Автор: Ефремова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Старший дошкольный возраст – какой он?"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Старший дошкольный возраст – какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании
ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,
не
представляется
им
столь
значимым,
как
например,
последующий
7-й
год
жизни.
6-й
год
жизни
дошкольника
характерен
нарастанием
физических
и
интеллектуальных
сил,
развитием
способности
к
целенаправленной
систематической
коллективной,
произвольной
регуляции
деятельности
своего
поведения.
Воспитание
5-летних
детей
является
качественно
новой
ступенью
по
сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать
эти
возможности.
Успехи
ребёнка
в
подготовительной
группе
или
школе
во
многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться
к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в
условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и
более
сложную
по
содержаниюколлективную
деятельность
(игра,
труд,
обучение).
И
программа,
и
методы
обучения
приобретают
характер
учебной
деятельности.
У детей 5-6-летнего возраста продолжается процесс окостенения скелета,
развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся способность к
координации движений неразрывно связана с развитием мозга ребёнка.
Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются физически здоровыми,
крепкими, выносливыми.
Самое важное достижение ребёнка этого возраста заключается в том, что
многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными
сознанию. Ребёнок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т.е.
направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает между
собой. Поэтому, например, дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила
подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи
с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь
составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.
Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее
существенным
показателем
общего
развития
старшего
дошкольника.
Качественные изменения в развитии 5-летних детей отчётливо обнаруживаются в
играх. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что, прежде всего в ней
отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и уже значительно более
содержательно, чем раньше. Играя в детском саду, дети объединяются общим
замыслом, действуют согласованно и каждый из них стремится внести в игру
свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть равнодушным к тому, во что и как
играют
дети,
надо
советовать
им,
подсказывать,
не
мешая,
конечно,
самостоятельности, т.к. игра должна быть средством воспитания.
Освоение движений и способность к управлению ими наиболее заметно
сказываются
в
новых
возможностях
трудовой
деятельности
ребёнка.
Дети
старшей группы в состоянии выполнять более сложные трудовые обязанности в
группе,
дома,
требующие
согласованных
действий,
способны
работать
сосредоточенно,
не
отвлекаясь,
вместе
с
другими,
помогать
друг
другу,
чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже довольно
справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он
сам.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более
богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо
развивать ка в детском саду, так и дома.
Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо
отвечать
на
детские
вопросы,
которые
выражают
интереск
причинно-
следственным связям (почему? зачем?), выслушивать их рассказы о замыслах и
стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т.д.).
Жизнь
детей
этого
возраста
значительно
эмоциональнее,
богаче,
чем
на
предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются
зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны
– их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от
хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры.
Особенное
развитие
получают
нравственные
чувства
–
дети
радуются,
когда
помогают товарищам, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают
близким им людям, стремятся на деле выразить эти чувства.
Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года
жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:
развивать движения детей, в том числе тонкие движения руки,
необходимые
для
овладения
навыками
письма;
добиваться
большей
их
координации, точности, быстроты;
воспитывать
самостоятельность
и
быстроту
движений
при
самообслуживании;
расширять
представления
детей
об
общественной
жизни,
природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;
воспитывать
умение
удерживать
цель,
следовать
указаниям
взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;
формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое
мышление;
развивать связную речь детей;
совершенствовать художественные умения в рисовании, пении,
танце,
чтении
стихов,
пересказывании
сказок,
рассказов,
обогащать
эстетические восприятия и переживания;
воспитывать у детей навыки коллективного труда
развивать произвольное управление детей своим поведением.