Автор: Новикова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень- магнит"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие по экспериментированию
в подготовительной группе
«Волшебный камень- магнит »
Воспитатель: Новикова Л.Г.
МДОУ «Д/с №9»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста
через экспериментирование.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его
свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,
воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и
проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной
речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным
словом по теме «Магнит».
2.
Формировать
навыки
безопасного
обращения
с
предметами
в
ходе
проведения опытов.
3.
Развивать
умение
детей
работать
сообща,
умение
обсуждать,
договариваться.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: 2
магнит а,
скрепки
большие
и
м а л е н ь к и е ,
«Автомобильная трасса», стаканчики со змейками, аквариум.
Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов
из
различных
материалов:
мягкая
игрушка,
деревянный
карандаш,
пластмассовая
пуговица,
пластиковый
стаканчик,
металлические
скрепка,
заготовки для рыбок.
Логика образовательной деятельности
В группу входит воспитатель, одетый в белый халат, очки и с коробкой.
Воспитатель: — Здравствуйте, мальчики и девочки! Здравствуйте гости! Я
старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и
девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто
хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в
моей научной лаборатории тоже есть свои правила. А теперь наденем халаты
и приступим.
Обращает
внимание
детей
на
стенд
со
схемами
«Правила
безопасности
работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной
лаборатории». Изучают правила.
Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он
уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно
заняться. Детям предлагаются роли маленьких ученых.
Воспитатель –Вот
предмет
нашего
исследования
(указывает
на
коробку,
которую принес с собой).Наша задача, коллеги, изучить предмет, который
находится внутри.
Достает камень магнит.
Воспитатель-У кого есть предположение, что это?
Ответы детей…
Воспитатель-А
вы
как,
думаете,
коллеги?
А
может
кто-то
думает
по-
другому?
Показывает
магнит
детям,
дает
потрогать
(какой
на
ощупь?
Гладкий,
холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…
Дают
определение
— «Магнит
это
камень,
поверхность
его
холодная,
гладкая, имеет вес…..».
Воспитатель задает
вопрос
—
«Какое
еще
свойство
имеет
магнит,
отличающее его от обычных камней?»
Ответы детей…..
Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты
(показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое
природные камни?
Дети: Эти камни создала природа.
Воспитатель:
Эти
магнетиты
быстро
теряют
свой
магнетизм,
поэтому
человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из
этих
камней
такие
магниты,
которые
будут
очень
долго
сохранять
силу
магнетизма,
и
назвали
их
постоянными
(просит
повторить).
Как
можно
назвать камни, которые делает человек, а не природа?
Дети: Это искусственные камни.
Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?
Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.
Воспитатель: — Коллеги, как вы думаете, а как мы можем доказать еще ,что
это магнит ?А какие свойства у него есть? Уважаемые коллеги, какие опыты
мы можем провести?
Ответы детей….
Воспитатель: — Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти
всем младшим сотрудникам в лабораторию № 1…
Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?
Дети перечисляют…
1. мягкая игрушка
2. деревянный карандаш
3. пластмассовая пуговица
4. пластиковая баночка
5. металлические скрепка и шайба.
Опыт № 1.
«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может
притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…
«Как
проверить
правильный
ли
выбор
вы
сделали?» Дети
предлагают
решение проблемы (с помощью магнита).
— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).
—
«А
какие
не
притянул?»
(Мягкую
игрушку,
деревянный
карандаш,
пластмассовую пуговицу).
«Какой можно сделать вывод?»
Вывод детей: Магнит притягивает только металлические предметы.
Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории
№ 2.
«Магнитные полюса».
Воспитатель:
У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся
своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим,
что будет.
Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.
Воспитатель: Верно.
Это
происходит
из-за
полюсов
магнитов.
С
одной
стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут
быть «южный» и «северный» полюсы.
Дети: У нашей планеты Земля.
Воспитатель
просит
одного
ребёнка
показать
на
глобусе
географические
полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный»
– синим.
Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?
Дети: Земля притягивает к себе всё.
Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она
обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов,
ещё
и
магнитные
полюса.
Магнитные
полюса
не
совпадают
с
географическими
полюсами
(отмечает
на
глобусе
магнитный
«северный»
полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).
У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их
друг с другом.
Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?
Дети:
Когда
соединяем
«северным»
и
«южным»
полюсами,
то
магниты
притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные
тоже.
Воспитатель:
Когда
мы
соединяем
магниты
между
собой
разными
полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем
одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят
дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью
магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у
магнита нашего .
Дети определяют полюса.
Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к
другу, либо отталкиваются.
Динамическая пауза
Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла
сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите
внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как
только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам
нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей
объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.
— Коллеги, посмотрите, в лаборатории № 3 стоят какие -то сосуды ,и в них
что-то находится. Как узнать, что находится в банке, не опуская туда руки?
Ваша гипотеза, коллеги?
Дети:-Попробуем магнитом достать обитателя банки?
Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.
Воспитатель: — У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики, в которых
лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.
Воспитатель: — Коллега, какой можно сделать вывод?
Вывод детей: Магнит действует через пластик.
Воспитатель:-
Как
вы
думаете,
только
ли
через
пластик
действует
магнит?
Ответы детей.
Опыт № 4.
На
столе
трассы
из
картона
для
машинок,
на
столе
лежат
маленькие
металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой,
который двигает ее по трассе.
Воспитатель:
-
А
теперь
попробуйте
сами.
Возьмите
по
машинке,
попробуйте управлять ими с помощью магнита. Какой можно сделать вывод?
Вывод детей: Магнит действует через картон.
Детям
предлагается игра
«Рыболов». Магнитными
удочками
дети
вылавливают рыбок из аквариумов.
В конце игры обсуждается следующее свойство.
Вывод детей: Магнит действует через воду.
Воспитатель: — Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но
интересный день. Мы изучали свойства магнита.
После этого воспитатель
проводит опрос детей по картинкам. На столе лежат с карточки.
Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы находите ту карточку, на которой ,по-
вашему, изображен правильный ответ.
1.
Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень
магнит.
2.
Какой предмет притягивает магнит?
3.
В каком случае магниты будут «дружить»?
4.
Через что действует магнит?
Дети показывают карточки с картинками.
Воспитатель: Правильно, все справились.
1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые
— отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам, мои маленькие ученые, пройти в
следующую
лабораторию.
Там
вам
мои
помощники
приготовили
увлекательный фильм про применение магнитов в нашей жизни.
Воспитатель и дети уходят.