Автор: Насонова Любовь Васильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 227"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Конспект занятия по формированию лексико–грамматических категорий "Сказка о жадном медвежонке"
Тема: Притяжательные местоимения "мой", "моя"
Раздел: дошкольное образование
Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических
категорий «Сказка о жадном медвежонке»
Тема:
Согласование
притяжательных
местоимений
«мой»,
«моя»
с
существительными.
Цель: Обучение детей согласованию притяжательных местоимений «мой,
моя» с существительными.
Задачи:
Образовательные:
обучать
детей
умению
соотносить
существительные
мужского
и
женского
рода
с
притяжательными
местоимениями МОЙ, МОЯ; упражнять детей в подборе
картинок
к
местоимениям
МОЙ,
МОЯ;
упражнять
в
употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ
на слух; совершенствовать умение обобщать, исключать,
классифицировать.
Коррекционные: развивать слуховое восприятие и зрительное восприятие,
зрительную память; закреплять умение обобщать группы
предметов; закреплять умение дифференцировать понятия
овощи и фрукты; закреплять умение отвечать на вопросы
полным ответом, строить предложения.
Воспитательные: воспитывать аккуратное и бережное отношение к своим
вещам, уважение к речи говорящего.
Оборудование:
Ход занятия
I. Организационный этап
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку. А
называется она «Сказка о жадном медвежонке».
Жил был на свете медвежонок Пимка. Он учился в лесной школе. Но
был у него один недостаток: он был очень жадным и из-за этого часто со
всеми ссорился. Как-то зайка принес в школу игрушечную машинку, а Пимка
увидел и кричит: «Это моя машинка!». Или увидит у волчонка раскраску,
забирает у него и вопит: «Это моя раскраска!». Вот белочка с кубиком
играет, Пимка прибежал, отобрал и говорит: «Это мой кубик!». А на уроке
забрал у совы карандаш и заявил: «Это мой карандаш!». И так все время.
Много игрушек Пимка у зверей отобрал.
- Какие слова постоянно повторял медвежонок? (мой, моя)
Перессорился Пимка со всеми зверятами. Пришлось его из школы
выгнать за такое поведение. Обиделся медвежонок и отправился по лесу
бродить.
II. Основной этап
Шел, шел медвежонок и пришел на полянку. А там все зверята после
уроков
смеются,
веселятся.
Подошел
Пимка
поближе,
смотрит
сидит
старичок-волшебник и всем игрушки раздает. Захотел медвежонок тоже
игрушку.
Спрашивает старичок: «Чей паровозик?» А Пимка кричит: …..
- Как вы думаете, что кричит Пимка? (мой паровозик)
Спрашивает старичок: «Чей барабан?» А Пимка кричит: …
Спрашивает старичок: «Чей зайчик?» А Пимка кричит: …
Спрашивает старичок: «Чей мяч?» А Пимка кричит: …
- Ребята, какой вопрос повторялся? (Чей?)
- Как Пимка отвечал? Какое слово повторялось? (Мой)
А старичок дальше игрушки раздает.
Спрашивает он: «Чья машинка?» Пимка кричит: …
Старичок спрашивает: «Чья кукла?» Пимка говорит: …
Спрашивает старичок: «Чья собачка?» Пимка кричит: …
- А сейчас какой вопрос повторялся? (Чья?)
- Как медвежонок отвечал? (Моя)
Посмотрел старичок, а у зверюшек игрушек нет, все у медвежонка.
Рассердился он и говорит: «Эх ты, жадина!» Взмахнул старичок волшебной
палочкой и все игрушки у медвежонка перемешались. Думает Пимка, что же
ему теперь делать, надо как-то игрушки разделить. И придумал: игрушки,
про которые можно сказать «мой» надо положить в синюю коробочку, а
игрушки, про которые можно сказать «моя» - в красную.
Логопед предлагает детям объяснить свой выбор. (Это барабан. Я про
него спрошу «Чей барабан?». Мой барабан. И т.п.)
Разделил медвежонок игрушки и хотел пойти со зверятами поиграть,
но никто с ним играть не захотел. Все зверята стали Пимку «жадиной»
называть.
Физминутка
«Жадность» (Я. Аким)
Кто держит конфету свою в кулаке.
(зажать руки в кулак и вытянуть вперед)
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.
(зажатые кулачки прижать к груди)
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде?
(наклоны вправо-влево)
Кто мелом, резинкой – любою безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится
(повернуться вокруг своей оси)
Имя тому подходящее дадено.
(повороты головы вправо-влево)
Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!
(топнуть ногой)
Жадину я ни о чём не прошу
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего.
Даже приятелем не назовёшь его.
Поэтому - честно ребята скажу
(загинать по одному пальцы на правой или левой
руке)
С жадным я никогда не дружу!
(подпрыгнуть)
Обидно стало Пимке, заплакал он и пошел от зверят домой. А там
как раз мама набрала в корзинку всякой еды.
Детям предлагается разобрать овощи из корзины.
-
Возьмите
и
скажите,
что
взяли
так,
чтобы
слышались
слова
«мой», «моя». (Мой огурец. Мой перец. Моя капуста.)
- А теперь каждый должен придумать предложение про то, что
взял, чтобы в нем было слово «мой» или «моя». (Моя капуста хрустящая. Мой
перец красный. И т.д.)
- Молодцы. Сложите в корзину. Как можно это все назвать одним
словом? (овощи)
Покушал медвежонок и стал думать, что же ему дальше делать, как
со
зверятами
помириться.
И
решил
он
все
игрушки,
которые
отобрал
раздать и больше не жадничать.
На следующий день собрал он все игрушки в мешок и понес в школу.
Стал доставать и спрашивать, чьи игрушки.
Игра «Волшебный мешочек»
Дети
достают
по
одной
игрушке
и
каждый
задает
вопрос
и
отвечает,
например: «Чей кубик? Мой кубик».
Так отучился медвежонок Пимка жадничать и стал дружить со
всеми зверятами.
III. Подведение итогов
Ну что, ребята, понравилась вам сказка?
Какие слова повторялись? (Мой, моя). Вспомните, про какие игрушки
и картинки говорили «мой»? А про какие говорили «моя»? Про какие овощи
говорили «мой»? А про какие говорили «моя»?
Дается оценка работы детей.