Автор: Лукьянова Наталья Николаевна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 86
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: статья
Тема: Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду
Раздел: дошкольное образование
«Нестандартное физкультурное и игровое оборудование в детском саду»
Подготовила
инструктор
по
физкультуре
МБДОУ
ЦРР
№
86
г
Орла
Лукьянова Н.Н.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа
жизни
является
правильно
организованная
предметно-пространственная
среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она
должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной,
трансформируемой, полифункциональной, для этого можно использовать
физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное своими руками,
ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул
активации физкультурно-оздоровительной работы.
На
эффективность
проведения
занятий
влияет
качественная
и
глубоко
продуманная
предварительная
работа
по
подготовке
всех
необходимых
пособий
и
инвентаря,
которые
помогут
проводить
комплекс
живо,
эмоционально,
интересно.
Важной
задачей
является
насыщение
пространства
физкультурного
зала
недорогим,
нестандартным,
многофункциональным
оборудованием
и
инвентарем,
отвечающим
гигиеническим,
анатомофизиологическим,
психическим,
эстетическим,
эргономическим
и
другим
требованиям,
которая
соответствует
всем
санитарно-гигиеническим требованиям и нормам.
Нестандартное красочное многофункциональное оборудование, вызывает не
только большой восторг у детей, но и позволяет расширить возможности для
выполнения
многообразных
движений,
упражнений,
вызывая
интерес,
желание
поиграть
с
новыми
для
них
атрибутами.
Дети
с
большим
удовольствием
лазают,
бегают,
прыгают,
выполняют
всевозможные
упражнения,
играют
в
подвижные
игры.
Поэтому
крайне
необходимо
удовлетворить
потребность
ребенка
в
движении.
Оно
служит
важным
условием
формирования
всех
систем
и
функций
организма,
одним
из
способов
познания
мира,
ориентировки
в
нем,
а
так
же
средством
всестороннего развития дошкольника.
Все нестандартное оборудование можно разделить на несколько групп.
1 группа - дорожки здоровья и массажные принадлежности.
2 группа - атрибуты для ОРУ.
3 группа - атрибуты для подвижных игр и эстафет.
4 группа - атрибуты для выполнения основных движений.
Рассмотрим поподробнее каждую группу.
Дорожки здоровья и массажные принадлежности.
В дошкольном возрасте стопа только формируется, поэтому очень важно,
чтобы
она
приняла
правильную
форму
и
не
доставляла
в
дальнейшем
неудобств. Оптимальный профилактический и лечебный эффект ковриков
достигается
за
счет
того,
что
массажные
бугорки
на
их
поверхности,
имеющие
различную
высоту
и
диаметр,
стимулируют
рецепторы
подошвенной поверхности стопы ребенка, способствуя формированию ее
физиологических
сводов.
Массаж
рефлекторных
зон,
расположенных
на
ступнях,
полезен
любому
человеку,
так
как
способствует
укреплению
здоровья,
расслаблению,
гармонизации
жизненной
энергии,
а
также
препятствует развитию нарушений в функционировании организма.
1 дорожки здоровья.
Описание:
коврики
с
нашитыми
предметами.
Это
могут
быть
пробки
от
бутылок,
пуговицы,
жгуты,
веревки,
фломастеры,
деревянные
палочки,
мочалки, паролон, мех и т. д.
Ребристая дорожка
Варианты дорожек здоровья
2 Массажер для тела.
Описание: на леску нанизаны контейнеры от киндер сюрпризов, по краю
сделаны ручки или петельки для удобства
Цель: используется как для массажа, так и для выполнения упражнений
3 Массажер для рук и ног.
Описание: выполнен из колец от пробок пластиковых бутылок, вывернутых
выступающими концами на внешнюю сторону и собранных на палку.
Цель: самомассаж ног и рук.
Атрибуты для ОРУ:
1 Гантели.
Описание:
пластмассовые
белые
бутылочки,
украшенные
узкой
цветной
лентой, наполненные водой по 150-200гр
Цель использования: выполнение ОРУ, развитие ОВД, физических качеств:
силы, ловкости, развивает координацию движений.
«Гантели в руки мы возьмем, и упражнение начнем»
2 Помпоны для занятий ритмической гимнастикой и ОРУ.
Описание:
цветной
шпагат
скручен
в
виде
пампона,
с
одной
стороны
разрезан, с другой стороны крепко стянут нитками.
3 «Разноцветные крышечки».
Описание: пластмассовые крышки от майонезных ведер обклеены цветной
пленкой.
Цель:
выполнение
ОРУ,
основных
движений
(ходьба
и
бег
змейкой,
перешагивание, ползание змейкой и т. д.), использование в подвижных играх
(«цветные автомобили» в нескольких вариантах), эстафетах.
4 Название оборудования: «Ветерок в бутылке».
Описание:
в
пластиковую
бутылку
помещены
мелко
нарезанные
кусочки
бумаги. В крышке проделано отверстие и вставлена трубочка.
Цель:
учить
детей
правильной
регуляции
дыхания,
формировать
объем
легких.
5 Короткие косички.
Описание: из капроновых колготок разных цветов
сплетены косички, края
закреплены. Вариант: навязать крючком из шнура, пленки.
Цель: выполнение ОРУ, основных видов движений, игр, эстафет.
6 Ленты.
Описание: атласные и капроновые ленты нашиты на колечки, вырезанные из
пластиковых толстых бутылок.
Использование: ОРУ, подвижные игры.
Атрибуты для подвижных игр и эстафет:
1 Лыжи из войлока.
Описание:
из
толстого
войлока
вырезаны
пластины
и
пришиты
сверху
хлястики.
Цель
использования:
развивает
координацию
движений,
физические
качества (В играх-эстафетах, например "По горной лыжной тропе", «Кто по
снегу быстро мчится, провалится, не боится»).
2 Лыжи из плассмасовых бутылок.
Описание:
бутылки
прорезаны
так,
чтобы
входила
стопа,
края
обклеены
цветной изолентой.
Цель использования: таже.
3 Сани.
Описание: два куска мешковины 1м на 1м.
Двое детей берутся за углы и
везут третьего.
Вариант: Кусок скользящей ткани (кожзам) с пришитыми ручками.
Цель: развивает силу рук, координацию движений.
В играх - эстафетах, играх-забавах в зимний период
«Все лето мы стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы»
4 «Цветной салют».
Описание: 2 майонезных ведра обклеены цветной пленкой (например, одно
ведро
–
синей,
второе
ведро
-
желтой),
эти
ведра
наполнены
соответствующими по цвету пробками от бутылок (в синем ведре - синие
пробки, в желтом- желтые). Можно использовать детские песочные ведра.
Цель: развитие быстроты, ловкости, координации движений (игры-эстафеты).
5 «Цветные снежки».
Описание: детские колготки нарезаны на кусочки, набиты синдепоном и
сшиты с двух сторон.
Цель: развитие меткости, глазомера.
Можно использовать как для игр, эстафет, так и для ОВД.
6 Цветные бутылки.
Обычные маленькие пластиковые бутылки.
Возможно украшены цветной
пленкой.
Цель: можно использовать как кегли (ОРУ, ОВД, игры-эстафеты).
7 Обручи-«корзины».
Описание: к обручу пришит цветной красивый мешочек из ткани.
Использование: ОВД, игры-эстафеты (метание мешочков, малых
мячей
в
цель).
8 Следы.
Описание: из цветного картона вырезаны следы.
Использование: игры – эстафеты, ОВД (равновесие).
Пройти
по
следам.
Вариант:
ребенок
в
руках
держит
следы(10-15),
по
одному следочку кладет на пол и наступает на него.
9 Цветы.
Описание: из цветного картона склеены цветы на подставочке.
Использование: подвижные игры, игры-эстафеты.
Атрибуты для выполнения основных движений:
1 Тоннели из обручей.
Описание: на обруч нашита ткань, другой конец – свободный.
Цель использования: развивает координацию движений, ловкость, смелость,
умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом
пространстве ориентироваться в нем.
« Т ы
н е
б о й с я
т е м н о т ы ,
п о
т о н н е л и
п р о п о л з и »
2 Пеньки.
Описание: натуральные срезы разной высоты.
Цель использования: ОВД (прыжки, ходьба, бег).
«С пенька, на пенек, вот и весь урок»,
« Между елок пробегу и в лесочек попаду»
3 Разноцветные шары.
Описание: от стенки до стенки натянуты 2 лески, на них продеты по 10
разноцветных шаров, которые можно передвигать. Длина лесок по 6 метров.
Цель использования: профилактика при нарушении осанки, развитие ОВД
Передвигаются шары при помощи гимнастической палки или обруча.
«До шара дотянись, и с ним вместе пройдись».
4 Разноцветные плоскостные круги.
Описание: вырезанные из картона кольца.
Цель использования: ОВД (прыжки, метание).
5 Бревно.
Описание: поролоновое бревно, обтянутое дерматином.
Цель использования: ОВД (переползание, перепрыгивание,
формировать
умение прыгать на двух ногах, перешагивания через преграду, развивать
мышцы стоп, укреплять суставно-связочный аппарат).
«Вот лежит бревно - оно нас дожидается давно»
6 Цирковые обручи.
Описание: под потолком, на леске подвешиваются 2 обруча, высота обручей
регулируется.
Цель использования: развитие ОВД (бросание и ловле мяча, мешочков через
обруч).
«У нас мячик не простой, он летит в обруч – стрелой»
7 Cтойки с 4-мя перекладинами.
Описание: бросовый материал из клеенок, картонной трубы с отверстиями и
крючками для изменения высоты.
Цель: пролезание между 2-мя перекладинами, подлезание, и др.
«Подниму я ногу ловко, и в окошко проскочу»
8 Стойки с отверстиями.
Описание: картонной трубы с отверстиями.
Цель
использования:
развивают
гибкость,
координацию,
упражняют
в
подлезании, перелезании, ходьбе, прыжках, ориентировке в пространстве
9 Поролоновые бруски.
Цель использования: развитие ОВД: перешагивание, перепрыгивание
В индивидуальной работе, играх эстафетах.
10 «Ловушки».
Материал и изготовление. Из пластиковой бутылки вырезается воронка. К
краю воронки с помощью верёвки крепится капсула киндер – сюрприза.
Использование. Ребёнок берет воронку и старается подбрость капсулу так
чтобы она попала в воронку. Можно играть вдвоём. Кто больше раз попадёт
в воронку?
11 «Кочки».
Описание: мячи резиновые, разрезанные пополам.
Цель использования: как ориентиры, ОВД (перешагивание, перепрыгивание),
игры-эстафеты.
12 «Подвесные ленты».
Описание: на веревку нашиты ленты на определенном расстоянии друг от
друга.
Цель использования: ОВД (прыжки в высоту с места).