Напоминание

"Ситуативный разговор"


Автор: Козлова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4" "Журавлик"
Населённый пункт: Псковская область г. Великие Луки
Наименование материала: статья
Тема: "Ситуативный разговор"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Ситуативный разговор»

Ситуативный

разговор

специально

проектируемая

педагогом

или

возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование

коммуникативных способностей.

Принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода

к

формированию

диалогической

речи

и

недопустимость

сведения

задач

ситуативного

разговора

только

к

освоению

вопросно-ответной

формы.

Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений,

формирования активной ответной позиции, партнерских отношений.

Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю

важно

увидеть

их

и,

не

нарушая

деятельности

детей,

использовать

для

решения воспитательных обучающих развивающих задач. В каждой ситуации

перед

детьми

возникает

та

или

иная

проблема,

требующая

решения.

Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести

новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный

эмоциональный

настрой.

Во

время

участия

в

ситуативном

разговоре

у

ребенка

совершается

сложный

мыслительный

процесс

припоминания,

суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная

умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно

быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации

связано и со способностью к сдержанности: уметь внимательно слушать

других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в

памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка

дошкольного возраста.

1

Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми

- участие в ситуативном разговоре добровольное, основанное на интересе

детей;

- позиция взрослого как партнера по общению;

- изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает

право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его

темы, уходить от неприятных ситуаций;

- планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня,

чаще всего утром, вечером или во время прогулки;

- длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от

возраста детей;

- предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в

зависимости

от

их

желания

и

особенностей

содержания

ситуативного

разговора.

Технология проведения ситуативного разговора

Ситуативный разговор строится на непрерывной мобилизации детского

внимания,

активного

участия,

открытого

общения.

Для

некоторых

детей

участие

в

коллективном

обсуждении

ситуации

требует

определенного

волевого

усилия:

преодолеть

робость,

застенчивость

и

высказаться

в

присутствии

других.

Воспитателю

нужно

хорошо

продумать

логическую

структуру

ситуативного

разговора:

последовательно

расположить

весь

материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и

объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации

и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу

необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно

подключать

их

к

активному

участию

в

ситуации

общения.

Ситуативные

разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение

игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от

возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от

детей»,

т.е.

подмечает

их

в

детской

деятельности.

Например, в

младшей

2

группе целесообразно

проводить

ситуативный

разговор,

побуждающий

ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать (например,

что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте

специально

планируемыми

ситуативными

разговорами

могут

быть

игры

викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей»

Примерное

планирование

ситуативных

разговоров

в

воспитательно-

образовательном процессе.

Наименование режимного момента

Тематика ситуативных разговоров

Прием детей и уход домой

«Я должен спросить маму»

Ситуативный

разговор

о

правилах

хорошего тона

Умывание

«Чистота

залог

здоровья» Следует

напомнить детям о правилах поведения

в

умывальной

комнате(

о

том,

что

н е о б х о д и м о

з а к а т а т ь

р у к а в а ,

намыливать руки и выполнять прочие

процедуры над раковиной, о том, что

нельзя разбрызгивать воду). Напомнить

о том, что пользоваться можно только

своим полотенцем, а после процедуры

умывания нужно аккуратно вешать его

на свое место.

Прием пищи

Ситуативный

разговор

о

правилах

поведения за столом. При организации

завтрака,

обеда,

ужина

необходимо

обратить

внимание детей на то, как

накрыты

столы.

В

зависимости

от

меню

можно

уточнить

названия

некоторых

блюд.

Важно

отметить

заботу

няни

и

поваров

о

детях,

в

н е с кольк и х

с ло ва х

о б о з н ач и т ь

важность

и

необходимость

данных

профессий.

Рассказать

о

пользе

продуктов,

о

витаминах.

Одевание и раздевание

Ситуативный

разговор

на

т е м у

«Одежда».

Необходимо

напомнить

детям

название

одежды

и

е е

н а з н а ч е н и е , последовательность

одевания и раздевания.

3

Подготовка к прогулке, возвращение

с прогулки

«Как правильно одеваться зимой»

Подготовка

ко

сну,

дневной

сон,

подъем со сна.

Ситуативный разговор о пользе сна;

о необходимости ежедневной зарядки.

Прогулка

«Как

защитить

нос

от

мороза»

Поговорить

о

зиме,

об

особенностях

природы в этот период.

4



В раздел образования