица" коллективная работа, элементы выполнены с использованием
элементов Дымковской и Тверской игрушки
"Дерево в цвету" аппликация из пуговиц
Рисование ладошками
"Волшебные цветы" раскрашивание акварелью по рисунку, сделанному
восковыми мелками
"Выставка кошек" обрывание бумаги
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей
жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его
разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих
способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар.
науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С.
27-29.
Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т.
Цквитария и других.