Автор: Дьякова Нина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 408 "Жемчужинка"
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте "Умники и умницы"
Тема: "Обучение грамоте в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
в подготовительной группе
по обучению грамоте
«Умники и умницы»
Воспитатель:
Дьякова Нина Петровна
Цель:
Доставить детям радость от игр развивающей направленности.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности,
проявлять целеустремленность, взаимопомощь.
Закрепить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
Совершенствовать умение детей в делении слов на слоги, в
составлении предложений по схеме, нахождение места звуков в
слове.
Развивать мышление и речь детей.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать
навык самоконтроля, самооценки.
Развивать фонематический слух, внимание, памяти, словесно-
логического мышления.
Предварительная
работа:
написание
конспекта,
подготовка
атрибутов к занятию.
Индивидуальная
работа:
побуждать
к
активной
речевой
деятельности малоактивных детей.
Словарная работа: предложения, схема предложения, гласный звук,
согласный звук, балл, жюри.
2
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки говорят:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся (Дети садятся)
Воспитатель:
Ребята,
скажите,
пожалуйста,
в
какую
группу
вы
ходите?
Значит, скоро вы станете школьниками, пойдете в школу, поэтому должны
много знать и уметь. А если какие то задания вам покажутся сложными, и вы
будете затрудняться в их выполнении, то не беда. У вас еще есть время до
начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы
в знаниях. Я желаю вам удачи.
II. Отгадайте загадки - определить количество слогов.
Один мягкий и свистит
Другой твердый и шипит
Третий вовсе запоет
Хоть кто его произнесет (звук)
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый …(слог)
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает (буква)
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово)
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение)
Какие бывают звуки? (гл, согл)
Какие звуки называются гласными и почему?
Какие звуки называются согласными и почему?
3
Я буду называть звук, а вы показывайте схематический
образец. Если я назову гласный звук, какую карточку
покажите?
Если назову твердый согласный?
Если вы показали зеленую карточку, какой звук я назову
мягкий согласный
А, Б, В, У, О, Б', И, Я, Д, Р', Л'
III. Найти (слова) предметы, в названии которых есть звук [к],[с] и
назвать где он находится в слове- в начале, середине или в конце слова.
(трактор, кукла, лук, паук, пакет, утка, апельсин, лист, ананас, автобус,
свинья)
IV. Игра с мячом «Встречу слово на дороге разобью его на слоги» (флаг,
телефон, сумка, зонтик, ручка, жук, чаша, колобок).
Или «Рассели друзей по домикам»
Таблички с цифрами: 1, 2, 3
(лев, лисица, медведь и т. д)
Хлопать, если услышали мягкий л'(ляля, лапа, тюльпан, луна, люстра, пол,
слива, соль, лыжи, лейка)
V. Физминутка «Буквы»
В старом дереве дупло
Это домик буквы О
(кругов. движ)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У
(садятся на корточки)
В гости к нам из далека
Прибежала буква А
(бег на месте)
Прилетела буква Я
На спине у воробья
(машут как крыл.)
Буквы стали веселиться
И смеяться и кружиться
То похлопают немножко
То потопают немножко
4
То присядут отдохнуть
То опять плясать начнут
VI. Составьте или я зачитаю предложения и нарисуй схему предложения.
-Какое время года на дворе?
-назовите весенние месяцы
-На улице весенний месяц сегодня?
-Наступила весна
-Прилетели перелетные птицы
-На улице звенит капель
Составьте предложение по этой схеме
∟ _____ _____
-Назовите 1, 2, 3 слово?
-Как записываем начало предложения?
-Какие слова еще пишутся с большой буквы в предложениях?
VII. Составьте слово по первым буквам:
Ма; ры; ва; лу; ро; ме; зи; са; ря; но
VIII. Физминутка с мячом дети становятся в круг.
Низкий-высокий чистый-грязный
Тяжелый-легкий мягкий-твердый
Умный-глупый узкий-широкий
Новый-старый кислый-сладкий
Белый-черный хороший-плохой
Длинная зима-короткая зима злая девочка-хорошая девочка
IX Упражнение деформ. слова
а о р н- рано, нора
Н к и о- кино, кони
О к т- ток, кот
Р а ф ш- шарф, фарш
А и л с- лиса, сила
5
О н с- сон, нос
X Игра «Какое слово спряталось»
КО-РО-ВА; ЛИ-СА; ЛА-ПА; МА-ШИ-НА; СО-ВА; ША-РЫ
IX. Молодцы! Поработали хорошо. Если команды подсчитываем балы.
Молодцы! Обе команды выиграли. Чем занимались? Что понравилось
особенно? А сейчас давайте поаплодируем друг другу. Вручение дипломов.
6