Напоминание

НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень- магнит"


Автор: Новикова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень- магнит"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие по экспериментированию

в подготовительной группе

«Волшебный камень- магнит »

Воспитатель: Новикова Л.Г.

МДОУ «Д/с №9»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его

свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,

воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и

проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной

речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным

словом по теме «Магнит».

2.

Формировать

навыки

безопасного

обращения

с

предметами

в

ходе

проведения опытов.

3.

Развивать

умение

детей

работать

сообща,

умение

обсуждать,

договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2

магнит а,

скрепки

большие

и

м а л е н ь к и е ,

«Автомобильная трасса», стаканчики со змейками, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов

из

различных

материалов:

мягкая

игрушка,

деревянный

карандаш,

пластмассовая

пуговица,

пластиковый

стаканчик,

металлические

скрепка,

заготовки для рыбок.

Логика образовательной деятельности

В группу входит воспитатель, одетый в белый халат, очки и с коробкой.

Воспитатель: — Здравствуйте, мальчики и девочки! Здравствуйте гости! Я

старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и

девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто

хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в

моей научной лаборатории тоже есть свои правила. А теперь наденем халаты

и приступим.

Обращает

внимание

детей

на

стенд

со

схемами

«Правила

безопасности

работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной

лаборатории». Изучают правила.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он

уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно

заняться. Детям предлагаются роли маленьких ученых.

Воспитатель –Вот

предмет

нашего

исследования

(указывает

на

коробку,

которую принес с собой).Наша задача, коллеги, изучить предмет, который

находится внутри.

Достает камень магнит.

Воспитатель-У кого есть предположение, что это?

Ответы детей…

Воспитатель-А

вы

как,

думаете,

коллеги?

А

может

кто-то

думает

по-

другому?

Показывает

магнит

детям,

дает

потрогать

(какой

на

ощупь?

Гладкий,

холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет…

Дают

определение

«Магнит

это

камень,

поверхность

его

холодная,

гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает

вопрос

«Какое

еще

свойство

имеет

магнит,

отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты

(показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое

природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

Воспитатель:

Эти

магнетиты

быстро

теряют

свой

магнетизм,

поэтому

человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из

этих

камней

такие

магниты,

которые

будут

очень

долго

сохранять

силу

магнетизма,

и

назвали

их

постоянными

(просит

повторить).

Как

можно

назвать камни, которые делает человек, а не природа?

Дети: Это искусственные камни.

Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?

Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.

Воспитатель: — Коллеги, как вы думаете, а как мы можем доказать еще ,что

это магнит ?А какие свойства у него есть? Уважаемые коллеги, какие опыты

мы можем провести?

Ответы детей….

Воспитатель: — Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти

всем младшим сотрудникам в лабораторию № 1…

Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. пластиковая баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может

притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

«Как

проверить

правильный

ли

выбор

вы

сделали?» Дети

предлагают

решение проблемы (с помощью магнита).

— «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

«А

какие

не

притянул?»

(Мягкую

игрушку,

деревянный

карандаш,

пластмассовую пуговицу).

«Какой можно сделать вывод?»

Вывод детей: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории

№ 2.

«Магнитные полюса».

Воспитатель:

У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим,

что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно.

Это

происходит

из-за

полюсов

магнитов.

С

одной

стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут

быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель

просит

одного

ребёнка

показать

на

глобусе

географические

полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный»

– синим.

Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она

обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов,

ещё

и

магнитные

полюса.

Магнитные

полюса

не

совпадают

с

географическими

полюсами

(отмечает

на

глобусе

магнитный

«северный»

полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их

друг с другом.

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети:

Когда

соединяем

«северным»

и

«южным»

полюсами,

то

магниты

притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные

тоже.

Воспитатель:

Когда

мы

соединяем

магниты

между

собой

разными

полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем

одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят

дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью

магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у

магнита нашего .

Дети определяют полюса.

Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к

другу, либо отталкиваются.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла

сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите

внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как

только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам

нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей

объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

— Коллеги, посмотрите, в лаборатории № 3 стоят какие -то сосуды ,и в них

что-то находится. Как узнать, что находится в банке, не опуская туда руки?

Ваша гипотеза, коллеги?

Дети:-Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: — У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики, в которых

лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: — Коллега, какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через пластик.

Воспитатель:-

Как

вы

думаете,

только

ли

через

пластик

действует

магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

На

столе

трассы

из

картона

для

машинок,

на

столе

лежат

маленькие

металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой,

который двигает ее по трассе.

Воспитатель:

-

А

теперь

попробуйте

сами.

Возьмите

по

машинке,

попробуйте управлять ими с помощью магнита. Какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через картон.

Детям

предлагается игра

«Рыболов». Магнитными

удочками

дети

вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство.

Вывод детей: Магнит действует через воду.

Воспитатель: — Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но

интересный день. Мы изучали свойства магнита.

После этого воспитатель

проводит опрос детей по картинкам. На столе лежат с карточки.

Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы находите ту карточку, на которой ,по-

вашему, изображен правильный ответ.

1.

Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень

магнит.

2.

Какой предмет притягивает магнит?

3.

В каком случае магниты будут «дружить»?

4.

Через что действует магнит?

Дети показывают карточки с картинками.

Воспитатель: Правильно, все справились.

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые

— отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам, мои маленькие ученые, пройти в

следующую

лабораторию.

Там

вам

мои

помощники

приготовили

увлекательный фильм про применение магнитов в нашей жизни.

Воспитатель и дети уходят.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники