Автор: Бойко Наталия Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало–Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Познавательная викторина для педагогов по развитию речи
Тема: "Ласковое слово, что солнышко в ненастье"
Раздел: дошкольное образование
Познавательная викторина для педагогов по развитию речи
«Ласковое слово, что солнышко в ненастье».
Бойко Наталия Анатольевна
Воспитатель МБДОУ «Белоснежка»
Программное содержание:
- систематизировать знания педагогов по развитию речи детей;
-
активизировать
использование
в
деятельности
педагогов
истоков
устного
народного
творчества;
- закреплять умение отбирать нужную информацию из разных истопников;
- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;
- способствовать приобретению педагогами опыта коллективной работы.
Предварительная работа: формирование двух команд педагогов. Изготовление каждой
командой пособий (дидактические игры, игрушки, плоскостные модели) по развитию
речи,
которое
можно
использовать
в
работе
с
детьми.
Заучивание
фольклорных
произведений. Распределение ролей: жюри, ведущий, капитаны команд.
Материал:
дидактические
игры,
игрушки
плоскостные
модели,
карточки
с
заданиями.
Ход игры
Ведущий. Какой педагог не хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не
только
правильной,
точной,
но
и
живой,
выразительной,
чтобы
дети
чувствовали
красоту родного края и умели передавать свои чувства с помощью слова. В этом
большую
помощь
окажут
произведения
русской
национальной
культуры:
малые
фольклорные формы и картины русских художников.
Фольклорные произведения помогают нам обогащать речь детей эпитетами -
образными
определениями,
встречающихся
в
сказках,
былинах,
песнях
й
других
фольклорных
жанрах.
Эпитеты
необычайно
оригинальны
и
красочны,
точно
характеризуют
любой предмет или явление.
Например, вода
характеризуется чистой,
тихой, изумрудной, хрустальной,
. светлой, звонкой, расовой, золото струйной. А в песне
«Уж как весна-то» с помощью эпитетов показана красота и богатства каждого времени
годя:
Уж как веснами да весна красная.
Весна красная, да она рыболовная.
Лето теплое да хлебородное.
Да и осень-то, осень богатая.
Осень богатая, да она ветробуйная,
Ветробуйная-то осень, листопадная,
Листопадная-то осень, непрокладная.
У тебя-то у осени, ночь темная.
Ночка темная, долга осенняя,
У тебя лн-то, темной ноченьки,
Нету лунного-то светла месяца.
Нету частых-то да мелких звездочек...
Чтобы дети смогли запомнить и применять эпитеты в своей речи, важно
разобрать с детьми каждую песенную Фразу и задать им вопросы: «Почему весна
красная,
рыболовная?
Почему
лето
называется
хлебородным,
осень
богатой,
ветробуйной, листопадной? Какими словами описывается осенняя ночь?»
Для изучения образного строя народной речи пригодятся загадки, В них часто
используются
разнообразные
сравнения,
которые
помогают
создать
яркий
и
выразительный образ. Очень часто применяю загадки в наблюдениях за конкретным
растением или животным.
Например,
чтобы
дети
могли
увидеть
красоту
березы
и
смогли ее в дальнейшем описать, применяю такую загадку:
Стоит в роще молода, кудрява и стройна.
Как снег бела, как луг зелена.
Летом прохлаждает, зимой согревает,
А настает весна – потечет слеза.
Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что
помогают детям сразу узнать березку. С детьми разбираю все признаки этого дерева. Из
загадки
мы
узнаем,
что
березка
молодая
и
стройная,
с
белым
стволом
и
зеленой
кудрявой кроной. Летом она спасает от жары, а зимой - березовые дрова согревают
избу, весной дерево нас поит вкуснейшим и полезнейшим соком. И как же после такого
разбора
можно
не
влюбиться
в
красоту
этого
дерева,
не
составить
красивейший,
полный эпитетов рассказ?
Основным материалом в обучении детей умению выражать свои впечатления о
природе могут стать пословицы - выражения, построенные на образных сравнениях.
Короткие, понятные, глубокие по смыслу, они так складно сложены, что запоминаются
сами собой. Пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают разговорную речь.
Сначала детей нужно познакомить с этим жанром народного фольклора, а потом они
могут
его
использовать
в
самостоятельном
творчестве.
Чтобы
дети
могли
легче
запомнить пословицы, предлагаю различные слова, к которым дети должны придумать
образные сравнения.
Например, к словам «толстый» и «тонкий». Обычно дети подбирают «стертые»
сравнения: (толстый, как бочка, тонкий, как иголка). Но уже после нескольких занятий, на
которых мы знакомились с образными словами и выражениями, в их речи появляются
новые сравнения: толстый как именинный пирог, тонкий, как молодая березка в рощице.
Большую помощь в развитии у детей умений передавать словами красоту родного края,
родной природы оказывают картины русских художников. Ведь они, так как и малые
фольклорные
формы
являются
достоянием
русской
культуры.
Рассматривая
картины,
отвечая на вопросы
педагога, составляя рассказы по картинам,
выражая
свое отношение к
изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства,
видеть
красоту
изображенного,
но
и
говорить
связно,
обогащать
свою
речь
сравнениями,
эпитетами, метафорами.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что занятия по развитию речи в
процессе знакомства с русской национальной культурой, помогают развивать мышление
и фантазию детей, обогащать словарный запас, что впоследствии сделает разговорную
речь детей живой и выразительной. Как мы уже убедились, с малыми фольклорными
ф о р м а м и
л е г ч е
п о з н а т ь
и увидеть красоту родной природы. Таким образом, развивая речь детей с помощью
малых фольклорных форм и картин русских художников, мы и не подозревая этого,
решаем несколько задач сразу:
o
развиваем
речь
своих
воспитанников,
делаем
ее
более
точной,
живой
и
выразительной;
o
учим детей видеть прекрасное в самом обычном и каждодневном;
o
приобщаем детей к русской национальной культуре.
Сегодня мы попытаемся выяснить, как использование фольклора помогает нам в работе
по обучению детей прекрасному с помощью слова. Мы начинаем нашу познавательную
викторину. Для этого мы разделимся на две команды. Первая, команда «Василисушка»,
вторая - «Акулинушка».
I часть (теоретическая)
1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Формирование лексико-грамматических средств языка.
- Обогащение словарного запаса детей,
- Развитие
связной и образной речи дошкольников.
2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?
Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия
речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений
языка и речи.
3. Какие виды фольклора вы используете дня развития у дошкольников чувства
прекрасного?
Потешки, прибаутки, шутливые диалоги, пословицы, поговорки, загадки, песенки.
4. Какие виды фольклора мы используем, чтобы незаметно обучать детей правильной и
чистой речи?
Скороговорки и чистоговорки.
Ведущий. Мы закончили теоретическую часть нашей игры. И сейчас я предлагаю
отправиться на ярмарку.
II часть «Ярмарка картин»
Ведущий. Каждая команда представляет одну из картин русских художников, кратко
рассказывая о том, как с помощью данной картины можно развивать речь детей и научить
видеть красоту русской природа. Жюри оценивает. Пособие может купить как вся команда,
так и отдельные ее игроки. «Покупающие» должны исполнить частушки, песни с
элементами устного народного творчества, потешки, поговорки.
Ведущий. Вы купцы дорогие, люди торговые.
На нашей ярмарке должны
Себя показать, товар свой продать.
Товар купить, ничего не забыть.
Все рассказать - не утаить.
Ну, выходите вперед.
Себя показать, товар описать.
Демонстраторам
***
Я продаю, вы покупаете.
Что купили - применяете.
***
Покупайте - не стесняйтесь,
А купив — не удивляйтесь.
III часть (практическая). «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Ведущий. В народе говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Это одна из
пословиц, которую сочинил народ на основе своих наблюдений. В своей работе мы часто
пользуемся пословицами, поговорками. И сейчас мы проверим, как пословицы глубоко
вошли в вашу работу.
Каждая команда получает карточку с заданием.
Карточка 1.
Нарисуйте пословицу «Посеешь в пору — соберешь зерна с гору».
Найдите лишнюю пословицу.
«Зимний денек, что комариный носок».
«Не спеши языком – торопись делом».
«Весна как пава: всему свету краса и слава».
«Солнце - князь земли, луна - княжна».
(Ответ: вторая пословица)
Вспомните пословицы, противоположные данной по смыслу «Плохой друг, что тень:
в солнечный день не отвяжешься, в ненастный - не найдешь».
(«Человек без друзей, что дерево без корней». «Дружба как стекло - разобьешь – не
склеишь». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»).
Карточка 2.
Нарисуйте пословицу «Грызутся, как собаки за кость».
Найдите пары.
«Сладкие речи - яд, горькие - лекарство».
«С умным разговориться, что меду напиться».
«Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
«Оделся, как пан, а глуп, как баран».
(Ответ: 1-3,2- 4)
• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Является, как жаворонок
к теплу».
(«Пропал, как пузырь на воде», «Как волк, хвостом, мелькнул», «Заблудился, как теленок на
ярмарке»).
Ведущий. А сейчас слово предоставляется нашему жюри.
(Жюри подводит итог игры. Награждение победителей, вручение книг с потешками,
русскими народными сказками).
Мы с вами замечательно провели время. Чтобы наша сегодняшняя встреча осталась с вами
навсегда, я приготовила для вас подборку произведений малых фольклорных форм по
формированию у детей эстетических чувств к природе под названием «Ласковое слово, что
солнышко в ненастье», а также памятку «Использование фольклорных произведений в
развитии речи детей». Пользуйтесь с удовольствием!