Автор: Борщева Лариса Игоревна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детского сада № 24 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Пятигорска, Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности управления дошкольными образовательными учреждениями на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование
Борщева Лариса Игоревна,
заведующий МБДОУ детского сада № 24 «Звездочка»,
г. Пятигорск
«Особенности управления дошкольными образовательными учреждениями
на современном этапе»
Модернизация
образования
представляет
собой
важнейшее
направление
государственной политики Российской Федерации по существенному повышению качества
жизни граждан России. Основной целью развития образования в России является повышение
его качества, доступности и эффективности. В настоящее время модернизация образования
осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы
«Наша
новая
школа»,
приоритетного
национального
проекта
«Образование»,
государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020».
Данными
государственно-политическими
актами
предусматриваются
совершенствование
содержания
и технологий
образования,
повышение
эффективности
финансирования
и управления в системе образования, внедрение новых механизмов, способных кардинально
поднять качество отечественного образования.
Государственная
политика
в области
образования
направлена
на
качественные
изменения
деятельности
общеобразовательных
учреждений,
предъявляет
высокие
требования к руководителю, поэтому сегодня руководитель дошкольного образовательного
учреждения
должен
суметь
обеспечить
переход
своего
учреждения
на
новый
уровень
развития. Современному руководителю важно обладать множеством управленческих знаний
и умений, быть мобильным, динамичным, конструктивным, уметь принимать ответственные
решения,
в том
числе
в ситуации
выбора,
прогнозировать
их
возможные
последствия,
обладать
развитым
чувством
ответственности
за
вверенный
ему
коллектив»
освоение
наиболее
рациональных
методов
и приемов
обучения
и воспитания.
Главным
для
руководителя является умение видеть будущее своего учреждения и знание, как это будущее
сделать наиболее успешным для всех участников образовательного процесса.
Цель
руководителя:
повышения
уровня
общедидактической
и методической
подготовленности педагогов к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен
опытом. Важны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая
может
перевести
дошкольное
учреждение
из
функционирующего
в развивающееся.
Развивающееся дошкольное учреждение постоянно работает в поисковом режиме. В нем
преобладают процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам.
Переход
к ситуативному
управлению
детским
садом
по
результатам
означает
радикальное изменение подходов к управлению учебно-воспитательным процессом и прежде
всего его участниками.
В
соответствии
с
«Концепцией
дошкольного
воспитания»,
«Концепцией
модернизации
образования»,
а
также
нормативными
документами
Министерства
образования
осуществляется
построение
новой
системы
дошкольного
образования,
альтернативной предыдущей. На первый план выводится личностное развитие ребенка:
учебно-дисциплинарная
модель
воспитания
постепенно
уступает
место
личностно
–
ориентированной модели. Реформаторы подчеркивают, что мы находимся на стадии перехода
от понятия «дошкольное воспитание» к понятию «дошкольное образование», понимаемого
как «процесс расширения возможностей развития личности, направленный на обеспечение
компетентного выбора жизненного пути и саморазвитие ребенка».
Новый
подход
требует
пересмотра,
как
содержания
образования,
так
и
форм
взаимодействия
воспитывающих
взрослых
с
детьми
и
между
собой
в
процессе
педагогического
управления.
Если
в
прежней
системе
дошкольного
образования
повсеместно
отодвигались
понятия
о
самоценности
дошкольного
возраста
в
силу
господства
учебно
-
дисциплинарного
подхода,
то
сейчас
сходное
положение
вещей
продиктовано социальным заказом, ориентацией в условиях рынка на запросы родителей и
появлением в детском саду дополнительных специалистов.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от
профессионального уровня педагогических кадров. Однако, в настоящее время не хватает
квалифицированных
образованных
специалистов.
Отсутствие
существенных
мер
по
социальной защите кадрового персонала системы дошкольного образования, привело к
уходу
более
квалифицированных
специалистов
из
государственных
дошкольных
учреждений
в
другие
сферы
деятельности.
Одновременно
в
дошкольные
учреждения
приходят кадры, не имеющие педагогического образования. В результате резко снижается
общий профессиональный уровень педагогов. В последние годы в детские сады пришли
профессионалы-специалисты
(спортсмены,
художники
и
др.).
Обычно
они
ведут
кружковую работу в рамках дополнительных услуг. Однако эта работа не всегда приводит к
положительному
результату.
Реальная
практика
диктует
свое:
дополнительные
специалисты в детском саду существуют, и это положение стоит рассматривать не столько
как негативное явление, сколько как объективный факт, с которым необходимо считаться и
использовать в интересах дела.
Опыт работы показывает,
что существенные изменения необходимы в системе
подготовки
кадров.
Сегодня
требования
к
педагогическим
работникам
не
могут
базироваться
лишь
на
показателе
стажа
работы
и
наличия
диплома
об
образовании.
Актуальной
является
идея
специализации
на
факультетах
дошкольного
образования,
которая позволит подготовить для дошкольных учреждений профессионалов, способных
обеспечить как основные, так и дополнительные услуги для детей. В связи с этим, в
настоящее
время
предъявляются
большие
требования
к
руководителю
ДОУ,
его
профессиональной
компетентности,
управленческой
культуре,
организаторским
способностям.
Условием
оптимизации
работы
в
дошкольном
учреждении
я вл я е т с я
«дифференцированная организаторская деятельность со стороны руководителей детским
садом: целесообразная расстановка кадров; четкое распределение обязанностей между
всеми членами педагогического коллектива и обслуживающего персонала, установление
взаимосвязи
между
ними
внутри
коллектива,
а
также
с
коллективом
родителей
и
общественностью». Современному руководителю дошкольного учреждения при создании
организационно-управленческой
структуры
необходимо
учитывать
многие
проблемы,
связанные
с
зависимостью
образовательного
процесса
в
детском
саду
от
быстро
происходящих
в
обществе
перемен,
общих
ценностей
и
убеждений
персонала,
возможности обеспечения постоянного его самосовершенствования.
Сложившаяся социально-экономическая ситуация, обусловившая резкое сокращение
сети ДОУ, поставила перед учреждениями дошкольного образования проблему развития
своего
образовательного
потенциала,
поиска
новых
возможностей,
обеспечивающих
жизнеспособность ДОУ. Все это способствовало развитию инновационных процессов в
системе дошкольного воспитания, в ходе которых осваиваются новые модели образования
детей. В последние годы процесс дифференциации сети ДОУ продолжает развиваться, что
связано с расширением спектра услуг, предоставляемых детям и родителям, создание
адаптивной
системы
дошкольного
образования.
Появились
такие
формы
как
«группы
кратковременного пребывания», «семейный детский сад», «консультативные пункты» и т.д.
Изменения в области дошкольного образования и управления им ориентированы на
повышение
эффективности
педагогического
процесса,
качества
развития
личности
ребенка. Изучение проблемы управления - достаточно сложное дело.
Опыт
работы
показывает,
что
управленческая
деятельность
в
дошкольном
образовании длительное время руководствовалась авторитарным характером педагогики,
признающей управление как административную деятельность руководителей ДОУ. От
воспитателей,
специалистов
требовалось
лишь
обучать
и
воспитывать
детей,
а
не
управлять
процессом
формирования
знаний,
умений,
развитием
их
качеств
и
способностей. Да и дети рассматривались лишь как объекты педагогических воздействий.
Анализируя организацию педагогического процесса, можно увидеть: педагоги мало
что изменяют в своей деятельности, одни из них не готовы работать по-новому, а другие не
хотят. Возникает проблема - изменение деятельности педагога, имеющего сложившиеся
жизненные
и
педагогические
стереотипы.
Поэтому
одной
из
важнейших
проблем
современного
дошкольного
образования
является
управление
профессиональным
развитием педагогического коллектива.
Управленческую
деятельность
в
ДОУ
можно
рассматривать
на
различных
иерархических уровнях: управленческая деятельность администрации и управленческая
деятельность
педагогов
(воспитателей
и
специалистов).
При
этом
управленческая
деятельность администрации имеет организаторский характер, связанный с нормативно-
правовым
аспектом,
с
распределением
функциональных
обязанностей,
разработкой
стратегических
идей
по
развитию
дошкольного
учреждения
и
т.д.
Управленческая
деятельность педагогов в ДОУ направлена на воспитание, обучение и развитие детей.
Однако имеющиеся традиционные (в понимании управления) направления чаще
всего сводятся к перечислению того, что должен делать руководитель и какими качествами
он должен обладать. Такое понимание управления ошибки не содержит, но лишает его
категориального содержания. Делается недостаточный акцент на раскрытие этого понятия
через социально-педагогический подход. Управление рассматривается как деятельность по
организации педагогического процесса в ДОУ.
Рассматривая
взаимосвязь
управленческой
деятельности
администрации
и
управленческой
деятельности
педагогов,
следует
подчеркнуть,
что
управление
предполагает
преемственный
и
взаимообусловленный
характер,
оно
создает
условия
соответственно и для развития педагогического коллектива, и для развития воспитанников.
Следовательно,
основные
направления
управленческой
деятельности
в
условиях
современного дошкольного учреждения должны иметь инвариантный характер как для
администрации, так и для коллектива.
Таким образом, анализируя организацию педагогического процесса в современных
ДОУ
и
требования
к
специалистам,
осуществляющим
в
них
свою
деятельность
по
педагогическому управлению, необходимо ставить вопрос о подготовке кадров, способных
работать
в
быстро
меняющихся
социальных
условиях,
осуществляя
эффективно
управление
педагогической
системой.
Все
это
требует
от
будущего
специалиста
дошкольного
образования
достаточно
высокого
уровня
развития
профессиональной,
управленческо-педагогической культуры.
Основополагающие требования к развивающемуся дошкольному учреждению.
1.
Детский
сад,
в котором
ребенок
реализует
свое
право
на
индивидуальное
развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.
2.
Педагог
развивает
свои
профессиональные
и личные
качества.
В условиях
модернизации
дошкольного
образования
в деятельности
педагогов
выделяют
ряд
взаимосвязанных
компонентов:
конструктивный,
организаторский,
коммуникативный,
которые конкретизируют деятельность педагогов. «Профессиональный стандарт педагога»
(приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н) определяет педагога, как ключевую фигуру
реформирования
образования.
Меняется
мир,
изменяются
дети,
что,
в свою
очередь,
выдвигает
новые
требования
к квалификации
педагога.
Следовательно,
введение
нового
профессионального
стандарта
педагога
должно
неизбежно
повлечь
за
совой
изменение
стандартов
его
подготовки
и переподготовки
в высшей
школе
и в
центрах
повышения
квалификации.
3. Руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов.
4.
Коллектив
работает
в творческом
поисковом
режиме,
гуманные
отношение
партнерского
сотрудничества;
уважение
и доверие
становятся
нормой
жизни
членов
коллектива;
педагог
обеспечивает
условия
для
перевода
ребенка
из
объекта
в субъект
воспитания;
дает
ребенку
возможность
быть
самим
собой;
организует
разнообразную
учебно-воспитательную деятельность; создает условия для сохранения здоровья ребенка.
5. Родитель активный участник — образовательного процесса.
Все
изложенные
положения
лежат
в основе
философии
обновления
дошкольного
учреждения. Контуры этой стратегии зафиксированы в Международной конвенции о защите
прав ребенка, предусматривающей его право на жизнь, защиту, развитие и свое мнение.
Список литературы
1.
Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. – М: «Сфера»,1996.−56
с.
2.
Бондаренко,
А.К.
Заведующий
дошкольным
учреждением/
А.К.
Бондаренко,
Л.В.
Поздняк, В.И. Шкатулла. ─ М.: Просвещение, 1984 .−234 с.
3.
Денякина,
Л.М.
Новые
подходы
к
управленческой
деятельности
в
дошкольном
образовательном учреждении/ Л.М. Денякина. - М: Новая школа,1997 – 48 с.
4.
Колодяжная,
Т.П.
Управление
современным
дошкольным
образовательным
учреждением: практич. Пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений,
слушателей ИПК: в 2-х частях/ Т.П. Колодяжная. - Ростов-н/Д: Издательство «Учитель»,
2002.-Ч.1.- 128 с.
5.
Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. пед.
вузов/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.−432 с.
6.
Фалюшина,
Л.И.
Управление
дошкольным
образовательным
учреждением.
Современный аспект/ Л.И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.