Автор: Олькова Наталья Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: консультация для педагогов ДОО
Тема: "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов ДОУ
«Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении
задач нравственно – патриотического воспитания
в условиях реализации ФГОС».
Одним
из
компонентов
образовательной
области
«Социально
-
коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание
дошкольников.
Понятие
термина
«Патриотизм»
-
в
переводе
с
греческого,
означает
«соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство
принадлежности
к
родине,
отечеству,
стране,
где
он
родился,
и
к
ее
гражданам;
любовь
к
отечеству,
преданность,
стремление
служить
ее
интересам.
Патриотизм включает в себя:
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,
свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего
народа, его обычаям и традициям;
ответственность
за
судьбу
Родины
и
своего
народа,
их
будущее,
выраженное
в
стремлении
посвящать
свой
труд,
способности
укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это
сложное
чувство
возникает
еще
в
дошкольном
детстве,
когда
закладываются
основы
ценностного
отношения
к
окружающему
миру,
и
формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви
к своим
ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое,
трудовое,
умственное
воспитание.
В
процессе
такого
разностороннего
воспитания
и
зарождаются
первые
ростки
гражданско-патриотических
чувств.
Главной целью дошкольного образования в патриотическом воспитании
дошкольников
выступает закладывание основ нравственной личности с
активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию,
гармоничному
взаимодействию
с
другими
людьми.
Задачами для реализации патриотического воспитания являются (М.Д.
Маханева):
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Расширение представлений о городах России ;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются ежесекундно во всех видах детской
деятельности: на НОД, в режимных моментах (в играх, в труде, в быту), на
праздниках и т.д.
С чего начинается любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине? Она
начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,
бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, а
затем уже к городу, родному краю, стране.
Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников должно проходить
по модели:
В младшем дошкольном возрасте цель работы - это ознакомление детей с
ближайшим
окружением.
Мы
знакомим
детей
с
понятием
семья,
с
взаимоотношениями
членов
семьи,
с
детским
садом,
формируем
доброжелательные
взаимоотношения
со
сверстниками,
знакомим
с
правилами поведения детей в детском саду, в общественных местах.
В среднем дошкольном возрасте работа ведется по направлениям: семья,
мой
детский
сад,
родной
город,
достопримечательности,
приобщение
к
истокам русской культуры.
В старшем и подготовительном возрасте
основные направления работы -
краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой,
историческим прошлым России.
Реализации
поставленных целей и
задач
по нравственно –
патриотическому воспитанию должна помогать и предметно - развивающая
среда в группах (т.е. в каждой группе должен быть уголок патриотического
воспитания)
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию педагогом
используются такие методы и приемы как:
Беседы с детьми о родном городе, о столице нашей родины Москве,
рассказы, объяснения;
Чтение художественной литературы;
Разучивание с детьми песен,
стихов, пословиц, поговорок, чтение
сказок, прослушивание музыкальных произведений;
Просмотр
диафильмов,
репродукций
картин,
иллюстраций,
презентаций (их рассматривание и обсуждение);
Знакомство детей с народным
декоративно-прикладным искусством;
продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, конструирование,
аппликация и т.д.)
Наблюдения за окружающим миром, за трудовой жизнью людей, за
изменениями в облике города;
Привлечение
детей
к
посильному
общественно-полезному
труду
в
ближайшем для них окружении;
Целевые экскурсии (по территории детского сада, по району, в музей, в
театр). Но не всегда можно организовать экскурсию в музей или театр,
например при знакомстве со столицей нашей Родины, тут на помощь
приходят
виртуальные экскурсий. Что такое виртуальная экскурсия?
(
Виртуальные экскурсии – один из самых эффективных и убедительных
на данный момент способов представления информации, поскольку
они создают у зрителя полную иллюзию присутствия).
Поощрение
детей
за
инициативу
и
стремление
самостоятельно
поддерживать
порядок
в
ближайшем
окружении,
за
бережное
отношение
к
общественному
имуществу,
за
добросовестное
выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
Личный
пример
педагога.
Мировоззрение
педагога,
его
взгляды,
суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий
фактор воспитания.
Наш
детский
сад
работает
по
календарно
–
тематическому
планированию, в него включены темы, по нравственно - патриотическому
воспитанию:
«Детский
сад»,
«Родной
город»,
«Моя
страна»,
«Семья.
Здоровый образ жизни», «Новогодние забавы» и т.д., но я считаю, что в
каждой
теме
недели
можно
поговорить
с
детьми
о
нравственном
или
патриотическом воспитании. (Например: тема недели «Птицы», здесь можно
поговорить с детьми младшего возраста о том каких птиц они видели на
улицах нашего города, с детьми старшего возраста о птицах, живущих в
нашем
регионе,
занесенных
в
Красную
книгу
нашей
области).
В
планировании работа
по нравственно – патриотическому воспитанию по
каждой теме должна включать в себя все виды детской деятельности - НОД,
трудовые поручения,
экскурсии, по некоторым темам – праздники. Ну и,
конечно игры, т.к. основная деятельность детей дошкольного возраста – это
игровая деятельность (дидактические, конструкторские, сюжетно – ролевые,
народные подвижные игры, игры – забавы и т.д.).
Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где
они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только
содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и
длительность изучения.
Все мы знаем, что дошкольникам
свойственно
наглядно-образное
мышление. Поэтому необходимы «живые» наглядные предметы и материалы
для
ознакомления
детей
с
бытом,
традициями
(это
и
знакомство
с
национальным костюмом, старинной мебелью, посудой, и т. д.). Для этого
желательны посещения музеев, (так например, в этом году мы планируем
работать
с
музеем
декабристов),
а
также
организация
специальных
помещений в ДОО. В нашем детском саду есть мини - музей «Веселая
горница».
Использование инновационных педагогических технологий открывает
новые возможности воспитания и обучения дошкольников, поэтому одним из
методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в
условиях ДОУ может быть использован – проектный метод. Темы проектов
по нравственно – патриотическому воспитанию могут быть разнообразны,
но они должны соответствовать возрасту детей, их интересам.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует
большого
такта
и
терпения,
т.к.
в
молодых
семьях
вопросы
воспитания
патриотизма,
гражданственности
не
считаются
важными,
и
зачастую
вызывают лишь недоумение.
Поэтому
педагогам
нужно
просвещать
родителей
в
вопросах
нравственно – патриотического воспитания детей и привлекать к активному
участию в деятельности дошкольного учреждения
Например:
необходимо
отметить,
что
в
настоящее
время
у
людей
наблюдается
интерес
к
генеалогии,
к
исследованию
национальных,
сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Поэтому
семейное
изучение
своей
родословной
поможет
детям
начать
осмысление
очень
важных
глубоких
семейных
постулатов,
а
педагог
подтолкнет к этому родителей
Большое
значение
имеют
семейные
экскурсии
по
району,
городу,
посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т.д.
Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке. Не менее
интересно
провести
«мини-исследование».
Причем
воспитатель
вместе
с
родителями
должен
выбрать
и
определить
тему
исследования,
разумно
ограничивая
ее
«территориальные»
и
«временные
рамки»,
например,
исследование не истории города вообще, а истории улицы (микрорайона) на
которой находится детский сад или живут дети.
Яркие
впечатления
о
родной
природе,
об
истории
родного
края,
о
Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю
жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему
стать патриотом и гражданином своей страны.