Напоминание

"Легче научить, чем переучить"


Автор: Константинова Наталья Константиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ Садовская СОШ № 1
Населённый пункт: с.Садовое Аннинского района Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Легче научить, чем переучить"
Раздел: среднее образование





Назад




Н.К.Константинова

учитель английского языка

Садовской СОШ № 1

Легче научить, чем переучить

Важнейшая задача начальной школы - развитие умения читать на иностранном

языке.

В

одной

из

статей

мне

очень

понравилось

высказывание:

«Каждый

век

придумывает свои методы обучения чтению. Затем забывает их, чтобы спустя несколько

десятилетий "переоткрыть" и восхититься заново». Это лишний раз доказывает, что новое

– это хорошо забытое старое. И лучше классики есть только классика.

Существуют

два

основных,

противоположных

в

своей

основе

метода

обучения

чтению. Один называется методом целых слов, другой - фонологическим. Нет смысла

сейчас вдаваться в суть этих методов, но обратим внимание на эксперимент.

Группу детей пяти-шести лет разделили пополам, причем первую подгруппу обучали

чтению по методу целых слов, вторую - с помощью фонологического метода. Когда дети

начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из

первой группы. "Фонологические" же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к

концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству

словарного запаса. Таким образом, стало понятно, что большинству маленьких читателей

фонетика необходима. Последние исследования подтвердили то, что люди читают слова по

буквам.

Но

из-за

того,

что

процесс

этот

происходит

мгновенно,

кажется,

что

мы

воспринимаем слово целиком. Итак, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и

быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками. И самая простая зубрежка

фонетики оказывается намного эффективнее прочих приемов.

Сторонники

метода «целых слов» считают, что не нужно учить алфавит и можно

научиться читать, не зная алфавита. Но уже доказано, что только знание букв делает

процесс обучения чтению максимально успешным.

Кому, как ни нам, учителям английского языка знать, что на первом этапе, когда букв

еще не так много и учащиеся легко запоминают их, они с удовольствием их осваивают. Но

как только букв становится больше, они начинают путаться и возникают сложности.

Например, ребенок помнит, как произносится буква в алфавите, как она идет по порядку,

но совершенно не помнит ее графический облик. Или наоборот, пишет графический знак,

но не помнит что это за буква. В этом помогает следующая игра: группа делится на две

команды (принцип деления на ваше усмотрение), команды выстраиваются между рядами.

Первым участникам дается мел, доска разделена на две части. По команде учителя ребята

с мелом бегут к доске и пишут, допустим, первую букву алфавита (заглавную и строчную),

возвращаются и передают мел следующему участнику, тот, в свою очередь бежит и пишет

следующую букву и т.д., пока не напишут те буквы, которые

вы запланировали. Чья

команда

быстрее,

те

и

победители.

На

первых

порах

я

разрешаю

держать

алфавит

открытым, чтобы дети послабее могли «подглядывать» и не подводить свою команду. Но

это только сначала! «Не подвести свою команду» – это стимулирует более слабых детей

всерьез учить алфавит. Соревновательный элемент игры всегда нравится детям. Минус в

том, что этот процесс проходит очень шумно и азартно и после организовать детей

сложно. Поэтому я стараюсь проводить эти соревнования в конце урока.

Буквенные диктанты мы тоже стараемся писать на доске. Учащийся выходит к

доске, а остальные ребята по очереди говорят какую букву написать. Если ученик у доски

затрудняется, то выходит тот, кто задавал ему эту букву и записывает ее на доске. Таким

образом, вы можете проконтролировать как ребенок воспринимает информацию на слух,

соотносит ее с графическим образом. А сам ребенок видит, что ему еще нужно подучить.

Наконец алфавит выучен, можно перейти к чтению. Обучение чтению процесс очень

сложный и кропотливый. Наверняка каждый из вас в процессе работы сталкивался с

такими случаями, когда ребенок никак не мог понять, как же складываются эти английские

буквы в слова, да еще каким-то образом произносятся. Многие дети, когда не понимают,

теряют к этому интерес и тогда научить их читать вдвойне сложнее. Представьте себя на

месте ребенка, как это непросто понять и запомнить правила. Согласитесь, далеко не все

дети мотивированы настолько, чтобы сразу воспринять ту информацию, которую мы им

предлагаем. И даже не в мотивации дело, а скорее в психологических особенностях

ребенка,

в

его

развитии,

физиологии.

И

только

спустя

достаточно

продолжительный

период времени этого ребенка как будто прорывает, он «созрел», и он начинает понимать

эти правила и постепенно осваивать чтение. Чтобы этот процесс не затягивался и стал

красочным

и

увлекательным

можно

раскрасить

буквы,

взяв

за

основу

технику

«цветочтения».

Это

часть

целой

методики,

автором

которой

является Валерия

Николаевна Мещерякова. Называется эта методика «I love English».

Каждая

буква

или

буквосочетание

раскрашиваются

определенным

цветом

в

зависимости от того в какой позиции они стоят. Например, красные гласные читаются как

в открытом слоге, черные – как в закрытом, желтые – как нейтральный звук, белые не

читаются

вообще.

Буквосочетания

например, “ch”,

“sh”

выделяются

жирно.

Слова,

которые читаются не по правилам представлены в зеленом цвете: bread,

head,

have,

live,

put, eye и т.д.

Например,

Kite

Doctor

clean

Что касается звонких [s] и [th], они представлены тоже красным цветом.

Глухие [s] и [th] – черным. Например,

cheese

teeth

weather

skate

На уровне открытого, закрытого слогов это хорошо работает.

У некоторые авторов тоже присутствует похожая техника при обучении чтению на

начальном этапе, но они предлагают в заданиях подчеркнуть буквы различными цветами.

Это не так интересно детям. Например:

красный – гласный в открытом слоге

зеленый – в закрытом

синий – согласный,

черный – нечитаемая гласная или согласная

желтый или оранжевый – сочетание гласных типа еа, оо.

Если не подчеркивать буквы, а раскрашивать их в эти цвета, то процесс обучения

чтению, мне кажется, пойдет гораздо успешнее.

Pig

take

meat

white

Техника цветочтения помогает детям научиться визуально выделять в словах даже

буквосочетания.

Таким

образом,

чтение

текста

в

цветном

варианте

превращается

в увлекательную игру и позволяет детям читать правильно даже те слова, которые они

встречают

впервые.

Благодаря

этому,

количество

исправлений

сводится

к минимуму,

и у детей

формируется

уверенность

в том,

что

читать

по-английски

легко

и увлекательно.

Обучение

чтению

не

заканчивается

с

тем,

что

ребенок

начал

читать.

Оно

продолжается на всем курсе обучения языку. Меняются его цели и задачи, это уже другой

вопрос. Но от того, какую основу мы заложим при формировании навыка чтения ребенку,

настолько он успешен будет в дальнейшем. Ведь всегда легче научить, чем переучить.



В раздел образования