Напоминание

"Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС".


Автор: Олькова Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: консультация для педагогов ДОО
Тема: "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ

«Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении

задач нравственно – патриотического воспитания

в условиях реализации ФГОС».

Одним

из

компонентов

образовательной

области

«Социально

-

коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание

дошкольников.

Понятие

термина

«Патриотизм»

-

в

переводе

с

греческого,

означает

«соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство

принадлежности

к

родине,

отечеству,

стране,

где

он

родился,

и

к

ее

гражданам;

любовь

к

отечеству,

преданность,

стремление

служить

ее

интересам.

Патриотизм включает в себя:

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,

свободы и независимости (защита Отечества);

проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего

народа, его обычаям и традициям;

ответственность

за

судьбу

Родины

и

своего

народа,

их

будущее,

выраженное

в

стремлении

посвящать

свой

труд,

способности

укреплению могущества и расцвету Родины;

гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Это

сложное

чувство

возникает

еще

в

дошкольном

детстве,

когда

закладываются

основы

ценностного

отношения

к

окружающему

миру,

и

формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви

к своим

ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,

трудовое,

умственное

воспитание.

В

процессе

такого

разностороннего

воспитания

и

зарождаются

первые

ростки

гражданско-патриотических

чувств.

Главной целью дошкольного образования в патриотическом воспитании

дошкольников

выступает закладывание основ нравственной личности с

активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к

самосовершенствованию,

гармоничному

взаимодействию

с

другими

людьми.

Задачами для реализации патриотического воспитания являются (М.Д.

Маханева):

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России ;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются ежесекундно во всех видах детской

деятельности: на НОД, в режимных моментах (в играх, в труде, в быту), на

праздниках и т.д.

С чего начинается любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине? Она

начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,

бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, а

затем уже к городу, родному краю, стране.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников должно проходить

по модели:

В младшем дошкольном возрасте цель работы - это ознакомление детей с

ближайшим

окружением.

Мы

знакомим

детей

с

понятием

семья,

с

взаимоотношениями

членов

семьи,

с

детским

садом,

формируем

доброжелательные

взаимоотношения

со

сверстниками,

знакомим

с

правилами поведения детей в детском саду, в общественных местах.

В среднем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: семья,

мой

детский

сад,

родной

город,

достопримечательности,

приобщение

к

истокам русской культуры.

В старшем и подготовительном возрасте

основные направления работы -

краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой,

историческим прошлым России.

Реализации

поставленных целей и

задач

по нравственно –

патриотическому воспитанию должна помогать и предметно - развивающая

среда в группах (т.е. в каждой группе должен быть уголок патриотического

воспитания)

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию педагогом

используются такие методы и приемы как:

Беседы с детьми о родном городе, о столице нашей родины Москве,

рассказы, объяснения;

Чтение художественной литературы;

Разучивание с детьми песен,

стихов, пословиц, поговорок, чтение

сказок, прослушивание музыкальных произведений;

Просмотр

диафильмов,

репродукций

картин,

иллюстраций,

презентаций (их рассматривание и обсуждение);

Знакомство детей с народным

декоративно-прикладным искусством;

продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, конструирование,

аппликация и т.д.)

Наблюдения за окружающим миром, за трудовой жизнью людей, за

изменениями в облике города;

Привлечение

детей

к

посильному

общественно-полезному

труду

в

ближайшем для них окружении;

Целевые экскурсии (по территории детского сада, по району, в музей, в

театр). Но не всегда можно организовать экскурсию в музей или театр,

например при знакомстве со столицей нашей Родины, тут на помощь

приходят

виртуальные экскурсий. Что такое виртуальная экскурсия?

(

Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных

на данный момент способов представления информации, поскольку

они создают у зрителя полную иллюзию присутствия).

Поощрение

детей

за

инициативу

и

стремление

самостоятельно

поддерживать

порядок

в

ближайшем

окружении,

за

бережное

отношение

к

общественному

имуществу,

за

добросовестное

выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах

Личный

пример

педагога.

Мировоззрение

педагога,

его

взгляды,

суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий

фактор воспитания.

Наш

детский

сад

работает

по

календарно

тематическому

планированию, в него включены темы, по нравственно - патриотическому

воспитанию:

«Детский

сад»,

«Родной

город»,

«Моя

страна»,

«Семья.

Здоровый образ жизни», «Новогодние забавы» и т.д., но я считаю, что в

каждой

теме

недели

можно

поговорить

с

детьми

о

нравственном

или

патриотическом воспитании. (Например: тема недели «Птицы», здесь можно

поговорить с детьми младшего возраста о том каких птиц они видели на

улицах нашего города, с детьми старшего возраста о птицах, живущих в

нашем

регионе,

занесенных

в

Красную

книгу

нашей

области).

В

планировании работа

по нравственно – патриотическому воспитанию по

каждой теме должна включать в себя все виды детской деятельности - НОД,

трудовые поручения,

экскурсии, по некоторым темам – праздники. Ну и,

конечно игры, т.к. основная деятельность детей дошкольного возраста – это

игровая деятельность (дидактические, конструкторские, сюжетно – ролевые,

народные подвижные игры, игры – забавы и т.д.).

Тематическое планирование способствует эффективному и системному

усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где

они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только

содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и

длительность изучения.

Все мы знаем, что дошкольникам

свойственно

наглядно-образное

мышление. Поэтому необходимы «живые» наглядные предметы и материалы

для

ознакомления

детей

с

бытом,

традициями

(это

и

знакомство

с

национальным костюмом, старинной мебелью, посудой, и т. д.). Для этого

желательны посещения музеев, (так например, в этом году мы планируем

работать

с

музеем

декабристов),

а

также

организация

специальных

помещений в ДОО. В нашем детском саду есть мини - музей «Веселая

горница».

Использование инновационных педагогических технологий открывает

новые возможности воспитания и обучения дошкольников, поэтому одним из

методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в

условиях ДОУ может быть использован – проектный метод. Темы проектов

по нравственно – патриотическому воспитанию могут быть разнообразны,

но они должны соответствовать возрасту детей, их интересам.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному

отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует

большого

такта

и

терпения,

т.к.

в

молодых

семьях

вопросы

воспитания

патриотизма,

гражданственности

не

считаются

важными,

и

зачастую

вызывают лишь недоумение.

Поэтому

педагогам

нужно

просвещать

родителей

в

вопросах

нравственно – патриотического воспитания детей и привлекать к активному

участию в деятельности дошкольного учреждения

Например:

необходимо

отметить,

что

в

настоящее

время

у

людей

наблюдается

интерес

к

генеалогии,

к

исследованию

национальных,

сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.

Поэтому

семейное

изучение

своей

родословной

поможет

детям

начать

осмысление

очень

важных

глубоких

семейных

постулатов,

а

педагог

подтолкнет к этому родителей

Большое

значение

имеют

семейные

экскурсии

по

району,

городу,

посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д.

Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке. Не менее

интересно

провести

«мини-исследование».

Причем

воспитатель

вместе

с

родителями

должен

выбрать

и

определить

тему

исследования,

разумно

ограничивая

ее

«территориальные»

и

«временные

рамки»,

например,

исследование не истории города вообще, а истории улицы (микрорайона) на

которой находится детский сад или живут дети.

Яркие

впечатления

о

родной

природе,

об

истории

родного

края,

о

Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю

жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему

стать патриотом и гражданином своей страны.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники