Автор: Герман Оксана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: г.ВОРКУТА
Наименование материала: Доклад
Тема: "Роль проектного метода в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Герман Оксана Михайловна
воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 12»
Доклад для педагогов о роли проектного метода в образовательной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Сегодня
одна
из
ведущих
особенностей
развития
образования
является
качественное
обновление
его
содержания.
Федеральные
государственные
требования говорят о том, что оно должно стать деятельностным.
Нам
педагогам
даётся
право
выбора
содержания
и
форм
сотрудничества
с
воспитанниками, родителями, коллегами, расширяется спектр применения
новейших технологий, направленных на развитие базовых способностей и
интегрированных
качеств
каждого
ребёнка.
Изучая
педагогические
технологии и реализовывая инновационную программу «Проектный метод
как средство формирования начал социальной компетентности у старших
дошкольников»
пришла
к
выводу,
что
проектная
деятельность
является
инструментом саморазвития дошкольников.
Участвуя
в
проектной
деятельности
дети
проявляют
социальную
компетентность,
совместно
со
взрослым
подбирают
пути
решения
поставленной задачи, вовлекают родителей в сбор информации и материалов,
планируют деятельность, прогнозируют результат
В основе метода проектов лежит развитие познавательных и творческих
способностей, умение
ориентироваться в информационном пространстве,
организовывать совместную деятельность для получение общего результата.
И главное проектный метод дает возможность каждому ребенку проявить
себя в деятельности, где результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной, практической жизни.
Во время организации проектной деятельности воспитатель -
организатор
детской
деятельности,
источник
информации,
консультант,
эксперт,
основной
руководитель
проекта,
при
этом
партнер
и
помощник
воспитанника в его саморазвитии.
Процесс проектирования начинается с ориентации на актуальную
проблему,
исходя
из
запроса
родителей,
воспитанников,
педагога.
Совместное обсуждение путей решения заявленной проблемы, выбор средств
и способов, организация совместной деятельности, проведение итогового
творческого
дела
или
презентация
проектов,
обсуждение
полученного
результата. Ориентация на новую проблему.
Совместная проектная
деятельность
может включать в себя следующие
сочетания: воспитатель – воспитанник, воспитанник – воспитанник, дети –
родители; воспитатель - родители; воспитатель-ребёнок-родители.
Проекты имеют следующую классификацию:
- исследовательско-творческие , где происходит экспериментирование, затем
результат оформляется в виде газеты, альбома, детского дизайна;
- ролево-игровые, где участники проекта входят в образ персонажей сказки и
решают по-своему поставленную проблему;
-
информационно-практико-ориентированные,
где
участники
собирают
информацию
и
реализуют
её,
ориентируясь
на
социальные
интересы,
оформляют дизайн группы;
- творческие, где результат проектной деятельности оформляется
в виде
праздника, совместного творчества.
Чтобы
реализовывать
проекты
каждому
воспитатели
или
родителю
необходимо знать механизм реализации проектов.
1 этап – подготовительный.
Мотивация родителей и детей на предстоящую
проектную деятельность,
определение темы и постановка цели;
2 этап – разработка проекта
Обсуждение
различных
вариантов
нахождения
нужной
информации;
Обсуждение способов и средств достижения цели;
Обсуждение участников совместной проектной деятельности
3 этап – внедренческий
Практическая
совместная взросло-детская деятельность, самостоятельная
деятельность.
4 этап – заключительный.
( результат совместной деятельности)
Интегрированная деятельность, оформление стенгазеты, выпуск альбома,
создание
макета,
организация
и
показ
концерта,
выставка
совместного
творчества.
5 этап аналитический
Обсуждение полученного результата, определение проблемной задачи или
темы для нового проекта.
Успешность
в
реализации
проектов
зависит
от
соблюдения
в
практической
деятельности
принципа
интеграции,
т.
е.
проектная
деятельность
должна
проходить
через
все
виды
детской
деятельности.
Результат проектной деятельности должен обсуждаться и сравниваться с
замыслом.
Считаю,
что
дети
участвуя
в
проектной
деятельности
не
только
приобретают
умения
находить
нужную
информацию,
планировать
совместную
деятельность,
выбирать
средства
и
способы
получения
результата,
делать
выводы,
но
и
расширяют
свой
социальный
опыт,
демонстрируют
интегративные
качества
и
социальную
компетентность.
Важно
чтобы
проекты
были
актуальными
и
интересными
для
детей
возрастной
группы.
В
процессе
проектирования
дети,
родители,
воспитатели
должны
быть
равноправными
заказчиками,
исполнителями,
участниками от зарождении идеи до получения результата.
В моей практической деятельности педагогические и семейные проекты
способствуют качественному освоению воспитанниками образовательных
областей,
представленных
в
федеральных
государственных
требованиях,
стимулируют детей на проявление начал социальной компетентности.
Освоение
образовательной
программы
проходит
через
реализацию
различных
творческих
педагогических
и
семейных
проектов:
с
чего
начинается
родина,
осень-
очей
очарованье,
край
в
котором
я
живу,
защитники
отечества,
подарок
маме,
вот
и
стали
мы
на
год
взрослее,
весёлые летние приключения Коротышек и др. Сегодня вашему вниманию
предоставляю семейный проект «Достопримечательности Нефтеюганска» в
рамках проекта педагогического проекта « Мой родной город».