Напоминание

"Ласковое слово, что солнышко в ненастье"


Автор: Бойко Наталия Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало–Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Познавательная викторина для педагогов по развитию речи
Тема: "Ласковое слово, что солнышко в ненастье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательная викторина для педагогов по развитию речи

«Ласковое слово, что солнышко в ненастье».

Бойко Наталия Анатольевна

Воспитатель МБДОУ «Белоснежка»

Программное содержание:

- систематизировать знания педагогов по развитию речи детей;

-

активизировать

использование

в

деятельности

педагогов

истоков

устного

народного

творчества;

- закреплять умение отбирать нужную информацию из разных истопников;

- совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности;

- способствовать приобретению педагогами опыта коллективной работы.

Предварительная работа: формирование двух команд педагогов. Изготовление каждой

командой пособий (дидактические игры, игрушки, плоскостные модели) по развитию

речи,

которое

можно

использовать

в

работе

с

детьми.

Заучивание

фольклорных

произведений. Распределение ролей: жюри, ведущий, капитаны команд.

Материал:

дидактические

игры,

игрушки

плоскостные

модели,

карточки

с

заданиями.

Ход игры

Ведущий. Какой педагог не хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не

только

правильной,

точной,

но

и

живой,

выразительной,

чтобы

дети

чувствовали

красоту родного края и умели передавать свои чувства с помощью слова. В этом

большую

помощь

окажут

произведения

русской

национальной

культуры:

малые

фольклорные формы и картины русских художников.

Фольклорные произведения помогают нам обогащать речь детей эпитетами -

образными

определениями,

встречающихся

в

сказках,

былинах,

песнях

й

других

фольклорных

жанрах.

Эпитеты

необычайно

оригинальны

и

красочны,

точно

характеризуют

любой предмет или явление.

Например, вода

характеризуется чистой,

тихой, изумрудной, хрустальной,

. светлой, звонкой, расовой, золото струйной. А в песне

«Уж как весна-то» с помощью эпитетов показана красота и богатства каждого времени

годя:

Уж как веснами да весна красная.

Весна красная, да она рыболовная.

Лето теплое да хлебородное.

Да и осень-то, осень богатая.

Осень богатая, да она ветробуйная,

Ветробуйная-то осень, листопадная,

Листопадная-то осень, непрокладная.

У тебя-то у осени, ночь темная.

Ночка темная, долга осенняя,

У тебя лн-то, темной ноченьки,

Нету лунного-то светла месяца.

Нету частых-то да мелких звездочек...

Чтобы дети смогли запомнить и применять эпитеты в своей речи, важно

разобрать с детьми каждую песенную Фразу и задать им вопросы: «Почему весна

красная,

рыболовная?

Почему

лето

называется

хлебородным,

осень

богатой,

ветробуйной, листопадной? Какими словами описывается осенняя ночь?»

Для изучения образного строя народной речи пригодятся загадки, В них часто

используются

разнообразные

сравнения,

которые

помогают

создать

яркий

и

выразительный образ. Очень часто применяю загадки в наблюдениях за конкретным

растением или животным.

Например,

чтобы

дети

могли

увидеть

красоту

березы

и

смогли ее в дальнейшем описать, применяю такую загадку:

Стоит в роще молода, кудрява и стройна.

Как снег бела, как луг зелена.

Летом прохлаждает, зимой согревает,

А настает весна – потечет слеза.

Определения и сравнения в загадке так точны, наглядны и живописны, что

помогают детям сразу узнать березку. С детьми разбираю все признаки этого дерева. Из

загадки

мы

узнаем,

что

березка

молодая

и

стройная,

с

белым

стволом

и

зеленой

кудрявой кроной. Летом она спасает от жары, а зимой - березовые дрова согревают

избу, весной дерево нас поит вкуснейшим и полезнейшим соком. И как же после такого

разбора

можно

не

влюбиться

в

красоту

этого

дерева,

не

составить

красивейший,

полный эпитетов рассказ?

Основным материалом в обучении детей умению выражать свои впечатления о

природе могут стать пословицы - выражения, построенные на образных сравнениях.

Короткие, понятные, глубокие по смыслу, они так складно сложены, что запоминаются

сами собой. Пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают разговорную речь.

Сначала детей нужно познакомить с этим жанром народного фольклора, а потом они

могут

его

использовать

в

самостоятельном

творчестве.

Чтобы

дети

могли

легче

запомнить пословицы, предлагаю различные слова, к которым дети должны придумать

образные сравнения.

Например, к словам «толстый» и «тонкий». Обычно дети подбирают «стертые»

сравнения: (толстый, как бочка, тонкий, как иголка). Но уже после нескольких занятий, на

которых мы знакомились с образными словами и выражениями, в их речи появляются

новые сравнения: толстый как именинный пирог, тонкий, как молодая березка в рощице.

Большую помощь в развитии у детей умений передавать словами красоту родного края,

родной природы оказывают картины русских художников. Ведь они, так как и малые

фольклорные

формы

являются

достоянием

русской

культуры.

Рассматривая

картины,

отвечая на вопросы

педагога, составляя рассказы по картинам,

выражая

свое отношение к

изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства,

видеть

красоту

изображенного,

но

и

говорить

связно,

обогащать

свою

речь

сравнениями,

эпитетами, метафорами.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что занятия по развитию речи в

процессе знакомства с русской национальной культурой, помогают развивать мышление

и фантазию детей, обогащать словарный запас, что впоследствии сделает разговорную

речь детей живой и выразительной. Как мы уже убедились, с малыми фольклорными

ф о р м а м и

л е г ч е

п о з н а т ь

и увидеть красоту родной природы. Таким образом, развивая речь детей с помощью

малых фольклорных форм и картин русских художников, мы и не подозревая этого,

решаем несколько задач сразу:

o

развиваем

речь

своих

воспитанников,

делаем

ее

более

точной,

живой

и

выразительной;

o

учим детей видеть прекрасное в самом обычном и каждодневном;

o

приобщаем детей к русской национальной культуре.

Сегодня мы попытаемся выяснить, как использование фольклора помогает нам в работе

по обучению детей прекрасному с помощью слова. Мы начинаем нашу познавательную

викторину. Для этого мы разделимся на две команды. Первая, команда «Василисушка»,

вторая - «Акулинушка».

I часть (теоретическая)

1. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

- Формирование лексико-грамматических средств языка.

- Обогащение словарного запаса детей,

- Развитие

связной и образной речи дошкольников.

2. Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия

речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений

языка и речи.

3. Какие виды фольклора вы используете дня развития у дошкольников чувства

прекрасного?

Потешки, прибаутки, шутливые диалоги, пословицы, поговорки, загадки, песенки.

4. Какие виды фольклора мы используем, чтобы незаметно обучать детей правильной и

чистой речи?

Скороговорки и чистоговорки.

Ведущий. Мы закончили теоретическую часть нашей игры. И сейчас я предлагаю

отправиться на ярмарку.

II часть «Ярмарка картин»

Ведущий. Каждая команда представляет одну из картин русских художников, кратко

рассказывая о том, как с помощью данной картины можно развивать речь детей и научить

видеть красоту русской природа. Жюри оценивает. Пособие может купить как вся команда,

так и отдельные ее игроки. «Покупающие» должны исполнить частушки, песни с

элементами устного народного творчества, потешки, поговорки.

Ведущий. Вы купцы дорогие, люди торговые.

На нашей ярмарке должны

Себя показать, товар свой продать.

Товар купить, ничего не забыть.

Все рассказать - не утаить.

Ну, выходите вперед.

Себя показать, товар описать.

Демонстраторам

***

Я продаю, вы покупаете.

Что купили - применяете.

***

Покупайте - не стесняйтесь,

А купив — не удивляйтесь.

III часть (практическая). «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Ведущий. В народе говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Это одна из

пословиц, которую сочинил народ на основе своих наблюдений. В своей работе мы часто

пользуемся пословицами, поговорками. И сейчас мы проверим, как пословицы глубоко

вошли в вашу работу.

Каждая команда получает карточку с заданием.

Карточка 1.

Нарисуйте пословицу «Посеешь в пору — соберешь зерна с гору».

Найдите лишнюю пословицу.

«Зимний денек, что комариный носок».

«Не спеши языком – торопись делом».

«Весна как пава: всему свету краса и слава».

«Солнце - князь земли, луна - княжна».

(Ответ: вторая пословица)

Вспомните пословицы, противоположные данной по смыслу «Плохой друг, что тень:

в солнечный день не отвяжешься, в ненастный - не найдешь».

(«Человек без друзей, что дерево без корней». «Дружба как стекло - разобьешь – не

склеишь». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»).

Карточка 2.

Нарисуйте пословицу «Грызутся, как собаки за кость».

Найдите пары.

«Сладкие речи - яд, горькие - лекарство».

«С умным разговориться, что меду напиться».

«Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

«Оделся, как пан, а глуп, как баран».

(Ответ: 1-3,2- 4)

• Вспомните пословицы, противоположные по смыслу пословице «Является, как жаворонок

к теплу».

(«Пропал, как пузырь на воде», «Как волк, хвостом, мелькнул», «Заблудился, как теленок на

ярмарке»).

Ведущий. А сейчас слово предоставляется нашему жюри.

(Жюри подводит итог игры. Награждение победителей, вручение книг с потешками,

русскими народными сказками).

Мы с вами замечательно провели время. Чтобы наша сегодняшняя встреча осталась с вами

навсегда, я приготовила для вас подборку произведений малых фольклорных форм по

формированию у детей эстетических чувств к природе под названием «Ласковое слово, что

солнышко в ненастье», а также памятку «Использование фольклорных произведений в

развитии речи детей». Пользуйтесь с удовольствием!



В раздел образования