Напоминание

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС.


Автор: Печерская Лидия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. Садовый"
Населённый пункт: посёлок Садовый
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад




Организация внеурочной деятельности в начальной

школе в рамках ФГОС.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования основная образовательная программа

начального общего образования реализуется образовательным учреждением

через учебный план и внеурочную деятельность.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития

ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-

нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального

общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5

направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды

внеурочной деятельности:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеурочной

деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность).

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как

содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут

быть использованы различные виды деятельности.

Например, социальное направление может бать реализовано через такие виды

внеурочной деятельности, как социально- значимая волонтёрская деятельность и

трудовая деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и

через туристско-краеведческую деятельность.

Игровая,

познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение

реализуются во всех направлениях.

Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты,

дискуссии.

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии,

кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные

общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и др.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках

уроков направлена на достижение результатов освоения основной

образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение

личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику

внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не

столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать

решения и др.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на

воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в

деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и

прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение

результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения,

совершённые действия развили человека как личность, способствовали

формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен

благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее

окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут

быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний

(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и

неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной

реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов

особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в

основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями

социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к

социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов

особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими

школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной

ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного

социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за

пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя

из

задач,

форм

и

содержания

внеурочная

деятельность

может

осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения,

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного

учреждения

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей,

а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство

-

деятельность

иных

педагогических

работников

(педагога-организатора,

социального педагога, педагога-психолога)

Опираясь

на

данную

базовую

модель,

может

быть

несколько

типов

организационных

моделей

внеурочной

деятельности:(

м о д е л ь

дополнительного

образования. модель

«школы

полного

дня»,

инновационно-

образовательная модель.)

В

этом

учебном

году

мы

работаем

используя оптимизационную модель.

Модель

внеурочной

деятельности

на

основе

оптимизации

всех

внутренних

ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации

принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя,

педагог-организатор)

В

этом

случае

координирующую

роль

выполняет,

как

правило,

классный

руководитель.

Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа.

По итогам опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать

те или иные занятия, а учителями были составлены рабочие программы по

своему направлению. Пауевой Ниной Владимировной, педагогом-

организатором, было разработано положение о внеурочной деятельности и

составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый

ребёнок мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания

вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы

из детей разных классов и некоторые дети были записаны на несколько занятий.

Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня

первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.

Духовно-нравственное направление реализуется через кружок по ОРКСЭ,

который ведёт Алексеева И.В.

Основная цель занятий - формирование творчески развитой личности ребенка

путем совершенствования знаний и умений, формирования общей духовно

-нравственной культуры, а также познакомить младших школьников с событиями

Евангелия как с основой православной культуры.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки: «Пишем

грамотно», «Решай-ка», которые ведёт Печерская Л.В.

В основе кружка «Решай-ка» лежит программа О.А Холодовой «Юным

умникам и умницам, развитие познавательных способностей», которая позволяет

успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов,

помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по

предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм

самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,

снижается тревожность.

Программа кружка «Пишем грамотно» позволяет развивать его личность в

рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений. Данная

программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и

мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня

при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому

языку. Цель программы : развить кругозор и мышление учащихся. Задачи:

вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым

явлениям, к слову; закрепить практические навыки в построении устных и

письменных высказываний; способствовать развитию творческих способностей

школьников.

В основе кружка «Мой друг - компьютер» лежит программа «Информатика и

ИКТ» А. В. Горячева. Особое значение пропедевтического изучения

информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики

логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого

логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по

утверждениям психологов основные логические структуры мышления

формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур

протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное

умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении

компьютера как инструмента информационной деятельности подводит

школьников к изучению таких тем как информация и информационные

процессы, виды информации, организация и поиск информации.

Общекультурное направление реализуется через кружок «Золотой голосок» ,

который ведёт Алексеева Ирина Владимировна.

Во время занятий в кружке «Золотой голосок» у учащихся формируется

устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они

приобщаются к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально-хорового

искусства.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как

физкультурные праздники и соревнования, кружок «Спортивные игры», который

ведёт учитель физического воспитания Печерский В.В.

В

основу

организации

внеурочной

деятельности

в

рамках социального

направления

положена

общественно

полезная

деятельность:

работа

по

о зе л е н е н и ю

к л а с с а ,

школ ы ;

о р га н и за ц и я

д е жу р с т ва

в

к л а с с е ;

профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;

выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; участие

ребенка

в

социальных

акциях,

организованных

взрослыми;

коллективное

творческое дело; социально-образовательные проекты.

Учащиеся приняли

участие в таких проектах, как «Моя семья», «Моя малая

Родина», «Молоко пьём - все рекорды побьём», «Хлеб – всему голова». Во время

акции «Как помочь птицам зимой?», ребята изготовили кормушки и развесили их

вокруг школы и в своих дворах.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не

механическая добавка к основному общему образованию, призванная

компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия

каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное,

что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается

как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в

полноценное пространство воспитания и образования.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники