Автор: Кусова Мария Павловна
Должность: учитель технологии и орксэ
Учебное заведение: МБОУ "Тюшевская СОШ"
Населённый пункт: п.Тюш Октябрьский район Пермский край
Наименование материала: Разработка програмно-методического сопровождения курса "Труд и профессия"
Тема: Презентация "Труд и профессия"
Раздел: среднее образование
Автор:
Кусова Мария Павловна,
учитель технологии и ОРКСЭ
МБОУ «Тюшевская СОШ»
Октябрьский район Пермский край
Разработка программно-методического
сопровождения к элективному курсу
«Мир труда и профессии»
Мир труда
пр о фесси й
«Не мыслям надобно
учить, а учить
мыслить»
Вопросы по курсу:
1. Труд на Российском рынке.
Труд человеком ставится, человеком и славится.
2. Внедрение трудовой деятельности в практику.
Самооценка «Я – в труде»
3. Встреча с профессией.
Практическая работа:
Заполнение информационной карты «Выбор профессии».
Работа
с
активизирующим
опросником
«За
и
против»
(автор Н.С. Пряшников).
Тестирование Дж.Холланд «Выбор профессии».
Тесты Джим Баррет «Карьера: способности и выбор».
4. Рефлексия.
5.Подведение
итогов.
Разгадывание
кроссвордов
по
профессии.
Надо. Трудно. Прекрасно.
Только сверхличная цель
позволяет человеку прожить свою
жизнь с достоинством
и получить постоянную радость.
Д.Лихачев.
Определите свой познавательный уровень
по изучаемому курсу опираясь на жизненный опыт,
поставьте цели на изучение курса
Чтобы стать хорошим работником, надо много знать и
уметь. Кто любит трудиться, тот всегда найдет нужное и
полезное место в жизни, станет успешной личностью.
Предвосхищение
Смутное понимание
Кажущееся понимание
Отчетливое понимание
Присвоение
Воспитай в себе личность
Много может человек! –
Повернуть теченье рек,
Сад взрастить,
Массивы хлеба,
Запустить ракету в небо,
Выткать сказочный ковёр,
Покорить вершину гор,
Зодчий,
Мастер,
Дровосек –
Всё умеет Человек!
«Ничто так, как труд, не облагораживает человека,
без труда не может человек соблюсти своё человеческое
достоинство».
Что такое труд?
Каков мир труда?
Каждый из вас с малых лет слышит слово «труд»,
видит, как трудятся родители, близкие люди.
Но знаете ли вы, что за эти словом скрывается?
Труд –
это
естественное
условие
жизни
любого
человека
и всего общества
и выступает он
как
социально обусловленный процесс.
Двойственная природа труда.
Конкретный
труд
–
процесс
взаимодействия
человека
с
природой, с предметами и средствами труда для производства
необходимого продукта.
Абстрактный
труд
–
это
процесс,
совершающийся
в
определённых общественно – экономических производственных
отношениях.
Абстрактный труд
Господства-
подчинения
Равенства
Отношения к
собственности
Содержание труда.
Содержание труда – это состав и объём
трудовых функций работника по созданию продукта труда.
Содержательность
труда
–
степень
сложности
и
разнообразия
трудовых
функций
работника,
соотношение
в
них
физического
и
умственного, ручного и механизированного труда, наличие элементов
творчества,
необходимый
образовательный
и
профессионально-
квалификационный уровень работника.
умственный
сложный
физический
простой
Содержательность
труда
не требующие
видоизменения
предмета
обслуживающие
процесс
производства
организации
И
управление
обслуживающие
средства труда
обеспечивающие
качественное
видоизменение
труда
Функции труда
Творчество – необходимый признак трудовой деятельности
любого настоящего профессионала.
Творческий труд – это деятельность, которая даёт возможность
решать нестандартные задачи, связанные с нахождением новых,
более эффективных путей достижения целей.
Творческий труд
Открытия
Изобретения
Рационализация
Совокупность специальных знаний, опыта и навыков,
необходимых для выполнения функций данного вида труда,
закрепляется в конкретных формах деятельности –
в определённой профессии.
Технологическая
группа
Служащие
Административно-
хозяйственная
Ремонтное-
обслуживающая
Транспортно-
складская
Функциональные
группы
Характер труда
Характер выражает особенности отношений между людьми,
обусловливаемые
формой
собственности
н а
с р е д с т в а
производства.
Важнейшей чертой характера служит и отношение к труду,
которое проявляется в таких формах поведения работника,
как
творческая
активность,
дисциплинированность,
ответственное
отношение
к
работе,
потребность,
потребность в
совершенствовании производства и профессиональном росте.
Побудительной силой отношений человека к труду, его поведения в
труде являются мотивы.
Мотив
–
это
побуждение
к
деятельности,
связанное
с
удовлетворением потребности субъекта.
Мотив
Внешний
Внутренний
Предмет труда
Предмет труда
–
это то, на что направлен труд человека.
Средства труда
– необходимый компонент трудового процесса.
Под средствами труда понимают орудия, с помощью которых
человек воздействует на предмет труда.
Ручные
Машинные
А
втоматические
Функциональные
Орудия труда
Условия труда
Обычные микроклиматические
Необычные, вызывающие
психофизиологическую
напряженность
В помещении- бытовые
Риск для жизни
на открытом воздухе
Сложные аварийные ситуации,
Требующие быстрых действий
Общение с правонарушителями,
психически больными и лицами,
с дефектами и отклонениями
Четко заданный ритм и темп
Физические нагрузки
Длительное пребывание в одном
положении
Ночные смены
Специфические условия (температура,
шум, высота, влажность и др.)
Условия
труда
могут
быть
разнообразными
и
чтобы
сделать
правильный
выбор
профессии,
необходимо
много,
грамотно,
широко
и
глубоко анализировать любой вид профессионального труда, опираясь на
вышеизложенные признаки труда.
Выпускник,
задумываешься ли ты над тем, на что
направлено твоё желание, когда пытаешься выбрать
профессию?
Проблема
профессионального
самоопределения
в
условиях
рыночной экономики становится с каждым годом всё актуальнее.
Рабочая сила на рынке труда стала
товаром, который должен
иметь
конъюнктурный
спрос
и
приносить
доход.
В
силу
этих
обстоятельств выпускники школ, получающие аттестат зрелости,
должны
достаточно
объективно
оценивать
свои
интересы,
склонности, личностные качества и намерения применительно к
желаемой профессии.
Правильно
сделанный
выбор
профессии
–
это
тот
счастливый
случай, который приносит человеку удовлетворённость работой,
обеспечивает быстрый профессиональный рост и делает его труд
радостным и творческим.
Помните!
Составьте представление о себе как о труженике.
Оцените свои качества по пятибалльной системе:
«да» - 5; скорее «да»,чем «нет»- 4; скорее «нет», чем «да» - 3;
«нет»- 2.
Я
–
в
т
р
у
д
е
Старательный, усидчивый
Самостоятельный
Планирую свою
деятельность
Экономный, бережливый
Инициативный, творческий
Многое умею
Не боюсь черновой работы
Закончите 12 предложений:
1.
Люди работают ради…
2.
В любом профессиональном труде самое важное…
3.
Выбирая
трудовую
деятельность,
люди
чаще
в с е г о
руководствуются…
4.
При
выборе
трудовой
деятельности,
люди
чаще
всего
не
учитывают…
5.
Моё будущее кажется мне…
6.
Я выбрала эту профессиональную деятельность потому, что…
7.
Избранная трудовая деятельность требует от меня…
8.
Мне кажется, что избранная мною трудовая деятельность, будет
способствовать…
9.
Думая, что моя трудовая деятельность позволит мне…
10.Моя профессиональная деятельность даст мне…
11. И з б р а н н а я
м н о ю
п р о ф е с с и о н а л ь н а я
д е я т е л ь н о с т ь
обеспечивает…
12.Люди,
чаще
всего
выбирают
профессиональную
деятельность
потому, что…
процесс взаимодействия природы и человека
играет
решающую
роль
в
процессе
формирования
человека
и
является важнейшим фактором его развития
служит средством самовыражения
личности, укрепляет позицию
человека в обществе
помогает
накапливать
знания,
опыт,
повышает
квалификацию,
совершенствует самого человека
естественное условие жизни человека и всего общества и выступает
он как социально обусловленный процесс, благодаря труду создается
все материальные и духовные блага нашей нации
разумная и полезная деятельность, направленная на достижение
определенного
результата,
образ
которого
складывается
в
голове
человека заранее, как идеальная цель
В статье 37 Конституции РФ записано:
«Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…»
Что такое
профессия?
Профессия
– род трудовой деятельности , требующий специальных
знаний и опята и обеспечивающий условия существования индивида
.
РЕФЛЕКСИЯ
Без
желания
и
без
усилий,
направленных
на
то,
чтобы чем-то стать, ты ни при каких обстоятельствах
ничем не станешь.
Формула профессий
ОБНМ
РМАФ
Г П И
Ч - П, Ч – Т, Ч – З, Ч – Ч, Ч - Х
Группы профессий
Отделы профессий
Классы профессий
Типы профессий
Расшифруйте формулу
профессии: ЧПФМ
О
Т
Д
Е
л
1.Промышленная профессия, связанная с использованием ручного
труда.
2.Профессия,
связанная
и
использованием
машин
с
ручным
управлением.
3.Профессия,
связанная
с
использованием
функциональных
средств труда, требующая высокой квалификации.
4.Профессия,
связанная
с
использованием
автоматов,
робототехнических комплексов на производстве.
5. Профессия, сферы «человек – художественный образ», связанная
с использованием особо точного ручного труда.
Т
Р
У
д
1.Профессия
сферы
«человек
–
человек»,
связанная
с
высокой
моральной ответственностью.
2.Профессия
сферы
«человек
–
природа»,
требующая
от
специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.
3.
Распространенная
профессия
сферы
«человек
–
знаковая
система».
4. Профессия сферы «человек – художественный образ».
Понимать процесс жизни.
Уметь ориентироваться в мире профессий и труда.
Быть
способным
найти
своё
индивидуальное
место
в
жизни.
Помочь себе стать свободной, творческой и
успешной
личностью.
Уметь строить свою жизнь такой, какой хотело бы её
видеть.
Приложить
значительные
усилия
для
реализации
цели,
поэтому – моя задача:
вызвать
и
поддержать
свои
желания
путём
новых
средств и методов обучения.
Умею ли я?
Самооценка дает возможность сопоставить
результаты деятельности с целью:
Это я уже знаю
Это я ещё не совсем знаю, надо узнать
Это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться и
узнать
.
Рефлексия.
Проанализируйте свой познавательный
уровень и поставленные перед собой цели.
Подведение итогов.
Выбор профессиональной деятельности
–
сложный и ответственный процесс. И чтобы этот шаг
был верным, необходимо достаточно четко
ориентироваться в мире труда и профессий.
Для правильного выбора профессии необходимо знать
или хотя бы представлять те требования, которые
предъявляют к человеку различные профессии, а также
знать свои индивидуально – психологические
особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями.
Желаю всем творческих успехов в деятельности и
профессионального роста.
Литература
«Карьера – справочник», Пермь «Сота»
«Основы технологической культуры».
Н.В. Матяш, Москва «Вета – Граф»
«Твоя профессиональная карьера»
С.Н. Чистякова , Москва «Просвещение»
«Технология», 9 класс В.Д. Симоненко