Напоминание

"Особенности управления дошкольными образовательными учреждениями на современном этапе"


Автор: Борщева Лариса Игоревна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 24 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Пятигорска, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности управления дошкольными образовательными учреждениями на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Борщева Лариса Игоревна,

заведующий МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»,

г. Пятигорск

«Особенности управления дошкольными образовательными учреждениями

на современном этапе»

Модернизация

образования

представляет

собой

важнейшее

направление

государственной политики Российской Федерации по существенному повышению качества

жизни граждан России. Основной целью развития образования в России является повышение

его качества, доступности и эффективности. В настоящее время модернизация образования

осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы

«Наша

новая

школа»,

приоритетного

национального

проекта

«Образование»,

государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020».

Данными

государственно-политическими

актами

предусматриваются

совершенствование

содержания

и технологий

образования,

повышение

эффективности

финансирования

и управления в системе образования, внедрение новых механизмов, способных кардинально

поднять качество отечественного образования.

Государственная

политика

в области

образования

направлена

на

качественные

изменения

деятельности

общеобразовательных

учреждений,

предъявляет

высокие

требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель дошкольного образовательного

учреждения

должен

суметь

обеспечить

переход

своего

учреждения

на

новый

уровень

развития. Современному руководителю важно обладать множеством управленческих знаний

и умений, быть мобильным, динамичным, конструктивным, уметь принимать ответственные

решения,

в том

числе

в ситуации

выбора,

прогнозировать

их

возможные

последствия,

обладать

развитым

чувством

ответственности

за

вверенный

ему

коллектив»

освоение

наиболее

рациональных

методов

и приемов

обучения

и воспитания.

Главным

для

руководителя является умение видеть будущее своего учреждения и знание, как это будущее

сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.

Цель

руководителя:

повышения

уровня

общедидактической

и методической

подготовленности педагогов к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен

опытом. Важны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая

может

перевести

дошкольное

учреждение

из

функционирующего

в развивающееся.

Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. В нем

преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.

Переход

к ситуативному

управлению

детским

садом

по

результатам

означает

радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде

всего его участниками.

В

соответствии

с

«Концепцией

дошкольного

воспитания»,

«Концепцией

модернизации

образования»,

а

также

нормативными

документами

Министерства

образования

осуществляется

построение

новой

системы

дошкольного

образования,

альтернативной предыдущей. На первый план выводится личностное развитие ребенка:

учебно-дисциплинарная

модель

воспитания

постепенно

уступает

место

личностно

ориентированной модели. Реформаторы подчеркивают, что мы находимся на стадии перехода

от понятия «дошкольное воспитание» к понятию «дошкольное образование», понимаемого

как «процесс расширения возможностей развития личности, направленный на обеспечение

компетентного выбора жизненного пути и саморазвитие ребенка».

Новый

подход

требует

пересмотра,

как

содержания

образования,

так

и

форм

взаимодействия

воспитывающих

взрослых

с

детьми

и

между

собой

в

процессе

педагогического

управления.

Если

в

прежней

системе

дошкольного

образования

повсеместно

отодвигались

понятия

о

самоценности

дошкольного

возраста

в

силу

господства

учебно

-

дисциплинарного

подхода,

то

сейчас

сходное

положение

вещей

продиктовано социальным заказом, ориентацией в условиях рынка на запросы родителей и

появлением в детском саду дополнительных специалистов.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от

профессионального уровня педагогических кадров. Однако, в настоящее время не хватает

квалифицированных

образованных

специалистов.

Отсутствие

существенных

мер

по

социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования, привело к

уходу

более

квалифицированных

специалистов

из

государственных

дошкольных

учреждений

в

другие

сферы

деятельности.

Одновременно

в

дошкольные

учреждения

приходят кадры, не имеющие педагогического образования. В результате резко снижается

общий профессиональный уровень педагогов. В последние годы в детские сады пришли

профессионалы-специалисты

(спортсмены,

художники

и

др.).

Обычно

они

ведут

кружковую работу в рамках дополнительных услуг. Однако эта работа не всегда приводит к

положительному

результату.

Реальная

практика

диктует

свое:

дополнительные

специалисты в детском саду существуют, и это положение стоит рассматривать не столько

как негативное явление, сколько как объективный факт, с которым необходимо считаться и

использовать в интересах дела.

Опыт работы показывает,

что существенные изменения необходимы в системе

подготовки

кадров.

Сегодня

требования

к

педагогическим

работникам

не

могут

базироваться

лишь

на

показателе

стажа

работы

и

наличия

диплома

об

образовании.

Актуальной

является

идея

специализации

на

факультетах

дошкольного

образования,

которая позволит подготовить для дошкольных учреждений профессионалов, способных

обеспечить как основные, так и дополнительные услуги для детей. В связи с этим, в

настоящее

время

предъявляются

большие

требования

к

руководителю

ДОУ,

его

профессиональной

компетентности,

управленческой

культуре,

организаторским

способностям.

Условием

оптимизации

работы

в

дошкольном

учреждении

я вл я е т с я

«дифференцированная организаторская деятельность со стороны руководителей детским

садом: целесообразная расстановка кадров; четкое распределение обязанностей между

всеми членами педагогического коллектива и обслуживающего персонала, установление

взаимосвязи

между

ними

внутри

коллектива,

а

также

с

коллективом

родителей

и

общественностью». Современному руководителю дошкольного учреждения при создании

организационно-управленческой

структуры

необходимо

учитывать

многие

проблемы,

связанные

с

зависимостью

образовательного

процесса

в

детском

саду

от

быстро

происходящих

в

обществе

перемен,

общих

ценностей

и

убеждений

персонала,

возможности обеспечения постоянного его самосовершенствования.

Сложившаяся социально-экономическая ситуация, обусловившая резкое сокращение

сети ДОУ, поставила перед учреждениями дошкольного образования проблему развития

своего

образовательного

потенциала,

поиска

новых

возможностей,

обеспечивающих

жизнеспособность ДОУ. Все это способствовало развитию инновационных процессов в

системе дошкольного воспитания, в ходе которых осваиваются новые модели образования

детей. В последние годы процесс дифференциации сети ДОУ продолжает развиваться, что

связано с расширением спектра услуг, предоставляемых детям и родителям, создание

адаптивной

системы

дошкольного

образования.

Появились

такие

формы

как

«группы

кратковременного пребывания», «семейный детский сад», «консультативные пункты» и т.д.

Изменения в области дошкольного образования и управления им ориентированы на

повышение

эффективности

педагогического

процесса,

качества

развития

личности

ребенка. Изучение проблемы управления - достаточно сложное дело.

Опыт

работы

показывает,

что

управленческая

деятельность

в

дошкольном

образовании длительное время руководствовалась авторитарным характером педагогики,

признающей управление как административную деятельность руководителей ДОУ. От

воспитателей,

специалистов

требовалось

лишь

обучать

и

воспитывать

детей,

а

не

управлять

процессом

формирования

знаний,

умений,

развитием

их

качеств

и

способностей. Да и дети рассматривались лишь как объекты педагогических воздействий.

Анализируя организацию педагогического процесса, можно увидеть: педагоги мало

что изменяют в своей деятельности, одни из них не готовы работать по-новому, а другие не

хотят. Возникает проблема - изменение деятельности педагога, имеющего сложившиеся

жизненные

и

педагогические

стереотипы.

Поэтому

одной

из

важнейших

проблем

современного

дошкольного

образования

является

управление

профессиональным

развитием педагогического коллектива.

Управленческую

деятельность

в

ДОУ

можно

рассматривать

на

различных

иерархических уровнях: управленческая деятельность администрации и управленческая

деятельность

педагогов

(воспитателей

и

специалистов).

При

этом

управленческая

деятельность администрации имеет организаторский характер, связанный с нормативно-

правовым

аспектом,

с

распределением

функциональных

обязанностей,

разработкой

стратегических

идей

по

развитию

дошкольного

учреждения

и

т.д.

Управленческая

деятельность педагогов в ДОУ направлена на воспитание, обучение и развитие детей.

Однако имеющиеся традиционные (в понимании управления) направления чаще

всего сводятся к перечислению того, что должен делать руководитель и какими качествами

он должен обладать. Такое понимание управления ошибки не содержит, но лишает его

категориального содержания. Делается недостаточный акцент на раскрытие этого понятия

через социально-педагогический подход. Управление рассматривается как деятельность по

организации педагогического процесса в ДОУ.

Рассматривая

взаимосвязь

управленческой

деятельности

администрации

и

управленческой

деятельности

педагогов,

следует

подчеркнуть,

что

управление

предполагает

преемственный

и

взаимообусловленный

характер,

оно

создает

условия

соответственно и для развития педагогического коллектива, и для развития воспитанников.

Следовательно,

основные

направления

управленческой

деятельности

в

условиях

современного дошкольного учреждения должны иметь инвариантный характер как для

администрации, так и для коллектива.

Таким образом, анализируя организацию педагогического процесса в современных

ДОУ

и

требования

к

специалистам,

осуществляющим

в

них

свою

деятельность

по

педагогическому управлению, необходимо ставить вопрос о подготовке кадров, способных

работать

в

быстро

меняющихся

социальных

условиях,

осуществляя

эффективно

управление

педагогической

системой.

Все

это

требует

от

будущего

специалиста

дошкольного

образования

достаточно

высокого

уровня

развития

профессиональной,

управленческо-педагогической культуры.

Основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению.

1.

Детский

сад,

в котором

ребенок

реализует

свое

право

на

индивидуальное

развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

2.

Педагог

развивает

свои

профессиональные

и личные

качества.

В условиях

модернизации

дошкольного

образования

в деятельности

педагогов

выделяют

ряд

взаимосвязанных

компонентов:

конструктивный,

организаторский,

коммуникативный,

которые конкретизируют деятельность педагогов. «Профессиональный стандарт педагога»

(приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н) определяет педагога, как ключевую фигуру

реформирования

образования.

Меняется

мир,

изменяются

дети,

что,

в свою

очередь,

выдвигает

новые

требования

к квалификации

педагога.

Следовательно,

введение

нового

профессионального

стандарта

педагога

должно

неизбежно

повлечь

за

совой

изменение

стандартов

его

подготовки

и переподготовки

в высшей

школе

и в

центрах

повышения

квалификации.

3. Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.

4.

Коллектив

работает

в творческом

поисковом

режиме,

гуманные

отношение

партнерского

сотрудничества;

уважение

и доверие

становятся

нормой

жизни

членов

коллектива;

педагог

обеспечивает

условия

для

перевода

ребенка

из

объекта

в субъект

воспитания;

дает

ребенку

возможность

быть

самим

собой;

организует

разнообразную

учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.

5. Родитель активный участник — образовательного процесса.

Все

изложенные

положения

лежат

в основе

философии

обновления

дошкольного

учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите

прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.

Список литературы

1.

Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – М: «Сфера»,1996.−56

с.

2.

Бондаренко,

А.К.

Заведующий

дошкольным

учреждением/

А.К.

Бондаренко,

Л.В.

Поздняк, В.И. Шкатулла. ─ М.: Просвещение, 1984 .−234 с.

3.

Денякина,

Л.М.

Новые

подходы

к

управленческой

деятельности

в

дошкольном

образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. - М: Новая школа,1997 – 48 с.

4.

Колодяжная,

Т.П.

Управление

современным

дошкольным

образовательным

учреждением: практич. Пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений,

слушателей ИПК: в 2-х частях/ Т.П. Колодяжная. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель»,

2002.-Ч.1.- 128 с.

5.

Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. пед.

вузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.−432 с.

6.

Фалюшина,

Л.И.

Управление

дошкольным

образовательным

учреждением.

Современный аспект/ Л.И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники